Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

цистерцианцы

Энциклопедический словарь

Цистерциа́нцы - члены католического монашеского ордена, основанного в 1098. Первый монастырь ордена - Цистерциум (около Дижона, Франция). С XII в., после реорганизации ордена Бернаром Клервоским, стали называться и бернардинцами. В XII-XIII вв. орден цистерцианцев имел в Европе около 700 монастырей (мужские и женские).

* * *

ЦИСТЕРЦИАНЦЫ - ЦИСТЕРЦИА́НЦЫ, члены католического монашеского ордена, основанного в 1098. 1-й монастырь ордена - Цистерциум (ок. Дижона, Франция). С 12 в., после реорганизации ордена Бернаром Клервоским (см. БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ), стали называться и бернардинцами. В 12-13 вв. орден цистерцианцев имел в Европе ок. 700 монастырей (мужские и женские).

* * *

ЦИСТЕРЦИА́НЦЫ, католический монашеский орден, основанный в 1098 в Сито (лат. Cistercium - отсюда название) в Бургундии. Оформился как орден в 1118 и благодаря усилиям и авторитету св. Бернарда Клервоского к середине 12 в. распространился по всей Западной Европе. Цистерцианцы активно участвовали в христианизации и военной колонизации западнославянских земель, Прибалтики и Испании. Цистерцианцы не реформировали старые монастыри, но закладывали новые, резко противопоставляя себя прежнему монашеству, что институционально закрепила созданная ими новая форма организации монашества - орден. «В пустыне» - в еще не обжитых человеком местах - в простоте и бедности они надеялись в полной мере осуществить устав св. Бенедикта Нурсийского (см. БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ). Идеал бедности зримо отражали белые, дешевые (без красителя), «ангелические» одеяния, а также строгие, лишенные излишеств архитектура и внутреннее убранство цистерцианских монастырей. В основе ордена лежал принцип филиаций (лат. filiatio - родственное отпочкование): по достижении устойчивости и зрелости конвента аббат, дабы строгость монашеского идеала не смягчалась, посылал часть братьев для основания нового, дочернего монастыря, который настоятель материнской обители регулярно посещал. Из Сито были основаны четыре крупнейших аббатства цистерцианцев: Ла Ферте, Понтиньи, Клерво и Моримонд, к которым восходили все филиации ордена.

Условием монашеского служения цистерцианцы считали физический труд, в котором они видели средство воспитания смирения и обуздания «духа соблазна», а также гарантию независимости монастыря от мира. В отличие от прежнего монашества, цистерцианцам не дозволялось жить чужим трудом, иметь зависимых крестьян и вассалов. В результате они поначалу больше времени проводили в поле, на скотном дворе или в винограднике, чем в скриптории (см. СКРИПТОРИЙ), школе или храме за богослужением, которое в страду могло быть и опущено. Цистерцианский культ труда, интенсивное освоение цистерцианскими монахами лесов и пустышей, осушение болот, внедрение всевозможных технических новшеств значительно способствовали внутренней колонизации Западной Европы 12 в. Им отчасти принадлежит и заслуга в нравственной апологии трудовой деятельности. Очень скоро занятия физическим трудом были переданы конверсам (лат. conversi - обращенные), выходцам из сельской бедноты, которые хотя и принимали монашеские обеты, но жили отдельно от основной братии. Интенсивное высокорентабельное товарное хозяйство стало источником быстрого обогащения ордена. Современники иронизировали, что цистерцианские монастыри подобны Ноеву ковчегу, на который братья собрали все богатства, оставив снаружи запустение.

К концу 12 в. цистерцианцы, с их радикальным неприятием мира, противостоянием городской жизни, все более оттеснялись богатыми монастырями на периферию духовной жизни. Лишь в 17 в. в ответ на обмирщение культуры и растущий моральный релятивизм вновь приобрела значимость первоначальная строгость цистерцианского уклада. По инициативе А. Ж. Бутиллье де Рансе (1626-1700), с 1664 аббата монастыря Ла Траппе во Франции, оформилось строгое ответвление цистерцианцев - трапписты, которые на рубеже нашего века стали самостоятельным орденом (лат. ordo cisterciensium strictioris observantiae), в отличие от «святого ордена цистерцианцев» (лат. sacer ordo cisterciensium), объединяющего монастыри, не принимающих аскетической суровости траппистов.

Большой энциклопедический словарь

ЦИСТЕРЦИАНЦЫ - члены католического монашеского ордена, основанного в 1098. 1-й монастырь ордена - Цистерциум (ок. Дижона, Франция). С 12 в., после реорганизации ордена Бернаром Клервоским, стали называться и бернардинцами. В 12-13 вв. орден цистерцианцев имел в Европе ок. 700 монастырей (мужские и женские).

Энциклопедия Кольера

ЦИСТЕРЦИАНЦЫ - католический монашеский орден, названный по имени первого монастыря в Сито (лат. Cistercium) близ Дижона (Франция). Орден был учрежден в 1098 св. Робертом Молесмским с целью следования монашескому правилу св. Бенедикта в более строгой интерпретации. Цистерцианцев называли также "белыми монахами", потому что они носили белое облачение под черным наплечником. Автором конституции ордена, Хартии милосердия (Carta caritatis), по традиции считается третий аббат Цистерцианского монастыря св. Стефан Хардинг (ум. 1134). Согласно этому уставу, высшая власть в ордене принадлежит ежегодно собирающемуся генеральному капитулу аббатов, хотя отдельные монастыри пользуются самой широкой автономией; кроме того, он предусматривает ежегодную инспекцию всех монастырей. Аббатство Сито и четыре первых выделившихся из него аббатства (Ла Ферте, Понтиньи, Клерво и Моримон) со временем стали пользоваться главными прерогативами в администрации ордена, и в конце 16 в. за аббатом Сито был закреплен титул верховного аббата (аббата-генерала). Основатель и первый аббат монастыря в Клерво, св. Бернар Клервоский (1090-1153), способствовал быстрому распространению ордена по всей средневековой Европе и росту его популярности. Будучи красноречивым проповедником, он также выступил организатором 2-го Крестового похода (1147). После смерти св. Бернара в орден входило ок. 350 аббатств, а к концу Средних веков по всем католическим странам их было уже ок. 700. Хотя цистерцианцы ведут преимущественно созерцательную жизнь, они принимали участие и в миссионерской деятельности, особенно в Южной Франции (среди еретиков-альбигойцев) и в Восточной Европе. На протяжении всего Средневековья цистерцианцы очень много сделали для развития и распространения готической архитектуры. Кроме того, они применяли передовые сельскохозяйственные технологии, поднимая целинные земли и используя для осуществления этих проектов сотни братьев-мирян. Ренессансные веяния ослабили дисциплину во многих аббатствах, поскольку система пожалований аббатств, т.е. практика, при которой светское духовенство и миряне пользовались доходами с монастырских земель, привела к установлению светского контроля над большинством монастырей во Франции и Италии. Следствием Реформации явилось упразднение цистерцианских монастырей в Англии, Шотландии и скандинавских странах и значительное сокращение их числа в Германии. Различные реформистские течения раскололи орден и привели к образованию более или менее независимых конгрегаций. Самая известная из них - цистерцианцы строгого устава, впоследствии названные траппистами, - возникла во Франции в 17 в. и стала самостоятельным орденом в 1892. Французская революция и последовавшая за ней секуляризация привела цистерцианцев на грань исчезновения. Трапписты придерживаются строго созерцательного образа жизни, однако многие общины нереформированного обычного соблюдения устава занимаются педагогической и пастырской деятельностью. Цистерцианцам обычного соблюдения устава принадлежит 78 аббатств, где живет около 1350 монахов. Руководство ордена находится в Риме.

См. также ТРАППИСТЫ.

Цистерцианки. Женская ветвь цистерцианского ордена возникла в 12 в., однако без содействия со стороны аббатов Сито. К концу Средневековья ей принадлежало ок. 1000 аббатств. Цистерцианки внесли значительный вклад в развитие христианской мистики; в частности, Хельфтская школа в Саксонии, к которой принадлежали св. Гертруда Великая (ум. 1302), Мехтильда Магдебургская (ум. 1285) и Мехтильда Хакеборнская (ум. 1298), положила начало распространению почитания Святого Сердца Иисусова. Со временем многие аббатства цистерцианок вошли в подчинение аббатству Сито, однако большая их часть по-прежнему осталась в епархиальном подчинении. Эпоху секуляризации они преодолели более благополучно, чем мужские аббатства, поэтому и сейчас сестры-цистерцианки превосходят численностью братьев ордена. В настоящее время их ок. 2300 (самая большая группа - в Испании).

ЛИТЕРАТУРА

Фроссар А. Соль земли. О главных монашеских орденах. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЦИСТЕРЦИАНЦЫ, смотри Бернардинцы.

Орфографический словарь

цистерциа́нцы, -ев, ед. ч. -нец, -нца, твор. п. -нцем

Словарь иностранных слов

Монашеский орден, ветвь бенедектинского; название от монастыря cistercium во Франции.

Сканворды для слова цистерцианцы

- Монашеский орден.

Полезные сервисы