Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

чернышевский

Поговорки

Хватать/ хватить Чернышевского. Жарг. угол., арест. Шутл.-ирон. Плохо питаться, голодать. Чернышевский - чёрный хлеб. Балдаев 2, 142; Мильяненков, 273; ББИ, 279.

Синонимы к слову чернышевский

сущ., кол-во синонимов: 1

хлеб (75)

Грамматический словарь

Черныше́вский ф. <п 3а>

Словарь русских фамилий

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ ЧЕРНЯТИНСКИЙ

Русский писатель и философ Н. Г. Чернышевский обязан своей фамилией тому, что его отец при поступлении в Тамбовское духовное училище был записан там Чернышевским, по названию родного села Чернышево, Пензенской губернии. (Ф) Другая "черная" географическая фамилия Чернятинский - князья Чернятинские, отрасль рода тверских князей. Фамилия от села Чернятина в Твери. (В)

Сканворды для слова чернышевский

- Русский писатель, автор романов «Пролог», «Алферьев».

- Русский писатель, автор романа «Что делать?».

- Российский литературный критик.

- Эстетическая концепция этого русского писателя выражена им в лаконичном тезисе «Прекрасное есть жизнь!».

- Малая планета.

Полезные сервисы

чернышевский мир

Пословицы и поговорки Даль

Чернышевский (насильственный) мир (у калужан, коих усобицы прекратил генерал-губернатор П. Чернышев при Петре I).

См. ВОЛЯ - НЕВОЛЯ

Полезные сервисы

чернышевский н.г

Афоризмы

Чернышевский Николай Гаврилович (1828 - 1889)

Русский писатель, публицист, литературный критик, философ.

Афоризмы, цитаты -

Чернышевский Н.Г. - биография

Богатство - вещь, без которой можно жить счастливо, но благосостояние - вещь, необходимая для счастья.

Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.

Талант дает всякому двойную цену.

Характер средств должен быть таков, как характер цели, только тогда средства могут вести к цели. Дурные средства годятся только для дурной цели.

Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство.

Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная - от грубости и пошлости.

В правде сила таланта; ошибочное направление губит самый сильный талант.

Прогресс - стремление к возведению человека в человеческий сан.

Чувство собственного достоинства развивается только положением самостоятельного хозяина.

В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого.

Для измены родине нужна чрезвычайная низость души.

Люди перестали быть животными, когда мужчина стал ценить в женщине красоту.

Без приобретения чувств гражданина, ребенок мужского пола, вырастая, делается существом мужского пола средних лет, а потом пожилых лет, но мужчиной он не становится, или, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера.

Искусство есть средство для беседы с людьми.

Воображение строит свои воздушные замки тогда, когда нет не только хорошего дома, даже сносной избушки.

Полезные сервисы

чернышевский ник. гаврилович

Гуманитарный словарь

ЧЕРНЫШЕ́ВСКИЙ Ник. Гаврилович (1828-89) - мыслитель и публицист, один из основоположников рус. народнич. социализма, глава рев.-разночинцев (1850-60-е гг.). Род. в Саратове, в семье священнослужителя. Окончил духовное уч-ще, затем поступил прямо в старший класс Тамбовской духовной семинарии. Уже в то время поражал окружающих начитанностью, блестящими способностями, знанием языков (лат., греч., еврейск., франц., англ., польского). Окончив ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та, работал ст. препод. Саратов, г-зии, в 1853 переехал с женой в Петербург, защитил магист. дисс. "Эстетические отношения иск-ва к действительности", занимался науч. и публицистич. деят-ностью, сотрудничал в ж. "Отеч. записки" и "Современник", затем стал во главе последнего. Арестован за составление прокламации "Барским крестьянам" (1862), подвергнут гражд. казни (1864), приговорен к 7 годам каторги и до 1883 пробыл в Сибири. Вернувшись, жил в Астрахани, занимаясь лит. работой и переводами, затем переехал в Саратов, где вскоре умер. Для воззрений Ч. характерно сочетание принципов просвещения, рев. радикализма, крест. соц. и антилиберальной демократии. Вслед за Герценом он осмысливает проблему развития земледельческой России своим собств. некапиталистич. путем. Возможность избежать "язвы пролетариата" он видит в соедин. общин. землевладения и произ-ва после победы крест. рев-ции и безвозмездной передачи всей земли крестьянам. Поскольку рев. переворот является для Ч. полит, предпосылкой дальнейшей эволюции общин, форм х-ва и призван ликвидировать частную собств., Ч. призывает радикальных демократов порвать с либерализмом, не бояться возбуждения нар. страстей и не колебаться в применении крайних мер.

Филос. миросозерцание Ч. было весьма слабо и несамостоятельно. Оно определялось рационализмом, антропологич. материализмом и позитивизмом. Ч. высоко ценил Спинозу, Фейербаха, испытал большое влияние Бюхнера. В своем отрицании свободы воли, страстном атеизме, жестком детерминизме, в борьбе против суверенитета духа и души относительно природы и тела Ч. мало озабочивался соображениями собств. науч. и филос.-теоретич. объективности. Единство человека Ч. мыслил в понятиях сугубо биологич. подхода и вульгарного материализма. Сводя духовные и моральные начала к физич. и прагматич., он наивно полагал, что разработка нравств. категорий естеств.-науч. методом приведет к разрешению всех моральных проблем. Воспитавшись на взглядах Оуэна и Фурье, Ч. самостоятельно дополнял и перерабатывал их теории, но оставался в прнципе социалистич. романтиком и утопистом. В своих беллетристич. произв., особенно в ром. "Что делать?" (написанном во время заключения в крепости), Ч. рисует "розовые" картины грядущего земного рая, населенного счастливыми тружениками. Гл. особенностью мировоззрения Ч., как и всего нигилистич.-материалистич. течения в рус. об-ве, являлся пафос развенчания и низведения объективных духовных ценностей: Истины - к практич. пользе, Добра - к удовольствию, Личности - к телесно-эгоистич. индивиду, Свободы - к необходимости, Царства Божия - к социальному строю благоденствия и счастья. Для стиля мышления Ч. была характерна жесткая идеологич. догматичность, вообще весьма свойственная интеллигентам-разночинцам как людям, в большинстве своем вышедшим из духовных уч-щ и семинарий, освободившимся от тра-диц. религ. авторитетов, но склонных обожествить нечто из мира сего - типа естествознания, демократизма, социализма. Поэтому Ч., будучи верующим поклонником науки и ее идеологич. проповедником в сфере публицистики, внутр. оставался чужд ее строгим методам иссл. и обобщения. С именем Ч. связано обоснование новой эстетич. системы. Рассматривая лит-ру как важнейший фактор обществ, воздействия и имея в виду цель соц. переустройства России, Ч. последовательно выступал за демократизацию лит-ры и сформулировал осн. принципы материалистич. эстетики, к-рые должны были, по его понятиям, оказывать влияние на лит. процесс. В дисс. "Эстетич. отношения иск-ва к действительности" (1855) он, опираясь на Фейербаха, выступил против гл. тезисов эстетич. идеализма Гегеля, к-рые на рус. почве были филос. обоснованием "чистого иск-ва". В ст. "Об искренности в критике" и в "Очерках гоголевского периода рус. лит-ры" (1855-56), в серии ст. о рус. лит-ре его эстетич. воззрения конкретизировались: Ч. выдвинул тезис об "отрицательном" (критическом) реализме как о лит. принципе, отвечающем совр. требованиям рус. обществ, развития, и обосновал принципы "реальной критики", последовательно развитые затем Добролюбовым. Прагматич. цели преследовали и худож. соч. Ч. В ром. "Что делать?" (1863) Ч. поставил целью объяснить, как возникают "новые люди", гл. нравств. принципом жизни к-рых является "разумный эгоизм". В ром. "Пролог" (1870)4. говорил о временном поражении рев. демократии и подверг критике основы полит. жизни предреформ. России. Оба романа пользовались большой популярностью среди рус. рев. молодежи. Ч. следует признать первым крупным идеологом в рус. "левой" обществ. мысли, одним из основоположников доктрины партийности всякой философии. Он впервые возвышает материализм, экон. подход к обществ, жизни и принцип клас. борьбы до уровня филос.-теоретич. основы рев. движения с широкими соц.-культ. притязаниями. Не случайно деят-ность Ч. высоко оценивали Маркс, Энгельс, Ленин, к-рый говорил, что Ч. его всего в молодости глубоко внутренне "перепахал".

Соч.: Соч: В 2 т. М., 1986-87.

Н. Г. Чернышевский

Н. Г. Чернышевский

Полезные сервисы

чернышевский николай гаврилович

Энциклопедический словарь

Черныше́вский Николай Гаврилович (1828-1889), публицист, литературный критик, писатель. В 1856-62 один из руководителей журнала «Современник»; в области литературной критики развивал традиции В. Г. Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. В 1862 арестован по обвинению в связях с А. И. Герценом и составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», заключён в Петропавловскую крепость. В 1864 приговорён к 7 годам каторги (обвинение юридически не доказано, улики сфабрикованы следствием), затем был в ссылке в Восточной Сибири. В 1883 переведён в Астрахань, затем в Саратов. Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Стоял на позициях антропологизма. Считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину (один из родоначальников народничества). Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в романах «Что делать?» (1863) и «Пролог» (около 1867-69).

* * *

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович - ЧЕРНЫШЕ́ВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-89), русский писатель, публицист, литературный критик, один из идеологов революционного движения в России. В 1856-62 один из руководителей журнала «Современник»; в области литературной критики развивал традиции В. Г. Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. В 1862 арестован по обвинению в политических связях с А. И. Герценом (см. ГЕРЦЕН Александр Иванович) и составлении прокламаций «Барским крестьянам от доброжелателей поклон», заключен в Петропавловскую крепость. В 1864 приговорен к 7 годам каторги (обвинение юридически не доказано, улики сфабрикованы следствием), потом был в ссылке в Вост. Сибири. В 1883 переведен в Астрахань, затем в Саратов. Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Стоял на позициях антропологизма. Считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину (один из родоначальников народничества). Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в его романах «Что делать?» (1863) и «Пролог» (ок. 1867-69).

* * *

ЧЕРНЫШЕ́ВСКИЙ Николай Гаврилович [12 (24) июня1828, Саратов - 17 (29) октября 1889, там же], русский революционер, писатель и публицист, один из идеологов революционного движения в России, родоначальник народничества (см. НАРОДНИЧЕСТВО) .

Родился в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии. В 1850 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, затем преподавал в Саратовской гимназии. В 1853 переезжает в Петербург и сотрудничает в журналах «Современник» и «Отечественные записки». В 1855 Чернышевский защищает магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». В 1862 был арестован (по обвинению в сношениях с революционерами-эмигрантами) и около двух лет находился в заключении в Петропавловской крепости. Суд приговорил его к каторге и ссылке в Сибирь. Свыше двух десятилетий Чернышевский провел в тюрьме, нерчинских рудниках, вилюйской ссылке. В 1883 ему было разрешено поселиться в Астрахани, а в 1889, за полгода до смерти, он переехал в Саратов. Наиболее значительным литературным произведением Чернышевского был роман «Что делать?», написанный им в заключении.

Созданные им образы «новых людей» - молодых революционеров - оказали огромное влияние на радикальную российскую интеллигенцию и прежде всего на революционно настроенную молодежь.

Создатель утопического социалистического учения, Чернышевский был убежден, что в результате крестьянской революции Россия, минуя капитализм, станет на путь развития, ведущий к социализму. Он считал, что именно русская община даст возможность стране сразу перейти к социализму. Среди российских революционных идеологов Чернышевский выделялся последовательностью, с которой он стремился подчинить все сферы теоретической и практической деятельности решению революционных задач. Никакой «чистой науки» для него не существовало. Понять историю философии можно, только руководствуясь принципом партийности: «Политические теории, да и всякие вообще философские учения, создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, к которому принадлежал философ». Чернышевский причислял себя к материалистическому направлению в философии, однако и материализм интересовал его не столько как философская система, сколько как идеология, необходимая для революционной борьбы. Собственные взгляды он формулировал как непреложные и очевидные истины. На природу, заявлял Чернышевский, необходимо смотреть «так, как велят смотреть химия, физиология и длругие естественные науки. В природе нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются - начинается жизнь природы».

В своей теории «разумного эгоизма» Чернышевский дал своеобразную интерпретацию основного принципа утилитаристской этики (см. УТИЛИТАРИЗМ) : критерий морали - достижение пользы, выгоды, удовольствия и счастья. Его концепция «разумного эгоизма» оказывается рациональным фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для «разумной личности». «Новые люди» в его романе «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием. Такого понимания оказывается достаточно, чтобы и самую решительную жертву воспринимать как «удовольствие». Обращение Чернышевского к морали было связано с задачей выработки определенного нравственного кодекса идеологии революционного типа. В области эстетики отвергал «искусство для искусства», руководствовался принципом «прекрасное есть жизнь», ставя красоту в реальности выше красоты в искусстве.

Большой энциклопедический словарь

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-89) - русский писатель, публицист, литературный критик. В 1856-62 один из руководителей журнала "Современник"; в области литературной критики развивал традиции В. Г. Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. В 1862 арестован по обвинению в политических связях с А. И. Герценом и составлении прокламаций "Барским крестьянам от доброжелателей поклон", заключен в Петропавловскую крепость. В 1864 приговорен к 7 годам каторги (обвинение юридически не доказано, улики сфабрикованы следствием), потом был в ссылке в Вост. Сибири. В 1883 переведен в Астрахань, затем в Саратов. Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Стоял на позициях антропологизма. Считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину (один из родоначальников народничества). Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в его романах "Что делать?" (1863) и "Пролог" (ок. 1867-69).

Энциклопедия Кольера

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-1889), русский писатель, публицист, общественный деятель. Родился 12 июля 1828 в Саратове в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии. В 1850 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. После университета преподавал в Саратовской гимназии. В 1853 переезжает в Петербург и сотрудничает в журналах "Современник" и "Отечественные записки". В 1855 Чернышевский защищает магистерскую диссертацию Эстетические отношения искусства к действительности. В 1862 был арестован и около двух лет находился в заключении в Петропавловской крепости. Суд приговорил его к каторге и ссылке в Сибирь. В 1883 Чернышевскому было разрешено поселиться в Астрахани, а за полгода до смерти переехать в Саратов. Умер Чернышевский в Саратове 17 октября 1889. Чрезвычайно сильное влияние оказало на Чернышевского философское учение Л.Фейербаха. Уже в конце жизни он писал, что считает себя верным последователем немецкого материалиста. "Единственной философской системой, верной научному духу" называл Чернышевский учение одного из основоположников позитивизма - О.Конта. В то же время многое в учении Конта он не принимал и оценивал весьма критически (в частности, контовскую концепцию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества). Идеализм во всех его разновидностях был для Чернышевского постоянным объектом критики - непримиримой и радикальной. У Фейербаха он особенно ценил именно такой подход. В фейербаховской критике гегелевской философии он видел образец решительного и последовательного преодоления "метафизической трансцендентальности", хотя и признавал заслуги представителей немецкого классического немецкого идеализма (прежде всего Гегеля и Шеллинга) в сфере диалектики, в определении "общих форм, по которым двигался процесс развития". К основным философским трудам Чернышевского относятся Эстетические отношения искусства к действительности (1855); Антропологический принцип в философии (1860); Характер человеческого знания (1885). В.И.Ленин писал, что от сочинений Чернышевского веет духом классовой борьбы. Действительно, даже среди российских революционных идеологов Чернышевский выделялся последовательностью, с которой он стремился подчинить все сферы теоретической и практической деятельности решению революционных задач. Никакой "чистой науки" для него не существовало. Понять историю философии можно, только руководствуясь принципом партийности: "Политические теории, да и всякие вообще философские учения создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, к которому принадлежал философ". Причисляя себя к материалистическому направлению в философии, Чернышевский критиковал не только последовательный философский идеализм, но и все, в чем усматривал уступку идеалистическому мировоззрению: скептицизм, дуализм и пр. Можно сказать, что и материализм интересовал его не столько как философская система, сколько как идеология, необходимая для революционной борьбы. Собственные взгляды он формулировал как непреложные и очевидные истины. На природу, заявлял Чернышевский, необходимо смотреть "так, как велят смотреть химия, физиология и другие естественные науки. В природе нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются - начинается жизнь природы". Столь же безапелляционно Чернышевский формулировал и суть своего понимания основ материалистической гносеологии: "Ощущение по самой натуре своей непременно предполагает существование двух элементов мысли, связанных в одну мысль: во-первых, тут есть внешний предмет, производящий ощущение; во-вторых, существо, чувствующее, что в нем происходит ощущение; чувствуя свое ощущение, оно чувствует известное свое состояние; а когда чувствуется состояние какого-нибудь предмета, то, разумеется, чувствуется и самый предмет". Моральная философия И.Бентама, родоначальника этики утилитаризма, была хорошо известна в России 19 в. Чернышевский в своей теории "разумного эгоизма" дал своеобразную революционную интерпретацию основного принципа утилитаристской этики: критерий морали - достижение пользы, выгоды, удовольствия и счастья. Концепция "разумного эгоизма" оказывается рациональным фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для "разумной личности". "Новые люди" в его знаменитом романе Что делать? осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием. Такого понимания оказывается достаточно, чтобы и самую решительную жертву воспринимать как "удовольствие". Обращение Чернышевского к моральной сфере было связано с задачей выработки определенного нравственного кодекса идеологии революционного типа. В своей эстетике, в отношении к искусству мыслитель-революционер руководствовался теми же общими принципами. "Искусство для искусства, - утверждал он, - мысль такая же странная в наше время, как "богатство для богатства", "наука для науки" и т.д. Все человеческие дела должны служить на пользу человеку.., искусство также должно служить на какую-нибудь существенную пользу, а не на бесплодное удовольствие".

ЛИТЕРАТУРА

Котляревский Н. Очерки из истории общественного настроения 60-х гг. Н.Г.Чернышевский и новая вера в философском одеянии. - Вестник Европы, 1912, дек. Стеклов Ю.М. Н.Г.Чернышевский. Его жизнь и деятельность, 2-е изд. М. - Л., 1928 Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений, тт. 1-15. М., 1939-1953 Н.Г.Чернышевский в воспоминаниях современников. М., 1982

Полезные сервисы

чернышевский, николай гаврилович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Николай Гаврилович Чернышевский.

Николай Гаврилович Чернышевский.

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828 - 89), публицист, литературный критик, писатель. В 1856 - 62 один из руководителей журнала "Современник"; в области литературной критики развивал традиции В.Г. Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. В 1862 арестован по обвинению в отношениях с А.И. Герценом и составлении прокламации "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон", заключен в Петропавловскую крепость. В 1864 приговорен к 7 годам каторги (обвинение юридически не доказано, улики сфабрикованы следствием), потом был в ссылке в Восточной Сибири. В 1883 переведен в Астрахань, затем в Саратов. Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Стоял на позициях антропологизма. Считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину (один из родоначальников народничества). Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в романе "Что делать?" (1863) и "Пролог" (около 1867 - 69).

Полезные сервисы