Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

юго-

Толковый словарь

Первая часть сложных слов, вносящая значение сл.: юг, южный (ю́го-восто́к, ю́го-восто́чный, ю́го-за́пад, ю́го-за́падный и т.п.).

Полезные сервисы

юго-восток

Толковый словарь

м.

Местность, часть страны, материка, расположенная в направлении между югом и востоком.

Толковый словарь Ушакова

Ю́ГО-ВОСТОК, юго-востока, мн. нет, муж.

1. Сторона горизонта, расположенная между югом и востоком (в письме обычно обозначается: Ю.-В., ю.-в.). Держать курс на юго-восток.

2. Часть местности, расположенная в направлении этой стороны горизонта. На юго-востоке СССР.

Толковый словарь Ожегова

Ю́ГО-ВОСТО́К, -а, м. Направление между югом и востоком.

Словарь существительных

ЮГО-ВОСТО́К, -а, м

Направление в пространстве относительно экватора вправо и вниз, между югом и востоком.

Австралия находится на юго-востоке от России.

Энциклопедический словарь

ЮГО-ВОСТО́К -а; м. Направление между югом и востоком. Птицы летели на юго-восток. // чего. Местность, часть страны, государства, материка, расположенная в этом направлении. Юго-восток России.

К ю́го-восто́ку от кого-чего. в зн. нареч. К такому направлению; юго-восточнее. На ю́го-восто́ке от кого-чего, в зн. нареч. В таком направлении; юго-восточнее. Ю́го-восто́чный, -ая, -ое. Ю-ое направление. Ю. ветер. Ю́го-восто́чнее, нареч.

Академический словарь

-а, м.

Направление, часть горизонта между югом и востоком.

Над навесом веранды была прохлада тени, падающей с юго-востока. Чернышевский, Отблески сияния.

Телега, обдавая нас грязью, покатила на юго-восток. Арамилев, На острове Лебяжьем.

|| чего.

Местность, часть страны, государства, материка, расположенная в этом направлении.

Юго-восток СССР.

Слитно. Раздельно. Через дефис

ю/го-восто/к, ю/го-восто/ка

Орфографический словарь

ю́го-восто́к, -а

Формы слов для слова юго-восток

ю́го-восто́к, ю́го-восто́ки, ю́го-восто́ка, ю́го-восто́ков, ю́го-восто́ку, ю́го-восто́кам, ю́го-восто́ком, ю́го-восто́ками, ю́го-восто́ке, ю́го-восто́ках

Синонимы к слову юго-восток

сущ., кол-во синонимов: 2

зюйд-ост

юг

Антонимы к слову юго-восток

северо-запад

Морфемно-орфографический словарь

ю́г/о/-восто́к/.

Полезные сервисы

юго-восточная азия

Энциклопедический словарь

Ю́го-Восто́чная А́зия - природная область в Азии, включающая полуостров Индокитай, Малайский архипелаг и прилегающие территории. 4,5 млн. км2. Рельеф среднегорий и равнин. Тропические леса и саванны. К странам Юго-Восточной Азии относят Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд, часто - Филиппины. Иногда страны Юго-Восточной Азии включают в состав Южной Азии.

* * *

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ - Ю́ГО-ВОСТО́ЧНАЯ А́ЗИЯ, природная область в Азии, включающая п-ов Индокитай, Малайский арх. и прилегающие территории, 4,5 млн. км2. Население 463 млн. человек (1993). Рельеф среднегорий и равнин. Тропические леса и саванны. К Юго-Вост. Азии относят Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд, часто - Филиппины. Иногда страны Юго-Вост. Азии включают в состав Южной Азии (см. ЮЖНАЯ АЗИЯ).

Большой энциклопедический словарь

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ - природная область в Азии, включающая п-ов Индокитай, Малайский арх. и прилегающие территории, 4,5 млн. км². Население 463 млн. человек (1993). Рельеф среднегорий и равнин. Тропические леса и саванны. К Юго-Вост. Азии относят Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд, часто - Филиппины. Иногда страны Юго-Вост. Азии включают в состав Южной Азии.

Орфографический словарь

ю́го-Восто́чная а́зия

Полезные сервисы

юго-восточнее

Орфографический словарь

ю́го-восто́чнее, нареч.

Полезные сервисы

юго-восточной азии цивилизация

Энциклопедия Кольера

К югу от Китая и к востоку от Индии находится полуостровной и островной регион Юго-Восточной Азии, включающий Мьянму (Бирму), Таиланд, Индокитай (Лаос, Камбоджу, Вьетнам), Малайзию и Индонезию, а также Бруней и Сингапур. На этой территории в первые века новой эры выросла самобытная цивилизация, породившая большие города, гигантские храмы, сложные ирригационные системы, а также обширные мощные государства. Самое известное из них - держава, созданная кхмерами на землях Камбоджи со столицей в самом сердце джунглей, в районе Ангкора. Своим происхождением и в значительной степени своими основными чертами цивилизация Юго-Восточной Азии обязана влиянию Индии, в частности индуизму и буддизму. Их воздействие было настолько сильным, что современные ученые называют данную цивилизацию "индусско-буддийской". ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИНДУИСТСКО-БУДДИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

История Юго-Восточной Азии до 2 в. н.э. остается белым пятном в науке. Наиболее ранние сведения о ней содержатся в китайских письменных источниках того времени и находках археологов. В китайских династических хрониках упоминаются государства, чьи правители носили индийские имена на санскрите, а священнослужителями были представители высшей касты - брахманы. Изображения Будды того же стиля, что и в Амаравати на р.Кришна, в Южной Индии, характерные для периода между 150 и 250 н.э., были обнаружены в Таиланде, Камбодже и Аннаме (Центральный Вьетнам), и на островах Ява, Суматра и Сулавеси. Самые ранние тексты - на санскрите - были найдены на Западной Яве, Восточном Калимантане, на севере Малайи и в Камбодже. Эти надписи выполнены древним алфавитом времен Паллавов - тамильской династии, правившей с 3 по 8 в. в Канчипураме, на юго-востоке Индии. К более поздним временам относятся свидетельства, отражающие культурные веяния из других областей Индии. С северо-востока пришло одно из направлений буддизма - махаяна. Она несла на себе отпечаток мистической, сложившейся под влиянием индуизма доктрины тантризма, зародившейся в буддийском монастыре Наланда в Бихаре. С 11 в. начинает сказываться авторитет цейлонской (ланкийской) ветви буддизма. Эта ветвь буддизма - хинаяна (тхеравада) - постепенно вытеснила махаяну и индуизм из Бирмы, Таиланда, Камбоджи и Лаоса.

Древнейшая культура Юго-Восточной Азии. Происхождение народов Юго-Восточной Азии. Мало что известно о генезисе и ранней миграции народов, которые под влиянием индуизма и буддизма выработали свои собственные культуры. В наши дни наиболее цивилизованные народы населяют равнины, особенно речные долины и дельтовые низменности, а также морские побережья. Относительно отсталые в хозяйственном отношении народы ведут полукочевой образ жизни в горах и других возвышенных районах. Культуры неолита, а также бронзового и железного века были принесены в Юго-Восточную Азию малайскими племенами из Юго-Западного Китая, которые подразделяются соответственно на протомалайские и предмалайские. Они и стали этническим субстратом нынешнего населения региона. Обе эти группы, вероятно, мигрировали вниз по речным долинам в сторону дельтовых и приморских районов. Южно-Китайское море, Сиамский залив и Яванское море образовывали своего рода внутренний бассейн, способствуя общности культур народов, проживавших на побережье и берегах впадающих в них рек.

Материальная культура. Материальное благополучие народов Юго-Восточной Азии было основано на выращивании плодовых деревьев, интенсивном возделывании риса и рыболовстве. Системы искусственного орошения требовали сравнительно высокой плотности населения: ирригационные сооружения строились при участии больших масс людей, организованных либо под властью сильного вождя, либо, в ряде случаев, в рамках сельских общин. По-видимому, к этому времени относится появление свайных построек и использование одомашненных буйволов для вспашки полей. Существовала и "лодочная" цивилизационная культура, отличавшаяся удивительным разнообразием используемых судов разных видов и размеров. Многие семьи проводили жизнь на своих лодках, и вплоть до недавнего времени сообщение между населенными пунктами в Юго-Восточной Азии осуществлялось преимущественно по воде. Особенно высоким искусством судовождения обладали жители побережий, совершавшие дальние морские путешествия.

Религия. Религия представляла собой смесь трех элементов: анимализма, культа предков и поклонения местным богам плодородия. Особенно почитались водные боги плодородия в виде нага - мифической кобры с несколькими человеческими головами. Для жителей Юго-Восточной Азии мир был наполнен таинственными силами и духами, представления о которых отражались в драматических мистериях и в дошедших до наших дней произведениях искусства. С культом предков было связано строительство мегалитов, в которых помещали останки умерших вождей.

Проникновение индийской культуры. Проникновение индуизма и буддизма в Юго-Восточную Азию, по-видимому, началось еще до 2 в. н.э. Индуизм насаждался правителями местных государств, стремившимися подражать пышности индийских дворов. Буддизм приносили с собой нищенствующие буддийские монахи (бхиксу), основывавшие монастыри. Правители, принимавшие индуизм, приглашали индийских брахманов для отправления ритуалов обожествления монархов путем их отождествления с одним из высших индуистских богов - Шивой, Вишну или Харихарой, (божеством, соединяющим черты двух первых). Новые имена правителей часто указывали на богов, с которыми они отождествлялись (Исанаварман - "Любимец Шивы", Индраварман - "Любимец Индры" и Джайяварман - "Любимец победы"). Широкое использование суффикса "-варман" в именах, по-видимому, уходит корнями к Паллавам. Поначалу это был ритуальный суффикс кшатриев - сословия (варны) воинов и вождей в Древней Индии, но позже он утратил сословное значение и употреблялся для обозначения членов правящего класса. Кроме брахманов, властители должны были приглашать специалистов по сооружению подобающих святилищ для поклонения богу-царю. Постепенно санскрит стал священным придворным языком. Со временем индийское письмо было адаптировано для первых литературных произведений на местных языках. Великолепными примерами этого служат наиболее ранние из дошедших до нас надписей на яванском, малайском, монском и кхмерском языках. Для легитимизации правителей Юго-Восточной Азии брахманы использовали мифические образы, взятые из эпических поэм Рамаяна и Махабхарата, а также из пуран (сборников религиозных мифов и гимнов) и других текстов, содержащих мифическую генеалогию царских фамилий области Ганга. Они насаждали также систему управления, изложенную в Артхашастре (Трактате о политике и государстве), индийскую астрологию и индийские календари. В этот процесс важный вклад внесли и сами жители Юго-Восточной Азии, многие из которых совершали паломничество в Индию для изучения священных текстов. Ранние шиваитские надписи указывают на то, что в основе государственной религии лежал культ царской линги (фаллического символа), в которой, как считалось, концентрировалась магическая сила бога-царя, обеспечивавшая благоденствие государства. Таким образом, автохтонный культ плодородия был облачен в индийские одежды

РАННИЕ ИНДУИЗИРОВАННЫЕ ГОСУДАРСТВА

Фунань. Первые находившиеся под индийским влиянием царские дворы, известные историкам, появились к концу 2 в. н.э. в трех областях: а) в дельте Меконга, б) на побережье современного Вьетнама, к югу от Хюэ, и в) на севере Малайи. Название "Фунань", под которым известно государство, располагавшееся в дельте Меконга, встречается в китайских источниках и представляет собой производное от древнекхмерского слова "гора". Для китайцев Фунань означала страну "царя горы". Китайские источники сообщают, что ее правящая династия была основана брахманом по имени Каундинья, женившимся на предводительнице одного из местных племен. В основу этой легенды была положена местная версия династического мифа Паллавов, в котором основательницей рода была принцесса Нага - мифическая девятиголовая кобра, богиня воды. Позже Нагу в качестве священного символа переняли у Фунани кхмеры, и она стала непременным атрибутом иконографии кхмерской столицы Ангкора. Считалось, что процветание страны поддерживается еженощным соединением кхмерских царей и принцессы Наги. В первой половине 3 в. Фунань превратилась в мощную империю под управлением царя, чье имя упоминается в китайских хрониках как Фан Шиман. Корабли этого монарха господствовали на морях, а государства на землях нижнего течения Меконга вплоть до северных районов п-ова Малакка были его вассалами. Фан Шиман принял титул магараджи, или "великого правителя", направил одно посольство ко двору Мурунды в Индию, а другое в Китай. Некто Канг Тай, которого китайский император направил с ответным посольством, оставил первое описание Фунани. Ее последующие правители расширили территорию государства и его заморскую торговлю. Как следует из сохранившихся надписей, одной из задач царской власти было развитие ирригации. Крупномасштабные работы по созданию оросительных систем часто связывались со святилищами, где хранились следы Вишну. Подобно Риму в Европе, Фунань оставила многие элементы своей культуры в наследство сменившим ее государствам, но в середине 6 в. под напором набиравших силу кхмеров влияние самой Фунани сходит на нет. Китайцы называли кхмерское государство Ченла и сообщали, что поначалу оно было вассалом Фунани. Никакого объяснения этого названия не обнаружено. На протяжении столетия, предшествовавшего вступлению на престол кхмерского царя Джайявармана II в 802, китайские источники упоминают о двух государствах: Ченла Земли и Ченла Воды. До сих пор мало что известно об их истории. Название "Ченла" упоминалось еще долгое время после основания великого кхмерского города Ангкор.

Тьямпа (Чампа). Историческая вьетнамская область Аннам богата археологическими памятниками народа, известного как тямы (чамы). Впервые в истории они упоминаются как линь-и в донесениях китайского наместника севернее расположенного Намвьета: высокопоставленный чиновник жаловался на набеги тямов. До сих пор остается невыясненным, каким образом к ним проникали индийские веяния. Самые ранние надписи, датированные ок. 400 н.э., свидетельствуют о том, что придворной религией у них был шиваизм. Одна из надписей связана с самой древней лингой, обнаруженной в Юго-Восточной Азии. Ранняя история тямов представляет собой непрерывную череду попыток экспансии на север как сухопутным, так и морским путями, что вынудило китайцев предпринять против них карательные экспедиции. Вьетнамцы в то время населяли земли, граница которых на юге лишь ненамного выходила за пределы области Тонкин, занимающей северную часть современного Вьетнама. После освобождения от китайского владычества в 939 между вьетнамцами и тямами развернулась длительная борьба за обладание землями к югу от Тонкина. В конечном итоге, после падения Тьямпы в 15 в. испытавшая сильное китайское воздействие вьетнамская культура вытеснила индуизированную культуру тямов.

Государства на полуострове Малакка. Скудные сведения об этих государствах имеются в китайских источниках. Более ценную информацию содержат надписи, выполненные древнейшим письмом Паллавов, самые ранние из которых относятся к концу 4 в.

Ранние индонезийские государства. Самые первые известные нам надписи на Яве относятся примерно к 450. Они были сделаны царем Тарумы на Западной Яве - Пурнаварманом, который начал строительство оросительных систем и воздвиг храм, посвященный богу Вишну. На востоке Калимантана, в районе Кутей, на р.Махакам, найдены относящиеся к началу 5 в. надписи некоего царя Мулавармана, но о дальнейшей судьбе его державы ничего не известно. В китайских источниках упоминается существование индуизированных государств на Суматре начиная с 5 в., обнаруженные надписи датируются не ранее конца 7 в.

Юго-Восточная Азия ок. 500 г. н. э.

Юго-Восточная Азия ок. 500 г. н. э.

Надписи в Мьянме и Таиланде. Имеются свидетельства того, что с середины 4 в. в Аракане, на западном побережье Бирмы (Мьянмы), к северу от дельты р. Иравади, правила династия Чандра, но эти сведения известны лишь из надписей более позднего периода. В Шрикшетре, неподалеку от современного Пьи (Прома), в Центральной Мьянме, обнаружены надписи, относящиеся, вероятно, к 500. Шрикшетра была столицей государства народа пью, который, как полагают, был авангардом мигрировавших в страну бирманцев (мьянма). Пью занимали долину Иравади вплоть до Халинджи, на севере, около современного Шуэбо. К востоку от них, от Чаусхе до современного Моламьяйна на юге, и в долине Иравади находились государства монов Пегу и Татон. Моны населяли также долину Менама-Чао-Прая (Таиланд). Самые ранние из выявленных надписей монов относятся примерно к 600. Они были найдены в Пхрапатоне, где располагалась древнейшая из известных столиц монского государства Дваравати, находившегося в бассейне указанной реки. В дальнейшем моны оказали сильное культурное влияние на родственных им кхмеров, а также на бирманцев и тай (сиамцев), об истории которых мало что известно вплоть до 11 в.

Возвышение государства Шривиджайя. После падения Фунани в 6 в. ее место заняла Шривиджайя, сложившаяся вокруг Палембанга, на юго-востоке Суматры. Эта обширная торговая империя была обязана своим процветанием контролю за Малаккским и Зондским проливами, а также благорасположению Китая, куда она направляла многочисленные посольства. Шривиджайя просуществовала с 7 до 13 в. Она не оставила после себя таких монументальных памятников, какие встречаются на Центральной Яве, однако Палембанг долгое время был важным центром просвещения для махаянистов. В 671 с целью изучения санскритской грамматики его посетил китайский буддистский монах И Цзин, направившийся затем в Индию. После нескольких лет учебы в Наланде он вернулся в 685 в Палембанг, где перевел санскритские тексты на китайский язык и оставил свое описание буддийской религии того времени. Тесные связи Шривиджайи с индийскими областями Бенгалией и Бихаром позволяют объяснить то сильное влияние, которое оказал тантрийский буддизм на правителей индонезийских государств. В 9 в. Наланду посещало такое количество паломников с Суматры, что для них был построен специальный дом.

ЭПОХА СТРОИТЕЛЕЙ ХРАМОВ

В период с 650 по 1250 в государствах Юго-Восточной Азии были созданы замечательные произведения искусства и архитектуры, ни в чем не уступающие лучшим мировым образцам. У тямов этот расцвет в художественной сфере начался в середине 7 в., когда династия Тан в Китае надолго остановила экспансию Тьямпы на север. О значительных переменах в районе нижнего течения Меконга после завоевания кхмерами Фунани известно очень мало. Достаточно полные и надежные сведения по истории этой территории появляются только со времени основания кхмерской столицы на северном берегу озера Сап (или Тонлесап - "Великое озеро"), заложенной в 802 царем Джайяварманом II. Но еще раньше начались те грандиозные изменения в искусстве и зодчестве, которые в конце концов привели к созданию таких шедевров, как ансамбли Ангкора. На Яве аналогичный процесс зарождается ок. 730 в ее центральных областях, а на бирманской почве, в государстве Паган, значительно позже - ок. 1100. (Однако на месте столицы государства пью Шрикшетры сохранились руины построек 8 в., явившихся прототипами храмов, сооруженных позднее в Пагане.)

Яванские царства. Исторические сведения, которыми мы располагаем об этих царствах, часто оказываются неточными. Развитие искусства Центральной Явы было связано с двумя местными династиями: махаянистской Шайлендров и шиваитской Санджайя. Сведения об этих династиях до 8 в. отсутствуют. На санскрите Шайлендра означает "царь горы", и не исключено, что это свидетельствует о связях династии с "царями горы" Фунани более раннего периода. При Шайлендрах были возведены замечательные буддийские памятники и храмовые комплексы, из которых самыми впечатляющими являются огромный ансамбль Боробудур и чанди (индуистский храм) Мендут. В 9 в. строительство подобных сооружений на Яве прекращается, однако оно начинается в государстве Шривиджайя. Вероятно, на Центральной Яве возобладала династия Санджайя, а один из ее правителей женился на принцессе из династии Шайлендров. Ее брат Балапутра бежал на Суматру, женился на наследнице из рода Шривиджайи и дал имя Шайлендров династии Шривиджайя. Выдающимся памятником династии Санджайя остается великолепный шиваитский храмовый комплекс Лара Джонгранг в Прамбанане, построенный в начале 10 в. Вскоре после этого по невыясненным причинам центр власти перемещается на Восточную Яву. На Центральной Яве прекращается строительство монументальных архитектурных объектов. Не создавалось ничего подобного и на Восточной Яве вплоть до 13 в. С другой стороны, это был важный период в развитии оригинальной яванской литературы. Санскритский эпос Махабхарата оказал сильное влияние на яванскую литературу и театр теней "ваянг", а также на скульптурные рельефы, которыми стали украшаться восточнояванские храмы более позднего периода. Одно из самых знаменитых произведений древнеяванской литературы Арджунавиваха (Свадьба Арджуны) основано на содержащемся в Махабхарате рассказе об аскете Арджуне. Эту поэму написал придворный поэт Мпу Канва в честь женитьбы самого почитаемого из восточнояванских царей Эрланга (годы правления 1019-1049), представив жизнеописание царя в аллегорической форме. Расцвет царства Эрланга приходится на короткий период упадка Шривиджайи, когда суматранское государство было ослаблено войной с южноиндийским государством Чолов. В следующем столетии, в период расцвета восточнояванского царства Кедири, был создан другой шедевр яванской литературы - Бхаратхаюддха. В ее основе также лежит санскритский эпос, но по своему духу это чисто яванское произведение. Расцвет Кедири продолжался до 1222, когда она стала вассалом другого яванского государства - Сингасари. В религиозной сфере произошло тесное слияние буддизма и индуизма, которые к тому времени впитали в себя местные магические обряды и культ предков. В тот период существовал обычай, согласно которому царей после смерти отождествляли с богом Вишну. Великолепным выражением этой традиции служит скульптура царя Эрланга, установленная первоначально в его мавзолее в Белахане и хранящаяся в настоящее время в Моджокертском музее. Сложившийся вокруг нее культ представлял собой разновидность яванского культа предков.

Кхмеры и Ангкорская Камбоджа.

Создание государства. В 802 Джайяварман II основал государство Камбуджадеша (в исторической литературе Ангкорская Камбоджа) в районе оз. Сап (совр. Камбоджа). Выбор места определялся рядом условий, объясняющих то могущество, которого достигла новая империя, возникшая на перекрестке морских и сухопутных путей. Озеро изобиловало рыбой, а аллювиальная равнина позволяла получать до четырех урожаев в год с помощью разработанных кхмерами методов ирригации. Богатство лесом сочеталось с возможностью добывать в горном массиве Дангрэк, расположенном к северу, песчаник и глину, необходимые для строительства гигантских архитектурных сооружений. Джайяварман II распространил среди кхмеров культ бога-царя, который лег в основу разработанной его преемниками разветвленной религиозной системы. На вершине горы была воздвигнута линга, и брахманы, ставшие верховными жрецами культа, посредством медитации стали отождествлять царя с Шивой, а линга стала вместилищем его священной души. Святилище, вокруг которого выросла столица, олицетворяло мифическую индуистскую гору Меру, центр мироздания, тогда как монарх в качестве "царя горы" объявлял себя владыкой вселенной.

Ранние государства и народы Юго-Восточной Азии около 825 года

Ранние государства и народы Юго-Восточной Азии около 825 года

Доиндийские корни культа бога-царя. При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что под покровом индуистской терминологии и мифологии скрывались идеи и понятия, зародившиеся в более ранний период. Так, в Камбодже, Тьямпе, на Яве и Бали существовало поверье, что возведение храма-образа закрепляет в камне сущность, или жизненное начало увековечиваемого человека. Храм строился как будущая усыпальница-святилище царя, который, закладывая его, оставлял надпись, предписывавшую потомкам продолжать эту традицию, а вместе с ней сохранять заведенный порядок - "дхарму". Тем самым правитель связывал воедино себя, своих пращуров и потомков в едином культе предков. Замечательным примером является Боробудур, храм-гора династии Шайлендров на Центральной Яве. Этот буддийский памятник, включающий сотни барельефных изображений, представляет собой настоящий учебник махаянистского направления в буддизме, которое развивалось в Наланде, в Бихаре, в те времена, когда сооружался Боробудур. Однако его полное название Бхумисамбарабхудхара - Гора накопления добродетели на десяти ступенях бодхисатвы - имеет еще одно значение, которое раскрывается только с учетом культа предков. Каждая из десяти ступеней, за исключением самой нижней, символизирует одного из Шайлендров, предшественников создателя храма царя Индры. Нижнюю ступень намеренно оставили недостроенной в ожидании смерти монарха и превращения его в ботхисатву, будущего Будду.

Кхмерские завоевания. Царство Джайявармана II было небольшим. Строительство крупных водохранилищ и системы каналов, которые стали основой процветания государства, начал Индраварман II (годы правления 877-889). При нем место естественных высот, откуда вселенский царь осыпал благодеяниями население своей миниатюрной вселенной, занимают рукотворные храмы-горы. Первый город Ангкор был основан Ясоварманом I (годы правления 889-900). Несколько позже кхмерская столица была перенесена на короткий срок в Чжок Гаргьяр (Кохкер), северо-восточнее Ангкора, но уже Раджендраварман II (годы правления 944-968) возвратил ее обратно в Ангкор, который с тех пор оставался местопребыванием кхмерских царей вплоть до 1432, когда город был полностью заброшен. История кхмерских завоеваний изучена мало. Первая из кхмерских войн с Тьямпой велась в царствование Раджендравармана II, но видимых успехов она не принесла. В 10 в. ангкорские владения, вероятно, простирались вверх по долине Меконга вплоть до границы Китая. Сурьяварман I (годы правления 1002-1050) расширил свои земли на запад, завоевав монское государство Дваравати, в долине Менама, и часть полуострова Малакка, входящую в настоящее время в состав Таиланда. С этого времени отчетливо прослеживается монское влияние на искусство и архитектуру кхмеров. К началу 12 в. кхмерская цивилизация и государственность достигли своей вершины. Сурьяварман II (годы правления 1113-1150), при котором строился Ангкорват, явившийся кульминацией развития храмов-гор, был самым могущественным монархом в истории кхмеров. Тем не менее его нескончаемые войны против монов, тай, вьетнамцев и тямов не дали устойчивых результатов. Его неудачный поход в Тьямпу привел к нескольким ответным ударам, во время одного из которых, в 1177, тямы неожиданно захватили и разграбили Ангкор. Джайяварман VII (годы правления 1181-1219) в ответ оккупировал в 1203 их страну и удерживал ее до конца своего правления. Джайяварман VII, последний из Великих строителей. Джайяварман VII осуществил самый экстравагантный строительный проект за всю кхмерскую историю. Он перепланировал столицу, сделав ее меньше по размеру, но одновременно превратив в укрепленный город Ангкор-Тхом. В центре города возвышался храм Байон, а по периметру были сооружены монументальные ворота с башнями, увенчанными гигантскими головами с четырьмя колоссальными лицами. Это уже было время экспансии буддизма махаяны: в центральном храме Ангкор-Тхома находилось изображение Буддараджи - царя как воплощения Будды, а в радиально расположенных храмах размещались изображения с именами высших придворных вельмож Джайявармана, которые таким образом приобщались к процессу его обожествления. Лица на башнях были его портретами в виде бодхисатвы Авалокитешвары - "бога, который смотрит вниз", с состраданием, на страждущее человечество. Еще Сурьяварман II заменил в Ангкорвате Дэвараджу, шиваитского бога-царя своих предшественников, Вишнураджой. В сущности, произошло слияние двух культов, подобно тому как это имело место на Восточной Яве. Джайяварман VII, утвердив культ Буддараджи, главным храмом которого стал Байон, сделал еще один шаг в этом направлении, точно так же, как это происходило на современной ему Яве, при правителях государства Сингасари. И так же, как на Яве, индуистские и буддийские элементы переплелись с традиционной кхмерской магией и культом предков: мифология, терминология и ритуалы были индуистскими, но выражали сугубо кхмерские представления о мироздании. Культы были посвящены материальному процветанию страны и земному спасению людей. Сострадание Буддараджи выразилось также в строительстве на дорогах, расходящихся лучами от столицы, более 100 гостиниц для паломников и такого же числа больниц, открытых для всех подданных. Выдержать такую политику, беспрерывно требовавшую подневольных рабочих и солдат, государство долго не могло, и она закончилась со смертью Джайявармана. Новые грандиозные сооружения уже не строились. Об истории кхмеров в оставшиеся годы 13 в. известно так мало, что трудно судить о положении, создавшемся после смерти Джайявармана VII. Кхмерам пришлось оставить Тьямпу, а земли в верхнем течении Менама перешли к тайским племенам. Посетивший эту область в конце века китайский путешественник Чжоу Дагуань писал о великолепном городе и процветающей сельской местности. В его записках присутствует новый, исключительно важный момент: религией народа стал буддизм хинаяны. Таким образом, государственная религия бога-царя должна была утратить свое значение.

Эпоха Великих храмов, 1100 год

Эпоха Великих храмов, 1100 год

Паган: мон-бирманский синтез. Возвышение Пагана. Великая эпоха храмового строительства связана у бирманцев с городом Паганом, объединившим их в первое государство, просуществовавшее с 1044 по 1287. Бирманцы, правившие в Пагане, мигрировали в засушливую центральную часть страны с Шанского нагорья во второй половине 9 в. Сначала они сосредоточились в районе Чаусхе, недалеко от современного Мандалая, а затем обжили и другие земли, которым дали свое имя. Более ранние насельники-моны были первыми, кто стал выращивать рис и зернобобовые на территории Мьянмы. Бирманцы переняли у них технику искусственного орошения, жизненно необходимую для Пагана. От монов были восприняты также основы индусско-буддийской культуры, в том числе письменность. Государство пью Шрикшетра рухнуло под натиском Наньчжао, тайского государства в Юньнани, перед самым приходом бирманцев, сам же народ пью постепенно утратил свою самобытность и был ассимилирован. Монские государства Нижней Бирмы были покорены царем Анорате (годы правления 1044-1077), основателем Пагана. Это привело к усилению монского культурного влияния в Пагане, где государственной религией был буддизм хинаяны. Каноническим языком стал пали, заменивший санскрит. В сущности, паганский буддизм представлял собой то же сочетание буддизма, индуизма и местных культов, как и в других местах, но официальной религией была хинаяна, с помощью царской власти постепенно занявшая ведущие позиции.

Монское влияние. Монское влияние в Пагане становится преобладающим при царе Чанзите (годы правления 1084-1112). При нем строится храм Ананды, первый и, возможно, самый красивый из культовых сооружений. В отличие от Ангкора, тогдашний Паган не был центром обширной ирригационной сети. Перед концом процветания Пагана, который пришелся, как и в случае с Ангкором, на первую половину 13 в., наблюдалась смена культур, сопровождавшаяся изменением языка надписей с монского на бирманский. Однако значительно более важными были сдвиги в местном буддизме, свершившиеся как результат развития связей с Цейлоном (Шри-Ланкой). Новые веяния приносились монскими паломниками, посещавшими этот остров в конце 12 в. Они вылились в движение за очищение хинаяны в соответствии с ортодоксальным учением, которое проповедовало личное спасение через бедность, медитацию, полную отрешенность. Монахи-миссионеры распространили эту доктрину по всей стране и далеко за ее пределами.

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ ПОСЛЕ ТРИНАДЦАТОГО СТОЛЕТИЯ

Тринадцатое столетие оказалось важным поворотным пунктом в истории региона. В Ангкоре и Пагане прекратилось строительство огромных храмов, и умами людей, населявших вассальные владения этих двух центров, овладел буддизм хинаяны. Ему суждено было закрепиться на религиозной карте материковой части Юго-Восточной Азии. Произошли и серьезные политические изменения. Исчезла морская держава Шривиджайя, хотя имеющиеся данные не дают ясного представления о том, как это случилось. После завоевания Китая Хубилай-ханом монголы вторглись в Бирму, Вьетнам, Тьямпу и даже проникли на Яву. Паган распался в 1287, еще до нашествия монголов, то же произошло и с восточнояванским государством Сингасари в 1293.

Тайские завоевания. К концу 13 в. вне островов на ведущие позиции выходят тайские народности. Шаны, одна из них, стремились установить контроль над Верхней Бирмой, а основанное царем Рамкамхенгом (годы правления 1283-1317) государство Сукотаи подчинило себе мон-кхмерские племена, населявшие западные окраины Ангкорской Камбоджи, и переняло хинаяну. Тайская экспансия решительно изменила соотношение сил в регионе. В 1350 была основана Аютия, положившая начало современному Таиланду, а уже в 1378 она завоевала Сукотаи. Тремя годами позже в среднем и верхнем течении Меконга возникло государство Лансанг. После 1350 под напором тайских племен быстро распалась кхмерская держава. В 1431 они разорили Ангкортхом, который в результате уже в следующем году перестал быть столицей. Кхмеры перенесли столицу к югу, в Пномпень, но возродить былую мощь их государство так и не сумело. В 1471 вьетнамцы захватили Тьямпу, а ее индуистско-буддийская культура постепенно исчезла по мере проникновения вьетнамцев все дальше на юг, в дельту Меконга.

Тайские завоевания в Юго-Восточной Азии в 1300 году

Тайские завоевания в Юго-Восточной Азии в 1300 году

Бирманские и монские государства. В Бирме борьба между бирманскими и тайскими племенами шла до середины 16 в. и закончилась решительной победой бирманцев. За время этого противостояния большой шаг вперед сделала бирманская культура. Ее центром стала Ава, основанная в 1364. Южнее расселенные моны, которые обрели свободу после падения Пагана, создали свое независимое государство Пегу, которое существовало до 1539. Столицей его был одноименный город, а порты Сириам, Мартабан и Бассейн превратились в центры международной торговли. Пегу внесло важную лепту в развитие бирманского буддизма благодаря широким реформам, проведенным монским царем Даммазеди (1472-1492). И снова инициатором преобразований выступил Цейлон. В 1472 царь послал миссию монахов и послушников на остров в монастырь Махавихара на р.Келани. По возвращении они освятили центр рукоположения в Пегу, куда были приглашены все монахи для прохождения обряда согласно ланкийским правилам хинаяны. Инакомыслие среди монахов было решительно осуждено, и повсюду насаждалась ортодоксальность.

Индонезия: закат Сингасари и возвышение Маджапахита. Государство Сингасари на Восточной Яве, распавшееся накануне монгольского вторжения в 1293, завершило процесс религиозной унификации. Кертанагара (годы правления 1268-1292), одна из самых противоречивых фигур индонезийской истории, ввел культ Шивы-Будды - смесь местной магии и тантризма, развивавшего демонические аспекты "калачакры" ("Колеса времени"). Для отправления этого культа его последователи устраивали тайные бдения. Целью непристойных ритуалов было стремление придать царю необходимые магические способности для борьбы с угрожающими царству демоническими силами: внутренним расколом и внешней угрозой. Кертанагара пытался создать под своим руководством конфедерацию индонезийских островов для организации отпора монгольскому нашествию, угроза которого оказалась реальной для Юго-Восточной Азии после начатых Хубилай-ханом в 1264 захватнических походов. Брошенный Кертанагарой вызов не остался без ответа, и в 1293 против него была направлена монгольская армада. Но еще до ее вторжения на Яву восстал один из вассалов Кертанагары, который захватил столицу, а самого царя убил, когда тот вместе с группой приближенных выполнял тайные тантрические ритуалы. Конфедерация, или "священный союз", как его назвали, распалась. Но монгольская армия, разбившая после своей высадки на острове силы узурпатора, попала в расставленную прямым наследником Кертанагары, принцем Виджая, западню и смогла избежать разгрома, только отказавшись от намеченной цели и вернувшись на родину. После этого Виджая короновался под именем царя Кертараджаса. При Кертараджасе, политика которого была продолжением экспансионистской линии Кертанагары, новой столицей восточнояванского царства стал Маджапахит. Однако многие годы государство раздиралось междоусобицами. Своему возвышению Маджапахит обязан таланту главного министра Гаджа Мада, занимавшего этот пост с 1330 до конца жизни в 1364. Ученые расходятся во мнении относительно того, насколько широко простирались завоевания Маджапахита за пределами Явы. Его власть безусловно признавали соседние острова Мадура и Бали, но вряд ли владения Маджапахита простирались на всю ту территорию, которая в первой половине 20 в. составляла Нидерландскую Индию. Упадок царства начался незадолго до конца 14 в., хотя в следующем столетии оно все еще сохраняет доминирующее положение на Яве. Однако по мере усиления исламского султаната на полуострове Малакка и проникновения мусульманства в северные районы Явы территория Маджапахита уменьшалась. В конце концов государство исчезло с политической арены в первой половине 16 в., а его история в 15 в. настолько туманна, что породила массу догадок о причинах гибели державы.

Памятники Маджапахита. В то время как рельефы на сооружениях Центральной Явы отличаются реалистичностью, на рельефах Восточной Явы герои и их слуги изображены в причудливой форме марионеток театра "ваянг", словно принадлежащими к миру духов предков. Большинство памятников Явы известны как "чанди". Это название, прилагаемое к храмам-святилищам, имеющим отношение к умершим, является производным от одного из имен индуистской богини смерти Дурги. В яванской народной традиции, однако, эти храмы приобрели несколько иное значение. Они были индуистско-буддийскими только внешне, и их рассматривали скорее как места высвобождения духа и воскрешения, что явно восходит к местному культу предков.

Бали. Завоевание Бали главным министром Гаджа Мадой было важнейшей вехой в культурной жизни острова. Сотни лет там существовала собственная форма индуистско-буддийской культуры, ставшей впоследствии полностью яванской. Помимо прочего, древнеяванская литература оказала сильное влияние на балийскую, в которую была инкорпорирована. В настоящее время именно Бали остается хранилищем яванских литературных произведений индуистско-буддийского периода, поскольку на самой Яве многое из исторического наследия было утрачено в результате последующей исламизации.

Распространение ислама в Малайе и Индонезии. В конце 13 в. в Юго-Восточной Азии начали ощущаться результаты деятельности исламских проповедников. Марко Поло, посетивший суматранский порт Перелак в 1292, отмечал, что его население уже было обращено в религию Пророка. Под влиянием Северной Суматры в ислам перешел монарх Малакки, с усилением мощи которой в 15 в. ислам приняли малаккские вассалы в материковой части страны и на Суматре. Торговые связи Малакки способствовали проникновению ислама в северные порты Явы и Брунея, на Калимантане, чьи правители пополнили ряды ст

Полезные сервисы

юго-восточный

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. Юго-Восток, связанный с ним

2. Расположенный в направлении между югом и востоком (о местности, части страны или материка).

Толковый словарь Ожегова

Ю́ГО-ВОСТО́К, -а, м. Направление между югом и востоком.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к юго-восток; находящийся на юго-востоке, расположенный на юго-восток от чего-л.

Юго-восточное направление.

[Яик] орошает часть Башкирии, составляет почти всю юго-восточную границу Оренбургской губернии. Пушкин, История Пугачева.

||

Дующий с юго-востока (о ветре).

Жаркий юго-восточный ветер развел на море крупную зыбь. Куприн, Корь.

Слитно. Раздельно. Через дефис

ю/го-восто/чный

Орфографический словарь

ю́го-восто́чный

Формы слов для слова юго-восточный

ю́го-восто́чный, ю́го-восто́чная, ю́го-восто́чное, ю́го-восто́чные, ю́го-восто́чного, ю́го-восто́чной, ю́го-восто́чных, ю́го-восто́чному, ю́го-восто́чным, ю́го-восто́чную, ю́го-восто́чною, ю́го-восто́чными, ю́го-восто́чном, ю́го-восто́чен, ю́го-восто́чна, ю́го-восто́чно, ю́го-восто́чны, ю́го-восто́чнее, пою́го-восто́чнее, ю́го-восто́чней, пою́го-восто́чней

Синонимы к слову юго-восточный

прил., кол-во синонимов: 1

зюйд-остовый

Антонимы к слову юго-восточный

северо-западный

Морфемно-орфографический словарь

ю́г/о/-восто́ч/н/ый.

Полезные сервисы

юго-восточный мыс

Энциклопедический словарь

Ю́го-Восто́чный мыс (South East Саре), мыс на полуострове Уилсонс-Промонтори, самая южная точка материка Австралия (39°11'ю. ш. и 146°25'в. д.).

* * *

ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ МЫС - Ю́ГО-ВОСТО́ЧНЫЙ МЫС (South East Cape), мыс на п-ове Уилсонс-Промонтори, самая южная точка материка Австралия (39° 11" ю. ш. и 146° 25" в. д.).

Большой энциклопедический словарь

ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ мыс (South East Cape) - мыс на п-ове Уилсонс-Промонтори, самая южная точка материка Австралия (39. 11 ю. ш. и 146. 25 в. д.).

Полезные сервисы

юго-запад

Толковый словарь

м.

Местность, часть страны, материка, расположенная в направлении между югом и западом.

Толковый словарь Ушакова

Ю́ГО-ЗАПАД, юго-запада, мн. нет, муж.

1. Сторона горизонта, расположенная между югом и западом (в письме обычно обозначается: Ю.-З., ю.-з.). Держать курс на юго-запад.

2. Часть местности, расположенная в направлении этой стороны горизонта. На юго-западе Европы.

Толковый словарь Ожегова

Ю́ГО-ЗА́ПАД, -а, м. Направление между югом и западом.

Словарь существительных

ЮГО-ЗА́ПАД, -а, м

Направление в пространстве относительно экватора влево и вниз, между югом и западом.

Франция находится на юго-западе от России.

Энциклопедический словарь

ЮГО-ЗА́ПАД -а; м.

1. Направление между югом и западом. Влажный ветер с юго-запада. Поезд идёт на юго-запад.

2. чего. Местность, часть страны, государства, материка, расположенная в этом направлении. Юго-запад острова. Юго-запад России.

К юго-за́паду от кого-чего. в зн. нареч. К такому направлению; юго-западнее. На ю́го-за́пад от кого-чего. в зн. нареч. В таком направлении; юго-западнее. Ю́го-за́падный, -ая, -ое. Юго-западная граница страны. Ю́го-за́паднее, нареч. Экспедиция расположилась юго-западнее города.

Академический словарь

-а, м.

Направление, часть горизонта между югом и западом.

Пасмурный день и влажный ветерок с юго-запада сулили дождь. Шолохов, Поднятая целина.

|| чего.

Местность, часть страны, государства, материка, расположенная в этом направлении.

Скоро весь польский юго-запад сделался добычею страха. Всюду неслись слухи: - Запорожцы!.. показались запорожцы! Гоголь, Тарас Бульба.

Слитно. Раздельно. Через дефис

ю/го-за/пад, ю/го-за/пада

Орфографический словарь

ю́го-за́пад, -а; но: ю́го-За́пад, -а (район Москвы)

Формы слов для слова юго-запад

ю́го-за́пад, ю́го-за́пады, ю́го-за́пада, ю́го-за́падов, ю́го-за́паду, ю́го-за́падам, ю́го-за́падом, ю́го-за́падами, ю́го-за́паде, ю́го-за́падах

Синонимы к слову юго-запад

сущ., кол-во синонимов: 2

зюйд-вест

юг

Антонимы к слову юго-запад

северо-восток

Морфемно-орфографический словарь

ю́г/о/-за́пад/.

Полезные сервисы

юго-западная азия

Энциклопедический словарь

Ю́го-За́падная А́зия - природная область в Азии, на Аравийском полуострове и прилегающих территориях. Свыше 3 млн. км2. Преобладают плоскогорья, по окраинам - горы. Тропические пустыни и полупустыни. К странам Юго-Западной Азии относят Саудовскую Аравию, Кувейт, Бахрейн, Катар, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Йемен, южные части Ирака и Иордании.

* * *

ЮГО-ЗАПАДНАЯ АЗИЯ - Ю́ГО-ЗА́ПАДНАЯ А́ЗИЯ, природная область в Азии, на Аравийском п-ове и прилегающих территориях. Свыше 3 млн. км2. Преобладают плоскогорья, по окраинам - горы. Тропические пустыни и полупустыни. К Юго-Зап. Азии относят Саудовскую Аравию, Кувейт, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Йемен, южные части Ирака и Иордании.

Большой энциклопедический словарь

ЮГО-ЗАПАДНАЯ АЗИЯ - природная область в Азии, на Аравийском п-ове и прилегающих территориях. Свыше 3 млн. км². Преобладают плоскогорья, по окраинам - горы. Тропические пустыни и полупустыни. К Юго-Зап. Азии относят Саудовскую Аравию, Кувейт, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Йемен, южные части Ирака и Иордании.

Орфографический словарь

ю́го-За́падная а́зия

Полезные сервисы

юго-западная аннапурна

Синонимы к слову юго-западная аннапурна

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

юго-западная африка

Энциклопедический словарь

Ю́го-За́падная А́фрика - название территории государства Намибия до 1968.

* * *

ЮГО-ЗАПАДНАЯ АФРИКА - Ю́ГО-ЗА́ПАДНАЯ А́ФРИКА, название государства Намибия (см. НАМИБИЯ) до 1968.

Большой энциклопедический словарь

ЮГО-ЗАПАДНАЯ АФРИКА - название государства Намибия до 1968.

Полезные сервисы

юго-западная русь

Энциклопедический словарь

Ю́го-За́падная Русь - условное название в исторической литературе Галицко-Волынского княжества и его бывшей территории с XIV в.

* * *

ЮГО-ЗАПАДНАЯ РУСЬ - Ю́ГО-ЗА́ПАДНАЯ РУСЬ, условное название в исторической литературе Галицко-Волынского княжества и его территорий.

Большой энциклопедический словарь

ЮГО-ЗАПАДНАЯ РУСЬ - условное название в исторической литературе Галицко-Волынского княжества и его бывшей территории с 14 в.

Орфографический словарь

ю́го-За́падная Ру́сь (ист.)

Полезные сервисы

юго-западнее

Орфографический словарь

ю́го-за́паднее, нареч.

Полезные сервисы

юго-западного фронта наступление

Энциклопедический словарь

Ю́го-за́падного фро́нта наступле́ние (Брусиловский прорыв), 22 мая(4 июня) - 31 июля(13 августа) 1916, во время 1-й мировой войны. Русские войска (генерал А. А. Брусилов) прорвали позиционную оборону австро-венгерских армий и заняли значительные территории. Противник потерял до 1,5 млн. человек.

* * *

ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА НАСТУПЛЕНИЕ - ЮГО-ЗА́ПАДНОГО ФРО́НТА НАСТУПЛЕ́НИЕ, см. Брусиловский прорыв (см. БРУСИЛОВСКИЙ ПРОРЫВ).

Большой энциклопедический словарь

ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА НАСТУПЛЕНИЕ - 22.5(4.6)-31.7(13.8).1916, во время 1-й мировой войны. Российские войска (генерал А. А. Брусилов) прорвали позиционную оборону австро-венгерских армий и заняли значительную территорию. Противник потерял до 1,5 млн. человек.

Полезные сервисы

юго-западный

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. Юго-Запад, связанный с ним

2. Расположенный в направлении между югом и западом (о местности, части страны или материка).

Толковый словарь Ожегова

Ю́ГО-ЗА́ПАД, -а, м. Направление между югом и западом.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к юго-запад; находящийся на юго-западе, расположенный на юго-запад от чего-л.

Юго-западное направление.

Я служил начальником полустанка на одной из наших юго-западных железных дорог. Чехов, Шампанское.

||

Дующий с юго-запада (о ветре).

[Суда] на зиму переходят сюда же, чтобы укрыться от сильных юго-западных ветров. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».

Слитно. Раздельно. Через дефис

ю/го-за/падный

Орфографический словарь

ю́го-за́падный

Формы слов для слова юго-западный

ю́го-за́падный, ю́го-за́падная, ю́го-за́падное, ю́го-за́падные, ю́го-за́падного, ю́го-за́падной, ю́го-за́падных, ю́го-за́падному, ю́го-за́падным, ю́го-за́падную, ю́го-за́падною, ю́го-за́падными, ю́го-за́падном, ю́го-за́паден, ю́го-за́падна, ю́го-за́падно, ю́го-за́падны, ю́го-за́паднее, пою́го-за́паднее, ю́го-за́падней, пою́го-за́падней

Синонимы к слову юго-западный

прил., кол-во синонимов: 1

зюйд-вестовый

Антонимы к слову юго-западный

северо-восточный

Морфемно-орфографический словарь

ю́г/о/-за́пад/н/ый.

Полезные сервисы

юго-западный край

Энциклопедический словарь

Ю́го-За́падный край - в России XIX - начале XX вв. часть Западного края, название трёх губерний Правобережной Украины (Волынской, Подольской, Киевской). В 1832-1914 генерал-губернаторство.

* * *

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ КРАЙ - Ю́ГО-ЗА́ПАДНЫЙ КРАЙ, в России 19 - нач. 20 в. часть Западного края (см. ЗАПАДНЫЙ КРАЙ), название трех губерний Правобережной УкрАؐݑˠ(Волынской, Подольской, Киевской). В 1832-1914 генерал-губернаторство.

Большой энциклопедический словарь

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ КРАЙ - в России 19 - нач. 20 в. часть Западного края, название трех губерний Правобережной Украины (Волынской, Подольской, Киевской). В 1832-1914 генерал-губернаторство.

Полезные сервисы

юго-юго-восток

Слитно. Раздельно. Через дефис

ю/го-ю/го-восто/к, ю/го-ю/го-восто/ка

Орфографический словарь

ю́го-ю́го-восто́к, -а

Полезные сервисы

юго-юго-восточный

Слитно. Раздельно. Через дефис

ю/го-ю/го-восто/чный

Орфографический словарь

ю́го-ю́го-восто́чный

Морфемно-орфографический словарь

ю́г/о/-ю́г/о/-восто́ч/н/ый.

Полезные сервисы

юго-юго-запад

Слитно. Раздельно. Через дефис

ю/го-ю/го-за/пад, ю/го-ю/го-за/пада

Орфографический словарь

ю́го-ю́го-за́пад, -а

Полезные сервисы

юго-юго-западный

Слитно. Раздельно. Через дефис

ю/го-ю/го-за/падный

Орфографический словарь

ю́го-ю́го-за́падный

Морфемно-орфографический словарь

ю́г/о/-ю́г/о/-за́пад/н/ый.

Полезные сервисы

югов

Словарь русских фамилий

ЮГОВ ЮДАЕВ ЮДАКОВ ЮДАНОВ ЮДАСИН ЮДАСОВ ЮДАЧЕВ ЮДАШКИН ЮДЕНКО ЮДЕНКОВ ЮДИН ЮДИНОВ ЮДИНЦЕВ ЮДИЧЕВ ЮДКИН ЮДОВ ЮДОЧКИН ЮДИНЕВ ЮДИНЕВ

От христианского имени Юда (Иуда) и производных от него. Предвижу вопрос: каким образом церковь разрешила называть детей именем Иуды-предателя? Дело в том, что имя Иуда носил не только Искариот, но и два вполне положительных евангельских персонажа. (Ф). Юдин Отчество - "сын Юды": Юда - общенародное произношение церковного мужского имени Иуда, в прошлом не редкого и у русских (позже вышло из употребления). Юдкин Отчество от уничижительной формы Юдка из Юда.(Н). Юд, Юдай, Юдас, Юдася, Юдач, Юдаша - производные формы этого имени.(У) Само имя Иуда древнееврейское - восхволяющий бога. (П) Юденков - скорее всего русифицированная форма укаринской фамилии Юденко, такие фамилии зарактерны в приграничных районах с украиной. Из запрсов посетителей. Моя фамилия Юденко. Откуда ее корни? Правда ли, что эта фамилия однокоренная с именем Иуда Юденко Юлия Как сказано выше, имя Иуда носил не толко предатель. Было православное крестильное Иуда. А фамилия Юденко, судя по суффиксу -енко, украинского происхождения от такого имени..

Полезные сервисы

югов ал. куз

Гуманитарный словарь

Ю́ГОВ Ал. Куз. (1902-79) - прозаик, лит.-вед. Род. в слободе Каминское Оренбург. губ. (ныне Курганск. обл.), в семье волостного писаря. Окончил мед. ин-т в Одессе (1927), после чего работал врачом в Сибири (1928-30). Печатался с 1922. Начал с поэмы "Летчики" (1923). Первое прозаич. произв. посв. гражд. войне - "Повествование жизни Макара Мартецова" (1926). Успехом у читателей пользовались "Записки разъездного врача" (1931). Еще в Сибири начат автобиогр. ром. "Бессмертие" (напеч. в 1939). В 1930-х гг. сотрудничал в "Наших достижениях", писал гл. обр. для юношества ("Рычаг", "Красный галстук" и др.), создал книги о К. А. Тимирязеве (1936) и И. П. Павлове (1935), к-рого знал лично. Занимался "Словом о полку Игореве", перевел его (1945), изучал тр. А. А. Потебни, А. А. Шахматова, Ф. И. Буслаева, что сказалось в ром. "Ратоборцы" (1949) из времен Александра Невского; нек-рые мотивы романа близки идеологии кампании по "борьбе с космополитизмом". Многое извлек для себя Ю. из летописей, др.-рус. первоисточников, рукописей, фольклора. Известен также ром.-дилогией "Страшный суд" (1969-71) о борьбе за сов. власть в Сибири (в числе действ. лиц здесь фигурирует Троцкий, вопреки историч. фактам, но в соответствии со сталинским "Кратким курсом" изображенный предателем во время рев-ции и виновником смерти В. И. Ленина). Мировоззрение Ю. во многом предвосхищает постперестроечный "национал-коммунизм". В теоретич. сочинениях - "Судьбы родного слова" (1962), "Думы о рус. слове" (1972) - выступал за внедрение в рус. лит. язык архаических, диалектных и бытовых эл-тов.

Полезные сервисы

югов алексей кузьмич

Энциклопедический словарь

ЮГОВ Алексей Кузьмич - ЮГОВ Алексей Кузьмич (1902, село Каменское, Курская область - 1979), русский писатель. Родился в семье волостного писаря. Окончил Одесский медицинский институт, работал врачом в Сибири. В 1930 переехал в Москву. Первая публикация - поэма «Летчики» (1922). Затем: «Повествование жизни Макара Мартецова» (1926), роман «Бессмертие» (1939-1944), роман-эпопея «Ратоборцы» (1949, кн. 1 - «Даниил Галицкий», 1944, другое название «Светоносцы», 1946; кн. 2 - «Александр Невский», 1949). Роман «На большой реке» (1960) повествует о крупном стротельстве Волжской электростанции. Писал рассказы для подростков: «Аяхта. Записки разъездного врача» (1931), «Рычаг» (1933), «Красный галстук» (1935). Им написаны художественные биографии ученых - К. А. Тимирязева (см. ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич) (1930), И. П. Павлова (см. ПАВЛОВ Иван Петрович) (1939). Его лингвистические работы: сборник по истории русского языка «Судьбы родного слова» (1962), «Думы о русском слове» (1972). Сделал свой перевод «Слова о полку Игореве» (1945). Стиль написания этого писателя изобилует архаизмами, диалектными и бытовыми оборотами. В 1972 получил литературную премию РСФСР им. Горького за роман «Страшный суд» (1969-1917).

Полезные сервисы

юговосточный

Толковый словарь Ушакова

ЮГОВОСТО́ЧНЫЙ, юговосточная, юговосточное. прил. к юго -восток. Юговосточный ветер. Юговосточное направление.

Полезные сервисы

юговский

Словарь русского арго

ЮГОВСКИЙ, -ая, -ое, ЮГОВЫЙ, -ая, -ое.

Югославский; югославского производства.

Полезные сервисы

юговый

Словарь русского арго

ЮГОВСКИЙ, -ая, -ое, ЮГОВЫЙ, -ая, -ое.

Югославский; югославского производства.

Полезные сервисы

югозападно-африканский

Орфографический словарь

югоза́падно-африка́нский

Полезные сервисы

югозападный

Толковый словарь Ушакова

ЮГОЗА́ПАДНЫЙ, югозападная, югозападное. прил. к юго-запад. Юго-зап. направление.

Полезные сервисы

югоосетинский

Орфографический словарь

югоосети́нский (к ю́жная Осе́тия)

Полезные сервисы

югорск

Энциклопедический словарь

Юго́рск - город (с 1992) в России, Ханты-Мансийский автономный округ. Железнодорожная станция. 29,1 тыс. жителей (1998). Центр нефтедобычи.

* * *

ЮГОРСК - ЮГО́РСК, город (с 1992) в Российской Федерации, Ханты-Мансийский а. о. Железнодорожная станция. Население 30,6 тыс. человек (2002). Центр нефтедобычи.

Большой энциклопедический словарь

ЮГОРСК - город (1992) в Российской Федерации, Ханты-Мансийский а. о. Ж.-д. ст. 26,5 тыс. жителей. (1993). Центр нефтедобычи.

Сканворды для слова югорск

- Город в Ханты-Мансийском АО.

Полезные сервисы

югорская земля

Энциклопедический словарь

Юго́рская земля́ - историческое название в XII-XVII вв. Северного Урала и побережья Северного Ледовитого океана от Югорского Шара до устья р. Таз, населённых хантыйскими и отчасти мансийскими племенами. Новгородская колония в XII-XV вв. Во второй половине XV в. постепенно включена в Русское государство.

* * *

ЮГОРСКАЯ ЗЕМЛЯ - ЮГО́РСКАЯ ЗЕМЛЯ́, смотри Югра (см. ЮГРА).

Большой энциклопедический словарь

ЮГОРСКАЯ ЗЕМЛЯ - историческое название в 12-17 вв. Сев. Урала и побережья Сев. Ледовитого ок. от Югорского Шара до устья р. Таз, населенных хантыйскими и отчасти мансийскими племенами. Мелкие племенные княжества. Новгородская колония в 12-15 вв. Во 2-й пол. 15 в. постепенно включена в Российское государство.

Гуманитарный словарь

ЮГО́РСКАЯ ЗЕМЛЯ - старинное назв. юж. ч. Архангельской губ., пограничная с Вятской губ.; в 13 в. подчинена Новгороду. В 1499 присоединена к Моск. гос-ву.

Полезные сервисы

югорский

Толковый словарь

прил. устар.

1. Относящийся к Югре, связанный с нею.

2. Свойственный Югре, характерный для неё.

3. Принадлежащий Югре.

Орфографический словарь

юго́рский (от ю́гра́)

Словарь ударений

юго́рский (к ю́гра); Юго́рскаяземля́ (ист.)

Полезные сервисы

югорский шар

Энциклопедический словарь

Юго́рский шар - пролив между островом Вайгач и материком Евразия. Соединяет Баренцево и Карское моря. Длина 40 км, ширина 3-16 км, глубина 13-40 м.

* * *

ЮГОРСКИЙ ШАР - ЮГО́РСКИЙ ШАР, пролив между о. Вайгач и берегом материка Евразия. Соединяет Баренцево и Карское моря. Длина 40 км, ширина 3-16 км, глубина 13-40 м.

Большой энциклопедический словарь

ЮГОРСКИЙ ШАР - пролив между о. Вайгач и берегом материка Евразия. Соединяет Баренцево и Карское моря. Длина 40 км, ширина 3-16 км, глубина 13-40 м.

Полезные сервисы