I неизм. прил.
Исполняемый без инструментального сопровождения (о хоровом пении).
II нареч. качеств.-обстоят.
Без инструментального сопровождения (о хоровом пении).
I неизм. прил.
Исполняемый без инструментального сопровождения (о хоровом пении).
II нареч. качеств.-обстоят.
Без инструментального сопровождения (о хоровом пении).
КАПЕ́ЛЛА 1 [пэ́], -ы, ж. Большая музыкальная группа исполнителей-хор в сочетании с оркестром. Государственная академическая к.
А капелла
неизм., муз.
Многоголосное, преимущественно хоровое пение без инструментального сопровождения, широко распространенное в народном творчестве.
Этимология:
От итальянского a cappella (← лат. capella ‘часовня’). Первоначально - ‘хор церковных певчих’, позже - ‘хор’ вообще, а в XVIII в. также ‘инструментальный ансамбль’, ‘оркестр’.
Энциклопедический комментарий:
Как стиль профессионального хорового искусства пение а капелла определилось в культовой полифонии к концу Средних веков, достигло расцвета у мастеров нидерландской школы и получило классическое выражение в римской школе. Хоровое искусство Русской православной церкви использует пение исключительно а капелла (произведения Д. С. Бортнянского, "Литургия" П. И. Чайковского, "Литургия" и "Всенощное бдение" С. В. Рахманинова и др.). Стиль а капелла развивался также в светском певческом искусстве, в том числе в мадригалах, композиторами Возрождения и русскими композиторами ХХ в. Шебалиным, Шостаковичем, Свиридовым, Щедриным и др.
А капе́лла (итал. a cappella), хоровое многоголосное пение без инструментального сопровождения. Характерно для народного музыкального искусства (русского, грузинского), церковной музыки (ранней католической и православной), произведений композиторов нидерландской школы, творчества Палестрины. Среди современных сочинений а капелла хоры В. Я. Шебалина, Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова.
* * *
А КАПЕЛЛА - А КАПЕ́ЛЛА (итал. а cappella), хоровое многоголосное пение без инструментального сопровождения. Характерно для народного музыкального искусства (русского, грузинского), церковной музыки (ранней католической и православной), произведений композиторов нидерландской школы (см. НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА), творчества Палестрины (см. ПАЛЕСТРИНА). Среди современных сочинений а капелла - 10 поэм Д. Д. Шостаковича (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич) .
А капелла (итал. а cappella) - хоровое многоголосное пение без инструментального сопровождения.Характерно для народного музыкального искусства (русского, грузинского), церковной музыки (ранней католической и православной), произведений композиторов нидерландской школы, творчества Палестрины. Среди современных сочинений а капелла 10 поэм Д. Д. Шостаковича.
А КАПЕ́ЛЛА (итал. a cappella) - хоровое пение без инструмент. сопровождения. Встречается в фольклорном, бытовом, концертном и христ. литургич. музицировании. Запрет на использование инструментов в правосл. богослужении превратил пение А к. в единств. вид литургич. музыки в России и обусловил исключит. расцвет хор. музыки и исполнит. мастерства хор. коллективов, что благотворно сказалось и на развитии светского хорового иск-ва (напр., в 20 в. 10 поэм Д. Д. Шостаковича).
А КАПЕЛЛА (итал.). Исполнение муз. пьесы для пения без аккомпанемента, или с аккомпанементом в унисон.