Авре́лий Марк (Aurelius) (121-180), римский император с 161, из династии Антонинов. Опирался на сенаторское сословие. Восстановил римский протекторат над Арменией и захватил Месопотамию в войне 162-166 с парфянами; в 166-180 вёл так называемую Маркоманскую войну. Представитель позднего стоицизма (философское сочинение «Размышления»).
аврелий марк
Энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН
(Marcus Aurelius Antoninus)
МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН
побежденным врагам
(121-180), римский император и философ. Родился в Риме, в семье имевшего испанские корни (и консулов в числе предков) Анния Вера, шурина будущего императора Антонина Пия, и Домиции Луциллы, семья которой вела в окрестностях Рима крупное черепичное производство. При рождении получил имя Марк Анний Вер. С малых лет пользовался благосклонностью императора Адриана, который лично заботился о его воспитании и готовил к занятию высшего поста в государстве. В 138 Адриан, которому оставалось жить всего несколько месяцев, усыновил Антонина Пия (т.е. официально назначил его своим преемником), с тем условием, чтобы тот сразу же усыновил Марка (после усыновления - Марк Элий Аврелий Вер) и Луция Цейония Коммода (130-169, после усыновления - Луций Элий Аврелий Коммод), как следующих кандидатов на престол. В 145 Марк Аврелий женился на двоюродной сестре, дочери Антонина Пия Фаустине Младшей, которая родила ему по крайней мере 13 детей. Около 146-147 он охладел к риторике и, ознакомившись с учением Эпиктета, стал убежденным стоиком. О жизни Марка Аврелия в этот период, вплоть до 161, практически ничего не известно. После смерти Антонина Пия в 161 Марк Аврелий был провозглашен императором, но тут же запросил сенат о предоставлении равных с ним полномочий Луцию (мы знаем его как императора под именем Луций Вер). Это был первый случай совместного принципата в Римской империи. Чтобы упрочить связь между императорами, дочь Марка Аврелия Анния Луцилла была помолвлена с Луцием Вером. Практически все правление Марка Аврелия, который по своей природе был не склонен к войнам, вылилось в череду военных конфликтов. Вначале империи угрожало восстание в Британии и нападение германского племени хаттов. Когда спокойствие на Западе было востановлено, парфяне захватили Армению и разгромили две римские армии. Туда направился Луций Вер, и благодаря решительности его военачальников Армению удалось отвоевать (163-164), а Месопотамия стала зависимой от Рима (165-166). Однако возвращавшиеся с победой войска занесли в империю смертоносную болезнь, эпидемия которой произвела ужасные опустошения среди населения. За мором последовали другие бедствия: голод, наводнения, землетрясения, в 166 германцы вторглись даже в северную Италию, но в 168 их удалось вытеснить из страны. В 169 Луций Вер умер, и Марк Аврелий остался единоличным правителем. В том же году имперские сокровища были проданы с торгов, и с 170 по 174 Марк Аврелий находился при действующей армии на Дунае, воюя с маркоманнами и квадами. В 175 Гай Авидий Кассий, талантливый полководец, имевший широчайшие полномочия на Востоке, объявил себя императором, воспользовавшись слухами о смерти Марка Аврелия. Мятеж был быстро подавлен, а Кассий убит, однако это вынудило императора покинуть придунайские области, удовлетворившись достигнутыми завоеваниями. К северу от Дуная были созданы ничейные области, куда римляне приглашали на поселение варварские племена, требуя от них лишь защиты римских границ. Это были первые шаги по заселению иноземцами отдаленных рубежей империи. Марк Аврелий, поспешивший на подавление выступления Кассия, продолжил свою поездку по Востоку, а в 176 отпраздновал в Риме, где не был 8 лет, свой триумф. Вероятно, тогда же была возведена триумфальная колонна Марка Аврелия (в 1589 на установленной заново колонне была водружена статуя апостола Павла), украшенная по всей высоте барельефами. В 177 Марк Аврелий сделал сына Коммода своим соправителем. Обстановка на дунайском рубеже вновь потребовала его присутствия. В 178 римляне одержали здесь важные, хотя и не окончательные победы, но внезапно Марк Аврелий умер (возможно, от чумы). За два дня до смерти он представил Коммода своим друзьям и войску как будущего императора. Весьма интересен характер, раскрывающийся перед нами в принадлежащих Марку Аврелию дневниковых записях на греческом языке (обычно публикуются под названием Размышления, но сам автор называл их К самому себе). Здесь нет оригинальных мыслей, проникнутые духом стоической философии записи интересны именно тем, что не предназначались для опубликования и являются свидетельством мироощущения незаурядного человека той эпохи. При Марке Аврелии христианство оставалось на положении запрещенной религии, и хотя сам император не предпринимал мер по его искоренению, имеющихся законов было достаточно для того, чтобы в разных частях империи происходили гонения и совершались казни христиан. Император поддерживал традиционную римскую религию как важную часть государственной системы и потому усматривал в христианах и их учении угрозу для существующего порядка. Следуя собственному представлению об обязанностях императора, Марк Аврелий тщательно следил за действиями местной администрации, уделял много внимания реформе законодательства и сбору налогов. Это был последний из "пяти добрых императоров" в Риме.
ЛИТЕРАТУРА
Марк Аврелий Антонин. Размышления. М., 1985 Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. М., 1991 Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995
Афоризмы
Аврелий Марк Антонин (Marcus Aurelius) (121 - 180)
Династия Антонинов. Римский император с 161 по 180. Философ, по своим воззрениям стоик, близкий к христианству. Родился в богатой аристократической семье, обосновавшейся в Испании. Сын претора Анния Вера. В 138 был усыновлен дядей, императором Антонином Пием, и объявлен его наследником и соправителем. Воспитывался Фронтоном Марком Корнелием. Стоической философии обучал Эпиктет. Первое время правил совместно с Луцием Вером, умершим в 169. Опирался на сенаторское сословие. В войне 162 - 166 с парфянами восстановил римский протекторат над Арменией и захватил Месопотамию. В 166-180 вел Маркоманскую войну (война германского племени маркоманов и сарматских племен с Римом). Участвуя в военных походах, написал книгу "К себе самому" (в русском переводе - "Наедине с собой", 1914; "Размышления", 1985) , в которой призывал к нравственному совершенствованию и бескорыстной любви к ближнему. Считался воплощением идеи мудрого и гуманного правителя, философа на троне.
Афоризмы, цитаты
Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, - тем, чего устранить не может, а не борется со своим собственным злом, хотя это в его власти.
Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом.
Гнаться за невозможным - безумие.
Брать без ослепления, расставаться с легкостью.
Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок.
Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.