АВТОКЕФА́ЛЬНЫЕ ЦЕ́РКВИ (греч. αυτοζ - сам и κεφαλοζ - голова) - независимые, самоуправляющиеся, юрисдикционно и административно независимые правосл. церк. единицы, организованные по нац. и терр. принципам, имеющие собств. предстоятеля (патриарха, митрополита или архиепископа). Организационно независимы от высш. органа Правосл. церкви - Вселенского Собора, состоящего из представителей всех А. Ц. Число А. Ц. меняется, к кон. 1990-х гг. их 15. В офиц. списке (диптихе) Моск. Патриархии А. Ц.: Константинопольская (в 381 II Вселенский Собор признал за еп. Константинополя второе место "по чести", после Римского среди христ. епископов. Константинопольский патриарх считается "первым среди равных" среди др. правосл. церквей); Александрийская; Антиохийская; Иерусалимская; Русская (с 1448); Груз. (с 11 в.; после вхождения Грузии в состав России в 1811 потеряла свою автокефалию. После Февр. рев-ции 1917 автокефалия была восстановлена и в 1943 признана Русской Православной Церковью); Сербская (с 1219; окончательно - 1879. После Первой Мировой войны в нее вошли Черногорская, Карловацкая А. Ц.); Румынская (с 1865, признана Константинопольской Патриархией в 1885; после Первой мировой войны в нее вошли А. Ц. Германштадтская (Трансильванская) и Буковинская); Болгарская (с 10 в., восстановлена в 1879; в 1945 признана Констатинопольской Патриархией); Кипрская (с 431); Элладская (с 1833, признана Константинополем в 1850); Албанская (с 1922, признана Константинополем в 1937); Польская (с 1924, признана Русской Православ. Церковью в 1948); Чехословацкая (с 1951); Американская (с 1970). Первые 9 А. Ц. возглавляются патриархами, остальные - архиепископами или митрополитами. Среди разл. А. Ц. нет единого мнения о том, каким образом должна провозглашаться автокефалия. Помимо перечисл., неск. правосл. церквей не признаются ни одной А. Ц.: Рус. Зарубежная (т. н. Карловацкий раскол), Македонская, Украинская, Украинская - Киевский Патриархат и др.
Лит.: Скурат К. Е. История Поместных Правосл. Церквей. М., 1994. Т. 1-2.