Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ансамбль песни и пляски российской армии имени а. в. александрова

Энциклопедический словарь

Анса́мбль пе́сни и пля́ски Росси́йской А́рмии имени А. В. Александрова - армейский художественный коллектив, созданный в 1928 в Москве; с 1978 академический. Организатор и художественный руководитель - А. В. Александров, в 1946-1986 художественный руководитель - Б. А. Александров, с 1987 - И. Г. Агафонников, с 1994 - В. А. Фёдоров.

Полезные сервисы

государственный русский хор

Энциклопедический словарь

Госуда́рственный ру́сский хор - см. Русский хор.

* * *

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ ХОР - ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ РУ́ССКИЙ ХОР имени А. В. Свешникова, создан в 1936 в Москве. С 1955 академический. Организатор и главный дирижер (до 1980) А. В. Свешников (см. СВЕШНИКОВ Александр Васильевич). Художественные руководители и главные дирижеры хора: И. Г. Агафонников (1980-1987), В. Н. Минин (см. МИНИН Владимир Николаевич) (1987-1990), Е. С. Тытянко (1990-1995). С 1995 главный дирижер и художественный руководитель И. И. Раевский. В репертуаре хоровая музыка различных композиторских школ и стилей.

Полезные сервисы

московская консерватория

Гуманитарный словарь

МОСКО́ВСКАЯ КОНСЕРВАТО́РИЯ (Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского) - крупнейшее высшее муз. уч. заведение в России. Открыта в 1866 на базе организованных в 1860 муз. классов Рус. муз. об-ва (РМО). Первые годы существования М. К. были осложнены отсутствием должной гос. поддержки со стороны пр-ва и имп. двора, разногласиями среди рус. музыкантов и муз. деятелей в отношении перспектив развития отеч. иск-ва, путей развития муз. образования. Уже в 60-70-х гг. М. К. завоевала признание серьезностью постановки уч. процесса. Основатель и первый дир. М. К. Н. Г. Рубинштейн (1866-81, вел также классы фп. и дирижирования) привлек к педагогич. работе видных рус. и зарубежных музыкантов: П. И. Чайковского, Г. А. Лароша, Н. Д. Кашкина, К. К. Альбрехта, А. И. Дюбука, Э. Л. Лангера, А. К. Доора, В. В. Безекирского, Ф. Лауба, Б. Космана, А. Д. Александрову-Кочетову, Б. О. Вальзек, А. Р. Осберга, неск. позднее - С. И. Танеева, К. К. Клиндворта, Дж. Гальвани, И. В. Гржимали, Н. С. Зверева, А. Д. Бродского, П. А. Пабста и др. Первонач. курс обучения составлял 5 лет для певцов и 6 - для инструменталистов. С 1879 срок обучения по ряду специальностей увеличился до 7 лет, для пианистов, скрипачей, виолончелистов - до 9 лет с разделением на 2 отделения: младшее (с 1-го по 5-й курс) и старшее (с 6-го по 9-й курс). Окончившие М. К. получали диплом "свободного художника". В начале своей деят-ности М. К., имея незначит. субсидии, существовала преимуществ. на средства, получаемые от учащихся (плата за обучение составляла 100 руб. в год, для зачисляемых сверх плана - 200 руб.). Поэтому приходилось принимать большое кол-во учеников, не имеющих проф. данных, отсутствовало и рациональное распределение учащихся по специальностям. Подавляющее кол-во занимающихся в М. К. составляли пианисты; обучавшихся на оркестровых инструментах (особенно на духовых) было мало. По спец. теоретич. предметам и по композиции училось всего неск. человек. В 1870 кол-во учащихся достигло 200. В 1871 М. К. из арендуемого здания на Воздвиженке перешла в просторный дом кн. Воронцова на Большой Никитской, где находится поныне. (В 1878 дом был приобретен РМО и капитально перестроен на рубеже 19-20 вв.) В 1881 дир. М. К. стал Н. А. Губерт, в 1885 - С. И. Танеев, в 1889 - В. И. Сафонов, деят-ность к-рого в первое 10-летие способствовала особенному расцвету М. К. Он привлек к преподават. деят-ности выпускников М. К. А. И. Зилоти (1888-91), А. Н. Скрябина (1898-1903), Г. Э. Конюса, А. И. Галли и мн. др. В преподават. состав М. К. в 90-е гг. вошли также С. В. Смоленский, Ф. Бузони (1890-91), К. А. Кипп, В. М. Зарудная-Иванова, Л. И. Джиральдони, К. Эверарди, У. А. Мазетти, выпускники Петербургской конс. А. С. Аренский, Е. А. Лавровская. В 1893 начинает преподават. деят-ность М. М. Ипполитов-Иванов, в 1905-18 дир. М. К. (в 1918-22 ректор). Среди воспитанников М. К. дорев. лет - С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, И. К. Метнер, И. А. Левин, Е. А. Бекман-Щербина, З. П. Палиашвили, А. А. Брандуков, А. В. Нежданова, Л. В. Николаев, Ел. Ф. Гнесина и др. Многие музыканты, окончившие М. К. в дорев. период, вошедшие в состав ее проф., в частности А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, А. Ф. Гедике, Н. С. Голованов, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, стали активными деятелями сов. муз. культуры. После 1917 М. К. была включена в число гос. высших уч. заведений. Реорг-ция системы воспитания музыкантов привела к четкому разграничению общего начального, спец. ср. и высш. образования. Были разработаны структура высшего муз. уч. заведения, уч. планы, программы, принцип. основы построения уч. процесса. Во 2-й пол. 30-х гг. после ряда реформ установилась организационная система, к-рая с незначит. изменениями сохраняется поныне. В 20-е гг. было введено бесплатное обучение, предоставление стипендий нуждающимся студентам. Осуществлялась установка на привлечение к проф. муз. образованию трудовой молодежи: открыта Воскресная рабочая конс. (1927-33) и Муз. рабочий ф-т (1925-35). Успеху уч. занятий в 20-30-е гг. мешал недостаточный уровень подготовки выпускников ср. муз. уч. заведений. В 1931 при М. К. была создана группа для одаренных детей, в 1936 она влилась в созданную при М. К. Центр. детскую муз. школу с 11-летним курсом общего и муз. образования. С 1934 при конс. существует муз. уч-ще. В состав М. К. (1997) входят факультеты: композиторский, историко-теоретич., фортепианный, вокальный, оркестровый (внутри к-рого - кафедра оперно-симфонич. дирижирования), хорового дирижирования, а также действующий с 1960 военно-дирижерский ф-т. Воспитанниками М. К. сов. периода явились исполнители В. В. Борисовский, Э. Г. Гилельс, Г. Р. Гинзбург, М. И. Гринберг, Н. Г. Гутман, В. Г. Дулова, Я. И. Зак, О. М. Каган, Л. Б. Коган, Л. Н. Оборин, С. Т. Рихтер, Г. Н. Рождественский, М. Л. Ростропович, Е. Ф. Светланов, Р. В. Тамаркина, В. В. Третьяков, Я. В. Флиер, Д. М. Цыганов и др.; композиторы Д. Б. Кабалевский, А. И. Хачатурян, В. Я. Шебалин, Р. К. Щедрин и др.; музыковеды Ю. В. Келдыш, В. Д. Конен, О. Е. Левашева, Т. Н. Ливанова, Л. А. Мазель, И. В. Нестьев, В. В. Протопопов, С. С. Скребков, Б. М. Ярустовский и др. изв. музыканты. В различные годы проф. М. К. были крупнейшие музыканты СССР, в т. ч. композиторы А. Н. Александров, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, М. М. Ипполитов-Иванов, Г. Л. Катуар, Н. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович, Э. В. Денисов, А. Г. Чугаев, Н. П. Раков, А. И. Пирумов, Н. Н. Сидельников, А. С. Леман; пианисты Ф. М. Блуменфельд, Г. Р. Гинзбург, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, Л. Н. Оборин, В. В. Софроницкий, С. Е. Фейнберг, Э. Г. Гилельс, Я. И. Зак, Я. В. Флиер, Л. Н. Власенко, Н. П. Емельянова; скрипачи К. Г. Мострас, Д. Ф. Ойстрах, М. Б. Полякин, Л. М. Цейтлин, А. И. Ямпольский, Ю. И. Янкелевич, альтист В. В. Борисовский, виолончелисты А. А. Брандуков, С. М. Кнушевицкий, С. М. Козолупов, Н. Н. Шаховская, С. Т. Кальянов; контрабасист И. Ф. Гертович, арфистка К. А. Эрдели, исполнители на духовых инструментах В. М. Блажевич, А. В. Володин, С. Н. Еремин, М. А. Иванов, К. М. Купинский, Н. И. Платонов, С. В. Розанов, М. И. Табаков, В. Н. Цыбин, Ф. Ф. Эккерт, вокалисты М. В. Владимирова, К. Г. Держинская, А. Л. Доливо-Соботницкий, К. Н. Дорлиак, Е. К. Катульская, С. И. Мигай, А. В. Нежданова, Е. Ф. Петренко, Н. Г. Райский, дирижеры симфонич. Оркестра Н. П. Аносов, А. В. Гаук, Н. С. Голованов, дирижеры хора Н. М. Данилин, Г. А. Дмитревский, П. Г. Чесноков, музыковеды С. С. Богатырев, Н. А. Гарбузов, Р. И. Грубер, М. В. Иванов-Борецкий, К. В. Квитка, Ю. В. Келдыш, К. А. Кузнецов, Д. Р. Рогаль-Левицкий, С. С. Скребков, И. В. Способин, В. Э. Ферман.

В 1997 в М. К. был открыт эксперимент. ф-т исполнительского иск-ва, возглавленный А. Б. Любимовым. Программой нового ф-та явились идеи аутентичного исполнительства. В числе проф. ф-та - Н. Г. Гутман, М. И. Пекарский. В М. К. преподают композиторы Ю. А. Фортунатов, Т. Н. Хренников, Н. Н. Сидельников, А. А. Николаев, К. С. Хачатурян, Р. С. Леденев, В. Г. Агафонников, Т. А. Чудова, А. В. Чайковский, Ю. В. Воронцов, Л. Б. Бобылев, К. К. Баташев, А. А. Кобляков; пианисты В. К. Мержанов, С. Л. Доренский, М. С. Воскресенский, Л. Н. Наумов, В. В. Горностаева, Э. К. Вирсаладзе, М. С. Петухов, Ю. С. Слесарев, Н. А. Петров, Г. Г. Мирвис; скрипачи М. Л. Яшвили, И. В. Бочкова, Э. Д. Грач, С. И. Кравченко; альтисты Ф. С. Дружинин, Ю. А. Башмет, Г. И. Одинец; виолончелисты Т. А. Гайдамович, И. И. Гаврыш; хоровые дирижеры Б. Г. Тевлин, Б. И. Куликов, Б. М. Ляшко, А. С. Андрусенко, В. И. Краснощеков, С. С. Калинин, И. Г. Агафонников; оперно-симфонич. дирижеры Г. К. Черкасов, Г. Н. Рождественский, Д. Г. Китаенко, Ю. И. Симонов, музыковеды И. А. Барсова, А. И. Кандинский, Г. В. Крауклис, В. В. Задерацкий, Е. В. Назайкинский, Ю. Н. Холопов, В. Н. Холопова, Е. Б. Долинская, А. Н. Соколов; вокалисты И. И. Масленникова, И. К. Архипова, П. И. Скусниченко, В. Н. Кудрявцева-Лемешева, Е. Г. Кибкало, П. С. Глубокий, Г. С. Писаренко; исполнитель на духовых инструментах А. В. Корнеев, В. В. Петров, Ю. Н. Должиков и мн. др. М. К. награждена двумя орденами Ленина (1946, 1966).

Лит.: Келдыш Ю. В. 100 лет Московской консерватории. М., 1966; Московская консерватория, 1866-1966. М., 1966; Миронова Н. А. Московская консерватория: Истоки: Воспоминания и документы. Факты и комментарии. М., 1995.

Полезные сервисы