Акса́ков ф. <мс 1а>
аксаков ал-др ник
Гуманитарный словарь
АКСА́КОВ Ал-др Ник. (1832-1903) - племянник С. Т. Аксакова и двоюродный брат К. С. и И. С. Аксаковых. Окончил Александровский лицей (1851). Служил в мин-ве внутр. дел. Принимал участие в статистич. эксп. П. И. Мельникова-Печерского, в Нижегор. губ. для иссл. раскола (1852). Учился на мед. ф-те Моск. ун-та, не окончив, поступил на службу в палату гос. имуществ. В 1860-69 - в отставке по причине устройства дел в имении; затем служил в гос. канцелярии (до 1878). Мировоззрение А. формировалось под влиянием Э. Сведенборга и амер. спирита и философа А. И. Девиса (пер. ряд его соч. на нем. яз.). Преим. внимание А. уделял изучению животного магнетизма, доказывая его реальность ("Спиритуализм и наука. Опытные исследования над психич. силой У. Крукса", 1872, и др. соч.), при полной поддержке A. M. Бутлерова. В ходе шумной полемики вокруг спиритизма была создана комиссия во гл. с Д. И. Менделеевым, решит. противником идей А. (см. соч. А. "Разоблачения. История медиумической комиссии физич. об-ва при С.-Петербургском ун-те", 1883).
Полезные сервисы
аксаков александр николаевич
Энциклопедический словарь
Акса́ков Александр Николаевич (1832-1903), учёный. Племянник С. Т. Аксакова. Положил начало исследованию оккультных феноменов в Германии и России, особенно медиумизма и спиритизма («Анимизм и спиритизм», тт. 1-2, 1890). Издавал в Лейпциге ежемесячный журнал «Psychische Studien» (1874-1899).
* * *
АКСАКОВ Александр Николаевич - АКСА́КОВ Александр Николаевич (1832-1903), российский ученый, племянник С. Т. Аксакова. (см. АКСАКОВ Сергей Тимофеевич) Положил начало исследованию оккультных феноменов в Германии и России, особенно медиумизма (см. МЕДИУМ (в спиритизме)) и спиритизма (см. СПИРИТИЗМ) (сочинение «Анимизм и спиритизм», т. 1-2, 1890). Издавал в Лейпциге ежемесячный журнал Psychische Studien (1874-99).
Большой энциклопедический словарь
АКСАКОВ Александр Николаевич (1832-1903) - российский ученый, племянник С.Т. Аксакова. Положил начало исследованию оккультных феноменов в Германии и России, особенно медиумизма и спиритизма (сочинение "Анимизм и спиритизм", т. 1-2, 1890). Издавал в Лейпциге ежемесячный журнал "Psychische Studien" (1874-99).
Полезные сервисы
аксаков ив. серг
Гуманитарный словарь
АКСА́КОВ Ив. Серг. (1823-86) - поэт, критик, публицист, обществ. деятель. Сын С. Т. Аксакова. В 1842 окончил Петерб. уч-ще правоведения. Находился на гос. службе в Сенате и в мин-ве внутр. дел. В 1849 за возмущение арестом Ю. Ф. Самарина арестован, выпущен под негласный надзор полиции. С 1852 в отставке. Обладая огромным обществ. темпераментом, в 1855-56 - доброволец в ополчении, затем - один из создателей славянских благотворит. к-тов. Ведущий славянофильский публицист, близкий идеям панславизма, редактировал ж. "Рус. беседа" (1858-59), газ. "День" (1861-65), "Москва" (1867-68), "Москвич" (1867-68), "Русь" (1880-86). В 1878 за резкую критику Берлинского мирного договора снят с поста пред. Моск. славянского об-ва и выслан из Москвы. К лит.-крит. деят-ности обращался реже др. славянофилов: кн. "Федор Иванович Тютчев (биографич. очерк)" (1874), положившая начало изучению жизни и творчества поэта, на дочери к-рого, Анне, А. был женат. Наряду с А. С. Хомяковым А. - крупнейший славянофильский поэт. В его лирике преобладает "поэзия мысли" и патриотич. тема, во мн. созвучная гражданским стих. Тютчева ("Языкову", 1845; "Рус. поэту", 1846). Самая значит. поэма А. - "Бродяга" (1846-50), из крест. жизни, тематикой и поэтич. интонациями во мн. предваряющая поэму Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
И. С. Аксаков
Полезные сервисы
аксаков иван сергеевич
Энциклопедический словарь
Акса́ков Иван Сергеевич (1823-1886), публицист и общественный деятель. Сын С. Т. Аксакова, брат К. С. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Редактор газет «День», «Москва», «Русь», журнала «Русская беседа» и др. В 1840-1880-х гг. выступал за отмену крепостного права. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 организатор кампании за освобождение славян от турецкого ига.
* * *
АКСАКОВ Иван Сергеевич - АКСА́КОВ Иван Сергеевич (26 сентября (8 октября) 1823, село Надеждино Уфимской губернии - 27 января (8 февраля) 1886, Москва), русский общественный деятель, публицист, идеолог славянофильства; сын С.Т. Аксакова (см. АКСАКОВ Сергей Тимофеевич). Иван Аксаков получил образование в Петербургском училище правоведения (1838-1842). В 1840-1850-е годах Аксаков выступал как поэт, в поэме «Бродяга» (1852) нарисовал трагическую судьбу крепостного. В стихах Аксакова, проникнутых гражданскими мотивами, выражено критическое отношение к крепостнической действительности и дворянской интеллигенции. В 1840-1850-х годах Аксаков выступал за отмену крепостного права, телесных наказаний; позднее он редактировал славянофильские газету «День», «Москва», «Русь», журнал «Русская беседа». В 1858-1878 годах Иван Аксаков пользовался большим влиянием как один из руководителей московского Славянского комитета. В годы русско-турецкой войны (1877-1878) за освобождение Болгарии от турецкого ига он организовал кампанию в поддержку южных славян. В публицистических статьях и речах Аксаков выступал сторонником самодержавия и православия, пропагандировал идеи славянофильства и панславизма.
Большой энциклопедический словарь
АКСАКОВ Иван Сергеевич (1823-86) - русский публицист и общественный деятель. Сын С. Т. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Редактор газет "День", "Москва", "Русь", журнала "Русская беседа" и др. В 1840-50-х гг. выступал за отмену крепостного права. В годы русско-турецкой войны 1877-78 организатор кампании за освобождение славян от турецкого ига.
Энциклопедия Кольера
АКСАКОВ Иван Сергеевич (1823-1886), русский писатель и деятель культуры. Сын С. Т. Аксакова, младший брат К. С. Аксакова. Родился 26 сентября 1823 в с. Куроедово Белебеевского уезда Оренбургской губернии. Окончил училище правоведения в Петербурге (1838-1842). Находился на правительственной службе до 1851 (в уголовном департаменте сената, министерстве внутренних дел). В марте 1849 был арестован, но вскоре освобожден. Причиной ареста стали славянофильские настроения молодого чиновника. После выхода в отставку его главным жизненным делом становится публицистика. В 1852 под редакцией Аксакова выходит славянофильский "Московский сборник". Уже второй том сборника был запрещен, а Аксаков лишен права редактировать какие бы то ни было издания. Во время Крымской войны Аксаков участвует в боевых действиях в составе Московского ополчения. В 1858 в "Полярной звезде" Герцена увидела свет социальная сатира Аксакова Судебные сцены. Герцен назвал эту работу "гениальной вещью". В 1858-1859 Аксаков участвует в издании журнала "Русская беседа", а после снятия запрета на издательскую деятельность выпускает газету "Парус", запрещенную, однако, уже на втором номере из-за антикрепостнической позиции редактора. В 1860-1880-е годы Аксаков стремится осмыслить новые тенденции общественной жизни пореформенной России в свете идей К. С. Аксакова и А. С. Хомякова. Аксаков надеялся, что крестьянская реформа приведет к сближению сословий в России, а институт земства будет способствовать восстановлению органичности общественных связей, характерной, по убеждению славянофилов, для истории Руси. Он считал, что дальнейшее существование дворянского сословия после 1861 невозможно и предложил проект самоупразднения дворянства как сословия, отмены всех "искусственных разделений сословий" и распространения дворянских привилегий на все сословия России. Идея самоупразднения дворянства была выдвинута Аксаковым в полемике с идеологами дворянского конституционализма. Аксаков вскоре утратил надежды на возможность быстрого достижения в России бессословной общественной гармонии, но продолжал выступать с критикой конституционализма. Требуемая либеральным дворянством конституция, по его убеждению, чужда народному духу и ведет к окончательному разрыву между народом и самодержавной властью. Как и у первых славянофилов, в воззрениях Аксакова монархизм сочетался с признанием необходимости личной и общественной свободы и несовершенства любых форм государственности: "Государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого... государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней". В начале 1860-х годов Аксаков формулирует идею "общества". На его взгляд, в России, покончившей с крепостным правом, развивается и крепнет новая социальная сила - "общество", "народ самосознающий" - по существу, народная интеллигенция, призванная преодолеть отчуждение между государством и народом. "Общество, - утверждал Аксаков, - объединяет людей всех сословий, оно есть сила именно социальная и духовная, а не политическая", и для нормального ее развития совершенно необходимы основные свободы (слова, печати, совести). Но уже в середине 1860-х годов, наблюдая за социальными процессами в стране, он приходит к выводу, что "общество" оказалось "бессильным", неспособным выполнить столь необходимую для России объединяющую и творческую миссию. В 1860-е годы Аксаков редактировал газеты "День" (1861-1865) и "Москва" (1867-1868). Оба издания отличались независимой и критической общественной позицией и в конце концов под давлением цензуры прекратили свое существование. Выступая как сторонник политической и культурной независимости славянских народов, Аксаков участвовал в создании славянских благотворительных комитетов и в 1870-е годы возглавлял Московский славянский комитет. В 1876 он становится одним из организаторов всенародного сбора средств для Сербии и Черногории, боровшихся за независимость. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 Аксаков внес большой вклад в организацию помощи болгарскому ополчению. В последние годы жизни (1880-1886) Аксаков - редактор газеты "Русь". Аксаков стремился следовать не только общественно-политическим, но и религиозно-философским идеям первых славянофилов. Он продолжил начатый его предшественниками спор с рационализмом, видя в нем логическое знание, "отрешенное от нравственного начала". Глубокие личные и идейные отношения связывали Аксакова со многими деятелями русской культуры - Ф. М. Достоевским, Ф. И. Тютчевым, Вл. С. Соловьевым и др.
Умер Аксаков в Москве 27 января 1886.
ЛИТЕРАТУРА
Аксаков И.С. Сочинения, тт. 1-7. М., 1886-1887 И.С.Аксаков в его письмах, тт. 1-4. М., 1888-1896 Цимбаев Н.И. И.С.Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1978
Полезные сервисы
аксаков конст. серг
Гуманитарный словарь
АКСА́КОВ Конст. Серг. (1817-60) - историк и публицист, один из основателей славянофильства, сын С. Т. Аксакова. Рос в деревне, затем в Москве в обстановке хлебосольной и широкой рус. жизни, получил добротное дом. образование. В 1832 поступил на словесный фак-т Моск. ун-та, участвовал в кружке Н. В. Станкевича. В 1840 сблизился с А. С. Хомяковым и бр. Киреевскими. Окончив ун-т, А. ревностно принимается за лит. деятельность, защищает магистерскую дис. ("Ломоносов в истории рус. лит-ры и рус. яз."), посв. изложению взглядов Гегеля на историю лит-ры и обзору состояния рус. яз. до Ломоносова, принимает горячее участие в новом ж. "Рус. беседа", сам редактирует еженед. газ. "Москва", работает над филологич. и историософскими трудами. Из-за болезни уезжает на юг Европы, где и умирает на о. Занте.
А. был, наряду с А. Хомяковым, И. Киреевским и Ю. Самариным, одним из четырех гл. теоретиков славянофильства, занимаясь преим. его светским, социально-ист. обоснованием и отличаясь эмоцион. энергией в проведении идеи самобытности России, восторженным отношением к традиц. общинным формам нар. жизни. Выделяя два противоложных типа общественно-историч. развития: путь "внутр. правды" (морального прогресса) и путь "внешней правды" (прогресса законов и учреждений). А. считал, что Запад потому и развил систему законности, что изначально чувствовал в себе недостаток нравств. крепости. В России же, "под влиянием веры в нравств. подвиг, возведенный на степень задачи целого об-ва", утвердился не юридич., а нравств. строй обществ. жизни. Рус. народ, считал А., - один из всех народов подлинно христианский. Поэтому, если на Западе народ облекся в гос-во, славяне русские, призвав гос-во для защиты земли, остались в стороне от политико-гос. жизни, руководствуясь высшим стремлением к жизни духовной, соборной, религиозно-нравственной. Формой такого существования и является община, понимаемая А. как "союз людей, осн. на нравств. начале, управляемый внутр. законом и оттуда обычаем общественным". Община, по А., "нравств. хор", являющий общее согласие всех членов. Личность в общине признается в ее свободе и правде, но не в произволе и эгоизме. Поскольку народ отдал гос. власть царю, чтобы сохранить независимый от политики духовно-нравств. образ жизни, то народ и царь в России, по мнению А., вступили не в юридич., а исключительно в нравств. отношения, к-рые не должны регулироваться правовыми нормами. Признавая неогранич. юридич. власть царя, народ удерживает за собой совершенную независимость духа, совести, мысли. Поэтому А. выделяет два правильных отношения между пр-вом и народом в России: 1) отношение взаимоневмешательства (народа во власть и власти в общинную жизнь народа) 2) отношение нравств. сотрудничества, т. е., защиты народа властью от внешних врагов и служения народа власти посредством выражения им обществ. мнения. "Правительству - право действия и, следовательно, закона; народу - право мнения, и следовательно, слова. Вот рус. гражданское устройство. Вот единое истинное гражданское устройство", - провозглашал А. в записке царю о "Внутр. состоянии России". (Антология мировой философии. М., 1972. Т. 4. С. 112).
Соч.: Полн. собр. соч.: В 3 т. СПб., 1889; Аксаков К. С., Аксаков И. С. Лит. критика. М., 1981.
К. С. Аксаков
Полезные сервисы
аксаков константин сергеевич
Энциклопедический словарь
Акса́ков Константин Сергеевич (1817-1860), публицист, историк, лингвист и поэт. Сын С.Т. Аксакова, брат И.С. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Фактический редактор газеты «Молва» (1857). Статьи по истории России, лит. критика.
* * *
АКСАКОВ Константин Сергеевич - АКСА́КОВ Константин Сергеевич (29 марта (10 апреля) 1817, село Ново-Аксаково Оренбургской губернии - 7 (19) декабря 1860, остров Закинф, Греция), русский публицист, историк, филолог, поэт, идеолог славянофильства (см. СЛАВЯНОФИЛЫ), выступал за отмену крепостного права при сохранении монархии; сын С.Т. Аксакова. Константин Аксаков окончил словесный факультет Московского университета (1835), участвовал в работе кружка Н.В. Станкевича. В 1840-1850-х годах он стал одним из идеологов славянофильства.
Свои взгляды на историю России Аксаков выражал в исторических статьях, в стихах и драмах. По мнению Аксакова, главная особенность России, в известной мере присущая всем славянским народам, состояла в общинном строе, в гармоничном сосуществовании двух движущих сил истории - народа («земли») и государства («власти»). Органичное развитие России было нарушено реформами Петра I Великого, произвольно повернувшими Русь к западноевропейским порядкам, государство стало закрепощать народ, а дворянство и интеллигенция оторвались от национальных народных начал. Аксаков выступал за отмену крепостного права и либеральные преобразования. Требование Аксакова изучать жизнь народа, его культуру и быт имело положительное значение, его понимание народа не выходило за пределы консервативной романтической философии славянофильства.
Поэзия Аксакова и его пьесы проникнуты романтически-славянофильским духом, антикрепостническими мотивами, критикой деспотизма, призывами к сближению интеллигенции с народом. Как литературный критик Аксаков выступал против В.Г. Белинского и критического направления в русской литературе. Филологические труды Аксакова выявляли национальные особенности грамматического строя русского языка и содержали оригинальное понимание многих категорий русской грамматики.
Большой энциклопедический словарь
АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-60) - русский публицист, историк, лингвист и поэт. Сын С. Т. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Выступал за отмену крепостного права при сохранении монархии.
Энциклопедия Кольера
АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), русский философ, публицист, поэт. Сын писателя С. Т. Аксакова, брат И. С. Аксакова. Родился 29 марта 1817 в с. Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Окончил Московский университет (1835). В студенческие годы - участник кружка Н.В.Станкевича и, как и другие его участники (в частности, В.Г.Белинский), испытал влияние философии Гегеля. Это влияние еще заметно в его магистерской диссертации Ломоносов в истории русской литературы и русского языка (1846), несмотря на славянофильскую направленность работы. В конце 1830-х годов Аксаков сблизился с А.С.Хомяковым и И.В.Киреевским. После окончания университета сотрудничал в "Москве" и "Московском наблюдателе". Основной вклад Аксакова в славянофильское учение - его общественно-политическая теория и система эстетических взглядов. Свои общественно-исторические воззрения он уже вполне определенно сформулировал в 1848 в статье Голос из Москвы, написанной под впечатлением революционных событий в Европе. Осуждая революцию и признавая ее "совершенную чуждость" России, Аксаков видел в европейских бурях следствие своего рода политизации общественной жизни Запада, "обоготворения правительства", концентрации общественных интересов и внимания преимущественно на сфере политики и власти. Православная же Россия, доказывал Аксаков, никогда не обоготворяла правительство и даже смотрела на политическую власть как на "дело второстепенное". Политические и государственные отношения вообще, по Аксакову, имеют для русского народа второстепенное значение, так как в силу исторической традиции и особенностей национального характера его подлинные интересы лежат всецело в области духовно-религиозной. Этой "негосударственности" народа может гармонично соответствовать только одна форма власти - православная самодержавная монархия. Соответствующие идеи Аксаков развивал в адресованной Александру II записке О внутреннем состоянии России (1855). Отстаивая идеал монархической государственности, Аксаков в то же время резко критиковал общественно-политическую ситуацию в самодержавной России, писал о "внутренних язвах" российской жизни - крепостном праве и коррупции чиновников, осуждал "иго государства над землею", начало которому было положено, по его мнению, при Петре I. Обосновывая свое понимание своеобразия русской истории, Аксаков обращался к исследованию литературно-исторических памятников, национального фольклора, высказывал идею об отсутствии у древних славян развитого родового строя и решающей роли в их жизни семейно-общинных отношений, писал о преимущественно мирном развитии русской государственности, критиковал петровские реформы как прервавшие органическое развитие русского общества и нарушившие вековую традицию взаимоотношений земли (народа) и власти (государства). Ставшая важным элементом славянофильского учения концепция "земли" и "государства" играла существенную роль в славянофильской критике Запада, служила обоснованием особого исторического пути русского народа, предпочитающего, по Аксакову, "путь внутренней правды" (христианско-нравственное устройство общественной жизни, воплощенное исторически в крестьянской общине) - "внешней правде" (политическо-правовая организация общества западного типа). Аксаков был активным сторонником отмены крепостного права и стремился вывести необходимость реформы из общих принципов своей теории. Так, с концепцией "негосударственности" связана его идея неотъемлемых, суверенных народных прав (слова, мнения, печати), которые он считал правами неполитическими и соответственно не подлежащими юрисдикции государства: "Государству - неограниченное право действия и закона, земле - полное право мнения и слова". В будущем гражданском устройстве России, считал Аксаков, формой сотрудничества государства и народа должны стать земские соборы, на которых будут представлены все сословия. В то же время возможность конституционных ограничений самодержавия им решительно отвергалась: конституция - "осуществленная ложь и лицемерие", республика - "самая вредная правительственная форма". Существенная часть творческого наследия Аксакова посвящена русской литературе. Отвергая в равной мере и концепцию "чистого искусства", и "натурализм" (натуральную школу), он признавал "народность" основным критерием оценки художественного творчества. Аксаков надеялся, что современная литература, пришедшая на смену традиционному народному творчеству, в конце концов уступит место новому "синтетическому" искусству. В знаменитой гоголевской поэме он увидел прообраз такого искусства, настаивая на том, что "эпическое содержание равно пронизывает и Мертвые души, и древние поэмы Гомера. Умер Аксаков на о. Занте (Греция) 7 (19) декабря 1860.
ЛИТЕРАТУРА
Аксаков К.С. Сочинения, тт. 1-3. М., 1860-1880 Венгеров С.А. Передовой борец славянофильства. - Собрание сочинений, т. 3. СПб, 1912 Аксаков К.С. Литературная критика. М., 1981 Цимбаев Н.И. Славянофильство. М., 1986
Полезные сервисы
аксаков николай петрович
Энциклопедический словарь
АКСАКОВ Николай Петрович - АКСА́КОВ Николай Петрович (1848-1909), русский православный богослов, историк и канонист. Сочинения, обосновывающие необходимость преобразований в Русской церкви. Член комиссии Св. Синода по подготовке церковного собора.
Большой энциклопедический словарь
АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909) - русский православный богослов, историк и канонист. Сочинения, обосновывающие необходимость преобразований в Русской церкви. Член комиссии Св. Синода по подготовке церковного собора.
Полезные сервисы
аксаков сер. тим
Гуманитарный словарь
АКСА́КОВ Сер. Тим. (1791-1859) - прозаик, мемуарист, театр. критик. Происходил из старинной дворянской семьи. В 1805 поступил в только что открывшийся Казан. ун-т (1805-07, не окончил). Совм. с А. И. Панаевым издавал рукописные ж. "Аркадские пастушки" (1805) и "Журнал наших занятий" (1806-07), где помещал свои первые стихотв. опыты. Довольно успешно актерствовал в любит. спектаклях и выступал как декламатор (позднее восхищал Г. Р. Державина худ. декламацией, Н. В. Гоголя - устными рассказами). С 1808 живет в Петербурге. Состоит на гос. службе, но средоточием его интересов становится лит. и театр. жизнь столицы. В 1811 переезжает в Москву, где сближается с лит.-театр. кружком, в к-рый входили Я. Е. Шумерин, Н. М. Шатров, Н. П. Николаев, Н. И. Ильин, Ф. Ф. Кокошкин, позднее - А. А. Шаховской, М. А. Загоскин, А. И. Писарев. Берет уроки декламации у актера Я. Е. Шушерина. Занимается преим. переводами: "Дон Карлос" Ф. Шиллера, "Школа мужей" Ж.-Б. Мольера, "Филоктет" Ж. Ф. Лагарпа и др. За переводч. деятельность в 1821 избран д. ч. Об-ва любителей рос. словесности при Моск. ун-те. В 1812 дебютировал в "Рус. вестнике" басней "Три канарейки". А. - постоянный театр. обозреватель газ. "Молва" (1830-32) и "Московский вестник" (с 1827). С 1828 по инициативе А. к последней выходит "Драматич. прибавление", ред. к-рого он становится. В ст. "Мысли и замечания о т-ре и театр. иск-ве" (1825), "Нечто об игре г-на Щепкина" (1828), "Письма из Петербурга издателю "Моск. вестника" (1828) и др. А., критикуя представителей классицизма и сентиментализма на рус. сцене, ратовал за "изящную простоту" и натуральность, по достоинству оценивая новаторство М. С. Щепкина и П. С. Мочалова, безоговорочно встав на сторону последнего в сценич. соревновании с В. А. Каратыгиным. А. одним из первых подошел к проблеме "публики", ее участия в процессе сценич. творчества. В 1834 альм. "Денница" опубл. очерк А. "Буран", к-рый явился прологом к автобиогр. и пейзажно-описат. произв. 1840-50-х гг.: "Записки об уженье рыбы" (1847), "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" (1849), "Семейная хроника" (1856), пов. "Детские годы Багрова-внука" (1858, самостоят. значение обрело приложение к пов. - "Аленький цветочек" ("Сказка ключницы Пелагеи"). Дальнейшую судьбу Багрова-внука, но уже под собств. именем А., воспроизводят "Воспоминания" (1856). Портреты деятелей рус. культуры 1812-26 - в его "Лит. и театр. воспоминаниях" (1856-58). С кон. 1820-х гг. дом А. - один из центров лит. и обществ. жизни Москвы. Именно здесь организационно оформилось славянофильство (сыновья А. Константин и Иван - ведущие идеологи движения). Традиц. "субботы" посещали А. С. Хомяков, бр. И. В. и П. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин, В. А. Панов, А. И. Кошелев и др. До сер. 1840-х гг. приглашались и оппоненты-"западники": Н. В. Станкевич, А. И. Герцен, М. А. Бакунин, В. Г. Белинский, Т. И. Грановский, П. Я. Чаадаев и др. С 1832 посетитель "суббот" и один из ближайших друзей А. - Н. В. Гоголь (см. "Историю моего знакомства с Гоголем").
Лит.: Машинский С. И. С. Т. Аксаков. 2-е изд. М., 1973; Войтоловская Э. А. С. Т. Аксаков в кругу писателей-классиков. Л., 1982.
С. Т. Аксаков
Полезные сервисы
аксаков сергей тимофеевич
Энциклопедический словарь
Акса́ков Сергей Тимофеевич (1791-1859), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1856). В автобиографической книге «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858) - живописные картины усадебной жизни конца XVIII в., формирование детской души, проникновенная поэзия природы. «Записки об уженье рыбы» (1847), «Записки ружейного охотника...» (1852).
* * *
АКСАКОВ Сергей Тимофеевич - АКСА́КОВ Сергей Тимофеевич (1791-1859), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1856). В автобиографической книге «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858) - панорама «усадебной» жизни кон. 18 в., формирование детской души, проникновенная поэзия природы. «Записки об уженье рыбы» (1847), «Записки ружейного охотника...» (1852).
Большой энциклопедический словарь
АКСАКОВ Сергей Тимофеевич (1791-1859) - русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1856). В автобиографической книге "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова-внука" (1858) - панорама "усадебной" жизни кон. 18 в., формирование детской души, проникновенная поэзия природы. "Записки об уженье рыбы" (1847), "Записки ружейного охотника..." (1852).
Энциклопедия Кольера
Полезные сервисы
аксаков, иван сергеевич
Иллюстрированный энциклопедический словарь
АКСАКОВ Иван Сергеевич (1823 - 86), русский публицист, общественный деятель, предприниматель. Сын С.Т. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Редактор газет "День", "Москва", "Русь", журнала "Русская беседа" и др. Выступал за отмену крепостного права, за свободу слова и печати. В 1870-х гг. организатор кампании за освобождение славян от турецкого ига. Один из создателей Московского купеческого общества взаимного кредита (1869, с 1874 председатель Совета его правления).
Полезные сервисы
аксаков, константин сергеевич
Иллюстрированный энциклопедический словарь
АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817 - 60), русский публицист, историк, лингвист и поэт. Сын С.Т. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Выступал за отмену крепостного права. Труды по истории Древней Руси, грамматике русского языка, критические работы о творчестве Н.В. Гоголя и др., стихи, драматические сочинения.
Полезные сервисы
аксаков, сергей тимофеевич
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Сергей Тимофеевич Аксаков.
АКСАКОВ Сергей Тимофеевич (1791 - 1859), русский писатель. В автобиографической книге "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова-внука" (1858) - поэтизация усадебной жизни конца 18 в., формирование детской души, проникновенные картины природы. "Записки об уженье рыбы" (1847), "Записки ружейного охотника..." (1852). Дом Аксакова, ставший в 1820 - 40-е гг. одним из центров литературной жизни Москвы, - "родовое гнездо" славянофилов.
Полезные сервисы
аксакова (тютчева)
Энциклопедический словарь
АКСАКОВА (Тютчева) - АКСА́КОВА А. Ф., cм. Тютчева А. Ф (см. ТЮТЧЕВА Анна Федоровна).
Полезные сервисы
аксакова анна фед
Гуманитарный словарь
АКСА́КОВА Анна Фед. (1829-89) - дочь Ф. И. Тютчева, жена И. С. Аксакова. Воспитывалась в Германии, в 1845 окончила Мюнхенский королевский ин-т благородных девиц. С 1845 в России; с 1853 - фрейлина вел. княгини (позднее имп.) Марии Александровны, в 1858-65 - гувернантка младших детей Александра II. А. полностью разделяла взгляды своего мужа, после его смерти - издатель его наследия. Тесные отношения связывали А. и с отцом, выделявшим ее среди др. своих детей. Большими лит. достоинствами наделены восп. А. "При дворе двух императоров. 1853-82" (на франц. яз.).
Полезные сервисы
аксакова вера серг
Гуманитарный словарь
АКСА́КОВА Вера Серг. (1819-64) - мемуарист, дочь С. Т. Аксакова. Воспитывалась дома, под влиянием брата К. С. Аксакова прониклась славянофильскими умонастроениями. Преклонялась перед Н. В. Гоголем, с к-рым познакомилась в 1839, оставила о нем воспоминания. Большой интерес представляет ее "Дневник" за 1854-55.
Полезные сервисы
аксакова-сиверс тат. ал-др
Гуманитарный словарь
АКСА́КОВА-СИ́ВЕРС Тат. Ал-др. (1892-1982) - писательница. Дочь генеалога и нумизмата А. А. Сиверса. Детство прошло в доме отца, отрочество - в семье отчима гр. Н. Б. Шереметева. Окончила Строгановское уч-ще. После окт. 1917 жила в провинции. В 1935 арестована в Ленинграде и сослана в Саратов. В 1937 вновь арестована, до 1943 в лагерях, по болезни выслана на поселение в Кировскую обл., в 1950-х гг. реабилитирована "за отсутствием состава преступления". Автор "Семейной хроники", в к-рой рассказала о судьбе Сиверсов, Шереметевых, Аксаковых и др. дворянских родов как об истории гибели дворянского сословия - созидателя и хранителя рус. культуры.
Полезные сервисы
аксаково
Энциклопедический словарь
Акса́ково - поселок городского типа в России, Башкирия. Железнодорожная станция 3,2 тыс. жителей (1998). Климатокумысолечебный курорт. Близ Аксаково было имение С. Т. Аксакова.
* * *
АКСАКОВО - АКСА́КОВО, поселок городского типа в Российской Федерации, Башкирия. Железнодорожная станция. 2,6 тыс. жителей (1991). Климатокумысолечебный курорт. Близ Аксаково было родовое имение С. Т. Аксакова (см. АКСАКОВ Сергей Тимофеевич) - Куроедово.
Большой энциклопедический словарь
АКСАКОВО - поселок городского типа в Российской Федерации, Башкирия. Железнодорожная станция. 2,6 тыс. жителей (1991). Климатокумысолечебный курорт. Близ Аксаково было имение С. Т. Аксакова.
Сканворды для слова аксаково
Полезные сервисы
аксаковы
Татарские, тюркские, мусульманские фамилии
АКСАКОВЫ
В середине XV века Аксаковым дано село Аксакове на р. Клязьме, в конце XV века "испомещены в Новгороде". Эти Аксаковы от Ивана Аксака (внуки его - Иван Шадра и Иван Обляз), праправнука Юрия Грунка, тысяцкого Ивана Калиты (Зимин 1980, с. 159-161). По Бархатной книге (БК, II, с. 296, № 169), Иван Федоров по прозвищу "Оксак" был сыном Вельямина, вышедшего из Орды (Веселовский 1974, с. II). Аксаковы были в Литве, где они появились в конце XIV века (УУ.О, 1986, 51. 22). Аксаковы - писатели, публицисты, учёные. В родстве с Воронцовыми, Вельяминовыми (РБС, 1, с. 96-107). От тюрко-татарского аксак, оксак "хромой