АЛАТЫ́РЬ (ЛАТЫ́РЬ)-КА́МЕНЬ - мифологич. камень; фигурирует в разл. фолькл. текстах с разнообр. значениями. В заговорах: "лежит бел камень Алатырь в море-окияне"; "на камне сидит красная девица с палицей железной"; "на камне стоит престол Божий, на этом престоле сидит Пресвятая Матерь"; в камне живет "змея-скоропивка", к-рую с помощью заговорных формул стремятся выгнать. В былинах и песнях "бел горюч камень" часто упоминается без имени А.: на камне плачет девица; камень загорается, на нем сидит "млад ясен сокол"; в былинах богатыри наезжают на камень, лежащий у трех дорог, на нем - предупредит. надписи о грозящей опасности; богатыри собираются у А.-К.; из-под белого Латыря-камня "выбегает Волга-река". В духовном стихе о Голубиной книге А.-К. называется "всем камням мати": на нем "опочив держал" Христос с апостолами, "утвердил веру на камне"; у А.-К. останавливаются корабли, берут "много с него снадобья".
В основе образа А.-К. лежат древнейшие представления о чудесных камнях, обладающих магич. силой, способных предсказать судьбу, о камне, лежащем на границе двух миров - живых и мертвых, на к-рые наслоились б. поздние христ. мотивы - о камне-алтаре, положенном Христом в основание Сионской церкви.
Вопрос о происхождении имени А. (Л.)-К. остается неясным. Толкование А. Н. Веселовского (от слова "алтарь") не получило поддержки у лингвистов. Др. толкования: от утраченного корня, вероятно литовского, со значением "янтарь", к к-рому возводится также греч. "электрон"; от греч. электор - лучезарный, сияющий; от норманнских наименований корабельного компаса (leidtarsteinn), попавших на Русь в 13-14 вв. через Новгород.