Алда́нов ф. <мс 1а>
алданов марк
Гуманитарный словарь
АЛДА́НОВ МАРК (наст. имя Ландау Марк Ал-др.) (1886-1957) - писатель. Сын крупного промышленника. Окончил классич. г-зию, физико-мат. и юрид. ф-ты Киевского ун-та (1910). В 1919 выехал в Париж с делегацией полит. деятелей (входил в партию нар. социалистов), в Россию не вернулся. Окончил Парижскую школу общественных наук (1923). С 1941 жил в США; был одним из основателей "Нового журнала". После войны возратился во Францию. В первые годы жизни в эмиграции написал сочинение "Загадка Толстого" (1923) и множество полит. портретов, в т. ч. один из первых лит. портретов Ленина (1919). В мировую лит-ру вошел как автор ист. романов, возникших под воздействием революций 1917 и влиянием Л. Н. Толстого. А. убежден в том, что нет линейной причинно-следственной связи в истории; она совокупность мн. причин и миллионов отд. воль. В микроисторич. мире (страна, отрезок времени, круг людей) можно найти подобие закона, но в макромире на смену логике законоположенного бытия приходит Случай (см. кн. А. "Ульмская ночь и философия случая", 1953). Ведущими в романах А. стали темы иронии судьбы, истории, мироздания, "волнующей связи времен", факторы ист. повторов в их сочетании с факторами уникального (случая). 16 романов А. объединены также фабульными связями персонажей разл. поколений: тетралогия "Мыслитель" посв. эпохе франц. революции, наполеоновских войн, смерти Наполеона и убийства Павла I ("Девятое термидора", 1923; "Чертов мост", 1925; "Заговор", 1927; "Святая Елена, маленький остров", 1923), трил. об эпохе революций 1917 ("Ключ", 1930; "Бегство", 1932; "Пещера", 1934), ром. "Истоки" (1950) - об Александре II, "лучшем" рус. царе, и о "лучших" людях России, его убивших. По мысли А., 1881-й год был истоком 1917-го; его последствиям посв. ром. о революции "Самоубийство" (1957). Неск. романов А. являются "спутниками" осн. серий: "филос. сказки" "Десятая симфония" и "Азеф" (обе 1941), "Повесть о смерти" (1952), "Начало конца" (1939) и "Живи, как хочешь" (опубл. в 1958). А. также автор рассказа-"сказки" об итал. Возрождении "Бельведерский торс" (1938), пьесы о событиях на Украине в 1918 "Линия Брунгильды" (1937), десятков статей: (в т. ч. о Достоевском, о романе, о положении эмигрантской лит-ры), "людей катастрофич. эпох": 6 книг лит. портретов "Юность Павла Строгонова", "Огонь и дым" (обе 1922), "Современники" (1928), "Портреты" (1931, 1936); "Земля, люди" (1932). Основываясь на науч., в т. ч. архивных разысканиях, А. оставлял за собой право на вымысел в истолковании психологии тех ист. лиц, к-рые "объяснили бы эпоху и эпоха объясняла бы их". Бунин назвал А. "последним джентльменом рус. эмиграции".
М. А. Алданов
Полезные сервисы
алданов марк александрович
Энциклопедический словарь
Алда́нов Марк Александрович - настоящая фамилия Ландау (1886-1957), русский писатель. Эмигрировал в 1919. В исторической тетралогии «Мыслитель» (1921-1927; романы: «Девятое термидора», «Чёртов мост», «Заговор», «Святая Елена, маленький остров») осмысляются события русской и европейской истории конца XVIII - начала XIX вв.; в романах «Ключ» (1928-1929), «Истоки» (1950) и другие - предыстория революции в России. Проза тяготеет к традиции русской классической литературы, сочетает историческую достоверность с занимательностью сюжета.
* * *
АЛДАНОВ Марк Александрович - АЛДА́НОВ Марк Александрович (наст. фам. Ландау) [26 октября (7 ноября) 1886, Киев - 25 февраля 1957, Ницца], русский писатель; прозаик и эссеист; один из самых читаемых (и переводимых на иностранные языки) писателей первой русской эмиграции, который получил известность благодаря своим историческим романам, охватывающим события двух веков русской и европейской истории (с середины 18 века).
Один путь - эмиграция
Сын богатого заводчика. Окончил классическую гимназию в Киеве (1904), юридический и физико-математический (отделение химии) факультеты Киевского университета. В разные годы опубликовал несколько работ по химии. В литературе дебютировал книгой «Толстой и Роллан» (1915). Вступив в партию народных социалистов в 1919, был командирован ею за границу и в Россию не вернулся. Жил в Париже, Берлине (1922-24), снова в Париже (до 1941; деятельно сотрудничал в журнале «Современные записки») (см. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПИСКИ), затем в Нью-Йорке, где вместе с М. О. Цетлиным (см. ЦЕТЛИН Михаил Осипович) основал «Новый журнал». (см. НОВЫЙ ЖУРНАЛ) В 1947 поселился в Ницце. По отзывам современников, в частности Г. В. Адамовича (см. АДАМОВИЧ Георгий Викторович), отличался безупречностью русского «европейца», в чьем облике «ни разу не пришлось ощутить ничего, что искажало бы представление о человеке».
Взгляд на историю
Историософия Алданова, лежащая в основе его романов, сложилась рано и в дальнейшем не претерпела существенных изменений: эскизно она намечена в сборнике актуальных заметок «Армагеддон» (1918), где Алданов говорит о «моральном и умственном одичании» Европы в результате Первой мировой войны и большевистской революции, подробно развита в диалогах «Ульмская ночь. Философия случая» (1953). В качестве гносеологической предпосылки интерпретации исторических фактов Алданов выдвигал тезис о «картезианском состоянии ума», предполагающем сомнение и духовную независимость; отрицая наличие объективных исторических законов, рассматривал случай как важнейший двигатель истории, принимал исторический фатализм Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) (эпохи «Войны и мира»), к которому относился с благоговением.
Фаталистически окрашенный агностицизм, устраняющий, по мнению Алданова, противоречие между рациональным и моральным подходами к истории, всецело определял концепцию его романных циклов: тетралогии «Мыслитель» - о Великой французской революции, наполеоновской эпопее, убийстве Павла I («Святая Елена, маленький остров», 1921; «Девятое термидора», 1923; «Чертов мост», 1925; «Заговор», 1927), а также трилогии о русской интеллигенции, пережившей революцию, попытку борьбы с большевиками и осваивающей опыт изгнания («Ключ», 1930; «Бегство», 1932; «Пещера», 1934-36).
Особенности творчества
В своем наиболее значительном романе «Истоки» (1950) Алданов воспроизвел широкую панораму событий в России и Европе в 1875-81, трактуя их как завязь причин, вызвавших впоследствии крушение Российской империи (эпизод убийства народовольцами Александра II принадлежит к лучшим страницам русской исторической прозы). О психологии революционерства, банкротстве современной культуры перед лицом исторических новообразований в виде фашизма и коммунизма Алданов писал в романах «Начало конца» (1939), «Живи как хочешь» (1952), «Самоубийство» (1957).
На стилистике романов Алданова сказалось влияние толстовского письма, как и контрастное ему стремление к «латинской» отчетливости в духе А. Франса (см. ФРАНС Анатоль). Разнородные составляющие манеры Алданова - «мрачное вдохновение смерти», по определению видного критика русской эмиграции М. Л. Слонима, как реакция на иррациональный поток жизни, скрупулезная верность историческому документу, скептический, лишенный иллюзий разбор мотивации человеческих поступков и т. д. - часто вредили целостности романной формы. Своих писательских высот Алданов, как правило, достигал в рамках отдельного эпизода либо портрета исторического лица (от Наполеона, Бакунина и Вагнера до Ленина и Муссолини).
Многочисленные, нередко блестящие эссе Алданова о «людях катастрофических эпох» собраны в книгах «Огонь и дым» (1922), «Современники» (1928), «Портреты и Новые портреты» (1931, 1936), «Земли, люди» (1932), «Юность Павла Строганова...» (1934).
Большой энциклопедический словарь
АЛДАНОВ (наст. фам. Ландау) Марк Александрович (1886-1957) - русский писатель. Эмигрировал в 1919. В исторической тетралогии "Мыслитель" (1921-27; романах: "Девятое термидора", "Чертов мост", "Заговор", "Святая Елена, маленький остров") осмысляются события русской и европейской истории кон. 18 - нач. 19 вв.; в романах "Истоки" (1950), "Ключ" (1928-29) - предыстория революции в России. Проза тяготеет к традиции русской классической литературы, сочетает историческую достоверность с занимательностью сюжета.
Энциклопедия Кольера
АЛДАНОВ Марк Александрович (наст. имя - Марк Александрович Ландау) (1886-1957), русский писатель-прозаик, один из видных представителей эмигрантской литературы. Родился в Киеве 19 ноября 1886, в семье богатого промышленника. Окончил Киевский университет, между революциями 1905 и 1917 жил в Санкт-Петербурге, где написал книгу Толстой и Роллан (1915). Вскоре после Октябрьской революции эмигрировал в Германию, затем во Францию. В начале Второй мировой войны перебрался в Нью-Йорк, после поражения Германии вернулся во Францию и поселился в Ницце. Весьма характерно, что Алданов взялся за художественную прозу лишь после того, как покинул Россию. Сравнительно скоро его романы привлекли внимание не только многочисленных российских эмигрантов, но и читателей-иностранцев; ныне некоторые его романы переведены на двадцать и более языков. Львиную долю сочинений Алданова составляет историческая проза. Проза Алданова может быть разделена на три основные группы произведений. Его тетралогия под общим заглавием Мыслитель повествует о судьбе Наполеона и событиях европейской и российской истории с 1799 по 1821. Она включает романы Девятое термидора, Чертов мост, Заговор и Святая Елена - маленький остров. Вторая группа посвящена последним годам царствования и гибели царя Александра II в 1881. События этих лет описываются в двух томах романа Истоки. Третья группа посвящена истории после 1914 до 1917 и судьбам послевоенной Европы: романы Ключ, Бегство, Пещера, Самоубийство. Кроме того, Алданов написал ряд повестей и рассказов о великих творчцах прошлого - Л.Бетховене (Десятая симфония), Микеланджело (Бельведерский торс) и лорде Байроне (Могила воина). Умер Алданов в Ницце 25 февраля 1957.
ЛИТЕРАТУРА
Алданов М. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1991 Чернышев А. Четыре грани таланта Марка Алданова. - В кн.: Алданов М. Избранные произведения, тт. 1-2. М., 1991
Полезные сервисы
алданов, марк александрович
Иллюстрированный энциклопедический словарь
АЛДАНОВ (настоящая фамилия Ландау) Марк Александрович (1886 - 1957), русский писатель. Эмигрировал в 1919. Историческая тетралогия "Мыслитель" (1921 - 27; романы: "Девятое термидора", "Чертов мост", "Заговор", "Святая Елена, маленький остров"), рисующая события русской и европейской истории конца 18 - начала 19 вв., романы "Истоки" (1950), "Ключ" (1928 - 29) о предыстории революции в России сочетают историческую достоверность с занимательностью сюжета.