Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

альберти леон баттиста

Энциклопедический словарь

Альбе́рти Леон Баттиста (Alberti) (1404-1472), итальянский учёный, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. Теоретические трактаты («О статуе», 1435; «О живописи», 1435-1436; «О зодчестве», опубликовано в 1485) обобщили опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия. В архитектуре использовал античную ордерную систему, мотивы древнеримских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472-1494; дворец Ручеллаи во Флоренции, 1446-1451).

* * *

АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста - АЛЬБЕ́РТИ (Alberti) Леон Баттиста (1404-72), итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) . Теоретические трактаты («О статуе», 1435, «О живописи», 1435-36, «О зодчестве»; опубликован в 1485) обобщили опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия. В архитектуре использовал античную ордерную систему (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472-94, дворец Ручеллаи во Флоренции, 1446-51).

* * *

АЛЬБЕ́РТИ (Alberti) Леон Баттиста (18 февраля 1404, Генуя - апрель 1472, Рим), итальянский гуманист, философ, архитектор, художник, теоретик искусства.

Родился в семье знатного флорентийского изгнанника. Учился у известного гуманиста Гаспарино да Барцицца в Падуе, затем в Болонье у Франческо Филельфо (см. ФИЛЕЛЬФО Франческо) и в университете, по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права. Несколько лет служил у церковных иерархов, а с 1432 и до конца жизни занимал место аббревиатора (своего рода нотариуса) при папской курии.

Литератор и архитектор

Литературное наследие Альберти весьма разнопланово: к 1425 относится комедия «Филодокс» (1890), затем были написаны трактаты «Деифира» (1481) и «О преимуществах и тяготах занятия науками» (1890); первые три книги диалогов «О семье» (1844) составлены в 1432-1434, в 1440 или в 1441 к ним добавлена еще одна; в 1435 сочинены трактаты «О статуе» (1568) и «О живописи» (1540), гораздо позже, в 1449 , созданы «Десять книг о зодчестве» (1485); между 1434 и 1443 появились трактаты «О праве» (1890) и «Первосвященник», «Жизнеописание Св. Потита» (1568), диалоги «Теодженио» (1490) и «О спокойствии души» (1844); после 1443 написан аллегорический трактат «Мом, или о государе» (1520), в 1449 - «Математические забавы» (1568); к наиболее значительным произведениям последующих лет относятся «Застольные беседы» (1890) и «Домострой» (1848). По проекту Альберти в 1446-51 Б. Росселлино (см. РОССЕЛЛИНО) выстроил палаццо Ручеллани - новый тип особняка-палаццо, в оформлении фасадов церквей Сан-Франческо в Римини и Сан-Андреа в Мантуе Альберти использовал мотивы древнеримской архитектуры (триумфальные арки и аркады).

Круг занятий и увлечений

Хотя большую часть жизни Альберти провел в Риме и других городах Италии и лишь время от времени наведывался во Флоренцию, именно под воздействием импульсов культурной и художественной среды этого города складывалось его мировоззрение, все более и более расширялся круг его занятий и увлечений. Человек разносторонних дарований и широкой культуры, Альберти известен прежде всего как выдающийся теоретик искусства и архитектуры; вместе с тем, он и зодчий-практик, автор знаменитых архитектурных проектов, занимался живописью, ваянием и иными видами искусства, причем не только изобразительного - он хорошо разбирался в музыке и прекрасно играл на органе. Как писателя-гуманиста его внимание одинаково привлекали и жизнь общества, и устои семейных отношений, и проблемы человека, и принципы хозяйствования, и вопросы этики, политики, права, психологии. Он обнаруживал большие познания в математике, оптике, механике, задумывал и проектировал различные приборы и инструменты, посвящал специальные работы выведению ценных пород лошадей, тайнам женского туалета, шифрам, графологии. Под стать этой всеохватности интересов и творческих устремлений сама личность Альберти, эмблематичная для всего ренессансного гуманизма. Безмерным трудолюбием и упорством он добивался необыкновенных успехов в физической подготовке и воинских упражнениях, в совершенстве усваивал любую отрасль науки и искусства, формировал свой нравственный облик, настойчиво воспитывал в себе человеколюбие, обходительность, щедрость, сдержанность - таким, ставшим уже для современников человеком-легендой, запечатлен он в биографии 15 в., авторство которой не без основания приписывают самому же Альберти.

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista)

(1404-1472), итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства и гуманист. Родился 14 февраля 1404 в Генуе, учился в Венеции, Падуе, окончил Болонский университет. В 1432, после поездки во Францию, Бельгию и Германию, он стал секретарем папы и занимал эту должность до 1464. Большую часть своей жизни Альберти прожил в Риме, с 1434 по 1443 работал во Флоренции и Ферраре. С юности Альберти проявлял интерес к гуманистическим дисциплинам, искусствам, математике и естественным наукам, владел греческим, писал трактаты на латыни и итальянском языке. Его главный труд О семье, четыре книги об организации семейной жизни во всех ее аспектах, был задуман в 1433 и завершен в 1441. В 1435 во время пребывания во Флоренции Альберти написал свой знаменитый трактат О живописи, посвященный флорентийскому архитектору Филиппо Брунеллески. Между 1428 и 1443 он создал много других произведений, отличающихся разнообразием жанров и новизной идей и интерпретаций. Среди них любовная лирика и диалоги; комедия и сатирические произведения, написанные в подражание Лукиану; басни; трактаты по этике, скульптуре, коневодству, земледелию, юриспруденции; сочинения о браке и об обязанностях высшего духовенства. Возможно, ему принадлежит и первая грамматика итальянского языка. По возвращении в Рим в 1443 Альберти посвятил себя преимущественно занятиям математикой и архитектурой; он составил описание города и приступил к созданию своего главного труда О зодчестве, который был закончен в 1452 и опубликован в 1485. Этот трактат по теории архитектуры, состоящий из 10 книг, принес ему славу "флорентийского Витрувия" и, как и сами постройки автора, оказал огромное влияние на развитие архитектуры Ренессанса. С начала 1450-х годов и до конца жизни Альберти работал как архитектор по заказам пап, аристократии и богатых горожан. Среди его архитектурных произведений - церковь Сан Франческо в Римини (по заказу Сиджизмондо Малатеста); палаццо Ручеллаи, церковь Сан Панкрацио и фасад церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (по заказу Джованни Ручеллаи); церкви Сан Себастиано и Сант Андреа в Мантуе и апсида церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (по заказу Лодовико Гонзага). Папа Николай V пользовался советами Альберти при создании проекта перестройки Рима.

во Флоренции. 1456-1470.

во Флоренции. Фасад закончен в 1470 г.

в Римини. Начато в 1450.

Начато в 1470.

Широта интересов и высокая образованность Альберти считается типичным примером "универсальной личности" эпохи Возрождения. Его теоретические трактаты по живописи и архитектуре способствовали новому восприятию этих сфер человеческой деятельности как свободных искусств, а написанные им литературные произведения и труды по этике дали новый импульс развитию итальянского языка и литературы.

ЛИТЕРАТУРА

Леон Батиста Альберти. Под ред. В.Н.Лазарева. М., 1977

Афоризмы

Полезные сервисы