м.
1. Приверженец анабаптизма.
2. Представитель анабаптизма.
АНАБАПТИ́СТ, анабаптиста, муж. (от греч. anabaptizo - перекрещиваю) (рел.). Последователь христианской секты, признающей необходимость вторичного крещения в зрелом возрасте; перекрещенец.
анабапти́ст, анабапти́сты, анабапти́ста, анабапти́стов, анабапти́сту, анабапти́стам, анабапти́стом, анабапти́стами, анабапти́сте, анабапти́стах
анабаптист
- анабаптиста, м. [от греч. anabaptizo - перекрещиваю] (религ.). Последователь христианской секты, признающей необходимость вторичного крещения в зрелом возрасте; перекрещенец.
АНАБАПТИСТ а, м. anabaptiste, пол. anabaptysta < , лат. anabaptista. Последователь анабаптизма. Общим именем нарицатись обыкли Анабаптисты, сего ради, яко младенцев в Папежстве крещеных, перекрещивают. Феатр ист. 372. Анабаптистка и, ж., Анабаптисткий ая, ое. - Лекс. Сл. 18: анабаптист 1718; Уш. 1935: анабапти/ст, анабапти/стский, анабапти/стка.
- Последователь христианской секты, признающей необходимость вторичного крещения в зрелом возрасте.
- Перекрещенец.
АНАБАПТИ́СТКА, анабаптистки (рел.). женск. к анабаптист.
анабапти́стка, анабапти́стки, анабапти́сток, анабапти́стке, анабапти́сткам, анабапти́стку, анабапти́сткой, анабапти́сткою, анабапти́стками, анабапти́стках
- Последовательница христианской секты, признающей необходимость вторичного крещения в зрелом возрасте.
АНАБАПТИ́СТСКИЙ, анабаптистская, анабаптистское (рел.). прил. к анабаптизм и к анабаптист.
анабапти́стский, анабапти́стская, анабапти́стское, анабапти́стские, анабапти́стского, анабапти́стской, анабапти́стских, анабапти́стскому, анабапти́стским, анабапти́стскую, анабапти́стскою, анабапти́стскими, анабапти́стском, анабапти́стск, анабапти́стска, анабапти́стско, анабапти́стски
Анабапти́сты (от греч. anabaptízō - вновь погружаю, то есть крещу вторично) (перекрещенцы), участники радикального сектантского движения эпохи Реформации XVI в., главным образом в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Требовали вторичного крещения (в сознательном возрасте), отрицали церковную иерархию, осуждали богатство, призывали к введению общности имущества. Участвовали в Крестьянской войне 1524-1526, образовали Мюнстерскую коммуну 1534-1535; разгромлены. Отдельные элементы учения анабаптистов перешли в догматику некоторых протестантских сект.
* * *
АНАБАПТИСТЫ - АНАБАПТИ́СТЫ (от греч. anabaptizo - вновь погружаю, т. е. крещу вторично) (перекрещенцы), участники радикального сектантского движения эпохи Реформации 16 в., главным образом в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Требовали вторичного крещения (в сознательном возрасте), отрицали церковную иерархию, осуждали богатство, призывали к введению общности имущества. Участвовали в Крестьянской войне 1524-26, образовали Мюнстерскую коммуну 1534-35; разгромлены. Отдельные элементы учения анабаптистов перешли в догматику некоторых протестантских сект.
АНАБАПТИСТЫ (от греч. anabaptizo - вновь погружаю - т. е. крещу вторично) (перекрещенцы), участники радикального сектантского движения эпохи Реформации 16 в., главным образом в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Требовали вторичного крещения (в сознательном возрасте), отрицали церковную иерархию, осуждали богатство, призывали к введению общности имущества. Участвовали в Крестьянской войне 1524-26, образовали Мюнстерскую коммуну 1534-35; разгромлены. Отдельные элементы учения анабаптистов перешли в догматику некоторых протестантских сект.
АНАБАПТИСТЫ - перекрещенцы, общее название членов протестантских групп, отделившихся во времена Реформации от главных течений протестантизма и создававших добровольные религиозные сообщества на основе ревностного соблюдения новозаветных установлений. Термин употреблялся и как оскорбительное наименование всех религиозных радикалов в 16-17 вв. со стороны католиков, лютеран и реформатов в межконфессиональной полемике. В связи с этим предпочтительнее говорить о различных направлениях движения, к которому относятся Швейцарские и Южно-германские братья, Гуттеритские братья и Голландские меннониты. Начало анабаптизма относится к 1525, когда небольшая группа верующих в Цюрихе под предводительством Конрада Гребеля отошла от последователей Цвингли. В основанных ими общинах они придерживались апостольских правил: во главе их стояли пресвитеры (Деян 14:23), они придерживались принципов непротивления злу (Мф 5:39 сл.), общности имущества (Деян 4:32 сл.), обличали согрешивших братьев (Мф 18:15-17). Планы реформаторов завоевывать для протестантизма кантоны путем постепенных политических шагов, предпринимаемых магистратами, анабаптистами не признавались; они предлагали создавать свободные церкви услышавших благую весть, уверовавших и крестившихся (Мф 28:18 сл.). Жестоко преследовавшиеся церковными и светскими властями эти, как их называли, Швейцарские братья нашли отклик у простых людей в германоязычных странах. Одно их течение развивалось в Моравии и Южной Германии; параллельно в 40-х и 50-х годах 16 в. в Нидерландах оформилось движение под руководством Менно Симонса (1492-1559). Американские меннониты ведут свое происхождение от швейцарского и голландского ответвлений анабаптизма; колонии гуттеритов, секты, основанной в 1533 Якобом Гуттером в Моравии, поселились в Северной и Южной Дакоте, в Манитобе и Альберте в Канаде, в Парагавае; они все еще придерживаются древнего христианского коммунизма, используя в качестве образца описанную в Деяниях апостолов практику первохристианской иерусалимской общины. В полемических сочинениях своих противников анабаптисты отождествлялись с крестьянскими бунтовщиками, особенно в Тюрингии, где восставшие находились под влиянием Томаса Мюнцера, а также с членами коммуны в Мюнстере (Вестфалия, 1534-1535). На первых порах руководители и основные группы анабаптистов отрицали энтузиастические пророчества и насилие, равно как и современные им молитвы и символы веры, поддерживаемые вековыми традициями; все же, как показывают обнаруженные после 1879 многочисленные архивные документы, основным расхождением с протестантскими реформаторами являлся вопрос о союзе между церковью и государством. В качестве руководящей модели анабаптисты избрали раннехристианскую церковь; они говорили, что церковь совершила "грехопадение" уже при Константине и проповедовали необходимость "восстановления" церковной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Христианство: Словарь. М., 1994
АНАБАПТИ́СТЫ ("перекрещенцы") - сектанты эпохи Реформации. Отрицая крещение младенцев, требовали крещения взрослых, т. е. осознанного принятия человеком апостольских обязанностей. Движение возникло в 16 в. в г. Цвиккау (Саксония) и было возглавлено суконщиком Николаем Шторхом, одним из первых т. н. цвиккауских пророков. В 1525 в Цюрихе состоялось первое крещение взрослых. Движение не имело единой программы, и уже в 16 в. все А. дробились на сорок сект. Единым, кроме крещения взрослых, для всех А. было сознание возвращения к церкви апостольских времен, вера в милосердие Божие, добрые дела и учение о свободе воли человека. Соц. система А. требовала неогранич. свободы для человека, абсолютного равенства в об-ве, отмены частной собственности. А. отрицали присягу, суд, воен. службу, повиновение пр-ву; при этом одни сектанты призывали к пассивному противлению, др. требовали насильств. свержения существующих порядков. А. принимали участие в Крестьянской войне 16 в. в Германии (1524-25), где особенно выделился Томас Мюнцер. В 30-х гг. 16 в. А. подверглись гонению: в Германии, Австрии, Тироле принадлежность к А. каралась смертной казнью. После поражения нар. движений агрессивный период анабаптизма закончился, А. удалились из своих стран в др., в т. ч. в Англию. Основывались новые общины, потерявшие полит. характер, - меннониты, мельхиориты, община моравских братьев. Соврем. последователи А. разделяются на многочисл. секты, разбросанные в Германии, Нидерландах, Швейцарии, США, Канаде. В России с конца 17 в. проживают меннониты, сохранившие нек-рые черты анабаптизма - крещение взрослых, отрицание воен. службы, строгость нравов.
АНАБАПТИСТЫ (от греч. ana - опять, и baptizein - крестить). Последователи секты, требовавшей вторичного крещения над взрослыми, считая крещение детей недействительным.