Энциклопедический словарь
Анто́ний Великий (около 250 - 356), основатель христианского монашества, отшельник в египетской пустыне, где испытал искушение бесов (тема многочисленных обработок в литературе и искусстве). Канонизирован.
* * *
АНТОНИЙ Великий - АНТО́НИЙ Великий (ок. 250-356), святой, основатель христианского монашества, отшельник в Египте. Память в Православной и Католической церквах - 17 (30) января.
Большой энциклопедический словарь
АНТОНИЙ Великий (ок. 250-356) - основатель христианского монашества, отшельник в Египте. Канонизирован церковью.
Энциклопедия Кольера
СВ. (ок. 251 - ок. 356), также Авва Антоний, Антоний Египетский, основатель первых монашеских общин. Родился ок. 251, происходил из знатного египетского рода. Говорил только на коптском языке и всю жизнь прожил в родной стране, где скончался ок. 356.
СВ. АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ.
Картина работы Луки Лейденского (15 в.).
Антонию не было и 20 лет, когда его родители умерли, оставив ему значительное состояние и поручив его заботам младшую сестру. Шесть месяцев спустя он услышал читавшиеся в церкви слова Христа, обращенные к богатому юноше: "Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах". Эти слова произвели на него столь сильное впечатление, что он незамедлительно раздал все принадлежащие ему владения, свою сестру поместил в обитель христианских девственниц, а сам повел жизнь аскета и отшельника. Вскоре после крещения он удалился в пустыню и стал жить один в пустой гробнице. Один из друзей доставлял ему скудную еду. Когда Антонию исполнилось 35 лет, он переправился через Нил и поселился в развалинах старой крепости в Писпире. Одеждой ему служила белая овечья шкура, под которой он носил грубый хитон, а еду ему перебрасывали через стену. После двадцати лет строгой отшельнической жизни Антоний нарушил уединение, уступив настойчивым просьбам других отшельников, пришедших в Писпир, и вышел из затвора преподать им наставление. Так в 305 возникла первая община монахов-отшельников. На протяжении шести лет Антоний руководил духовной жизнью своих учеников, а в 311 отправился в Александрию, чтобы укрепить и ободрить христиан, заточенных в темницы и осужденных во время гонений императора Максимина. Когда гонение закончилось, он, стремясь к столь любимому им уединению, удалился на побережье Красного моря, где обосновался в оазисе у подножия горы близ залива Акабы. Эта гора и сегодня называется Дер-Мар-Антониос. Здесь он начал обрабатывать землю. В самом конце жизни (ок. 350) Антоний во второй раз пришел в Александрию, чтобы проповедовать против ариан и других еретиков. Хотя проповедь и личный пример подвижничества сделали Антония общепризнанным учителем монашеской жизни, однако устав монахов-отшельников преподобного Антония был написан лишь после его смерти св. Афанасием Александрийским (в 362). Современник св. Антония св. Пахомий ок. 320 основал в египетских пустынях первую общину монахов, которые не были отшельниками. Мощи св. Антония были перенесены в Александрию ок. 529, в Константинополь (ок. 653) и в Мот-Сен-Дидье близ Вьена (Франция) - в 980. В последнем месте св. Антония почитали особо, к его заступничеству прибегали, чтобы уберечься от болезни, которую называли "антониевым огнем" и которая свирепствовала в Европе в 12 и 13 вв. К этому святому обращались за помощью и в случае других болезней; кроме того, он считался святым покровителем мясников, щеточников и могильщиков, а также покровителем свиней и других домашних животных. Его память празднуется 17 января (в Русской православной церкви - 17 января по старому стилю).
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Афоризмы
Антоний Великий
(ок. 250-356 гг.) один из основателей монашества
Душа состраждет телу, а тело не состраждет душе.
Как, из чрева исшедши, не помнишь того, что было в чреве; так, исшедши из тела, не помнишь того, что было в теле. Как, из чрева исшедши, стал ты лучше и больше телом; так, исшедши из тела чистым и нескверным, будешь лучшим и нетленным, пребывая на небесах.
Взирая на мир, не будем думать, будто отреклись мы от великого чего, ибо и вся эта земля очень мала перед целым небом. Поэтому, если бы и над всею землею были мы господами и отреклись от всей земли, то и в этом не было бы ничего равноценного царству небесному.
Бог благ, бесстрастен и неизменен. (…) (Иной) недоумевает, однако ж, как Он о добрых радуется, (от) злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним; (…) (но) Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом - по сходству с ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, (…) становимся отверженными от Него. (…) Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах (отпущение грехов), то это не то значит, что Бога мы ублажили и его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу (…) опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения.
Если станем жить, как умирающие каждый день, то не согрешим.
Никто без искушений не может войти в царствие небесное; не будь искушений, никто бы и не спасся.
Полезные сервисы