В Африке в период между возникновением постоянных поселений и началом той эпохи, при изучении которой археологические материалы уже не играют роли основного источника информации, существовали различные цивилизации. Датировка этого периода в разных частях континента существенно разнится. В том регионе, которые ныне занимает пустыня Сахара, долговременные поселения возникли за несколько тысяч лет до того, как аналогичный процесс охватил большую часть субэкваториальной Африки. Письменные свидетельства по истории Средиземноморского побережья и различных районов долины Нила тоже появились намного раньше тех, что связаны с более южными областями. На большей части африканских территорий южнее Сахары письменные сообщения о прибрежных районах значительно древнее тех, которые касаются внутренних областей.
Первые поселения. Начало возведения долговременных поселений на территории нынешней южной Сахары является уникальным в древней истории явлением. Если в других частях Земного шара становление подобного образа жизни, обозначаемого термином "неолит", было связано с разведением культурных растений и одомашниванием животных, то в этом регионе последовательность событий была обратной. Период 12 000-9000 лет тому назад характеризовался значительно более высокой нормой осадков по сравнению с современной. Вследствие этого озера и непересыхающие реки были очень богаты рыбой, что обеспечивало существование жителей прибрежных поселений. Для рыбной ловли использовались гарпуны с зазубренными костяными наконечниками; появилась керамическая посуда; изготавливались разнообразные кремневые орудия. Поселения были распространены от долины Нила на запад, вплоть до современных Мали и Сенегала, а также вокруг некоторых восточно-африканских озер, в первую очередь - озера Туркана на севере Кении. Их обитатели, судя по всему, приручили крупный рогатый скот местных пород, а со временем освоили разведение овец и коз, первоначально одомашненных обитателями Западной Азии. Они собирали, а потом научились и разводить разнообразные местные зерновые растения - особенно сорго и тростниковое просо. В некоторых районах, прежде всего в долине Нила и на нагорьях Эфиопии, помимо этих африканских культур выращивали пшеницу и ячмень, принесенные из Западной Азии. В Эфиопии разводили местные высокогорные растения, в том числе зерновую разновидность метлички абиссинской, нуг и похожее на банан растение энсет. Энсет разводили как овощ, не ради его плодов или семян, а ради мякоти стеблей. В Южной Азии его аналогом являлся батат, многие разновидности которого выращивали вдоль северной границы лесной зоны. Время освоения всех этих культур остается по большей части неизвестным. Это относится прежде всего к незерновым растениям, которые, возможно, начали разводить значительно раньше зерновых. По мере иссушения Сахары в период от 5000 до 3000 лет тому назад население начало перемещаться южнее, принося с собой в более низкие широты навыки земледелия и те виды растений и животных, которые составляли основу их хозяйства. Внедрение сельскохозяйственного образа жизни в зоне саванн и лесов южнее Сахары, конечно, требовало приспособления к особенностям природной среды, что обусловило значительную хозяйственную и культурную специфику этой территории. Один из самых известных локальных вариантов - так называемый пастушеский неолит южных районов Кении. На протяжении всего этого периода у обитателей Субэкваториальной Африки преобладал образ жизни, основанный на охоте и собирательстве. Хотя о культуре этих племен можно судить в основном по орудиям из камня, они широко пользовались также костяными и деревянными изделиями. В отличие от жителей более северных областей, они не знали глиняной посуды. Пещеры и гроты служили местами многократного заселения, но существовала и практика сооружения открытых поселений у источников или рек. Хотя охота и играла важную роль в хозяйстве, в рационе людей преобладала растительная пища. Важные сведения о верованиях этих племен и их потомков на протяжении трех последних тысячелетий дало изучение южноафриканского наскального искусства. В религиозной жизни этих народов важное место занимали шаманизм.
Возникновение городской цивилизации. Примерно 5000 лет назад северная часть участка Нильской долины, находящегося на территории нынешнего Судана, подпала под влияние Египта. Эта область играла важную роль и в качестве буферной зоны, и как источник различных видов ценного сырья, включая золото. Смешение египетского влияния, по временам обретавшего форму военного владычества, с местными элементами привело к формированию ряда культур Судана, в том числе культуры Кермы и царства Куш, центром которого примерно 2600 лет назад стала область Мероэ. Хотя процветание этих культур частично базировалось на сырьевых ресурсах внутренних областей региона, сама зона их распространения фактически ограничивалась долиной Нила. Значительно позже городская цивилизация сформировалась на нагорьях Эфиопии. Первичный стимул этого процесса, по-видимому, дала примерно 2500 лет назад Южная Аравия. Такие внешние влияния быстро смешались с местными африканскими элементами, зачастую весьма древними, результатом чего стало возникновение аксумитской цивилизации, расцвет которой приходится на период 2000-1300 лет тому назад. Если внешние контакты Мероэ были направлены на египетские области долины Нила и, вероятно, на Восточное Средиземноморье, то связи аксумитской Эфиопии вели в одном направлении к Красному морю и Римской империи, а в другом - к побережью Индийского океана. Древние цивилизации как долины Нила, так и Эфиопского нагорья знали металлургию. Первыми были освоены золото и медь, а также ее сплавы, затем железо. В суданской части Нильской долины железо начали выплавлять примерно 2600 лет назад, а на нагорье - несколько позже. Приблизительно 2500 лет назад железо плавили в ряде африканских областей, расположенных к северу от экватора, включая центральные районы Нигерии и земли, примыкающие с востока к озеру Виктория. Принципиально иная ситуация существовала в областях к югу от экватора. Начало металлургии железа здесь, по-видимому, совпадает по времени с освоением некоторых форм сельского хозяйства (выбор которых был обусловлен особенностями природной среды) и с появлением керамики. Носители нового образа жизни обитали в поселениях на той же территории. Есть основания полагать, что это кардинальное социо-экономическое изменение каким-то образом было связано с расселением бантуязычных народов. Примерно 2000 лет назад сложилось большинство предпосылок для культурного расцвета Африки. Важнейшую роль в определении направления культурного развития континента сыграли христианство (в Эфиопии) и ислам (на большей части Северной Африки и в более южных районах побережья). Сравнительно развитые общества сложились в доколониальную эпоху и в глубинах Африки, вдали от внешних влияний. Классическим примером могут служить царства межозерных областей, сосредоточенные вокруг территории современной Уганды. Основой их благосостояния, по-видимому, явилось скотоводство. Хотя до появления в этих царствах в 19 в. европейских путешественников они оставались неизвестными внешнему миру, современная археология сумела проследить их развитие на протяжении многих предшествующих столетий. Отличительной особенностью Африки явилась преобладающая роль в хозяйстве крупного рогатого скота. Это относится и к Южной Африке, где скотоводство послужило базой формирования высокоразвитых культур; этот процесс начался примерно 1200 лет назад на северо-востоке, в Ботсване, а его кульминация отмечена грандиозными каменными сооружениями Великого Зимбабве. Применение термина "предыстория" к этому сравнительно недавнему периоду истории Африки практически лишено смысла. Хотя местной письменности здесь, скорее всего, не было, ее зачастую заменяла развитая устная литературная и историческая традиция. В наши дни при исследовании африканского прошлого наряду с археологическими используются данные истории, лингвистики, ботаники и многих других наук, а также анализ исторической традиции.