Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

археология нового света

Энциклопедия Кольера

Предмет исследования. Предметом исследования в археологии Нового Света являются история и культура коренных народов Америки - американских индейцев. Гомогенные с точки зрения расовой принадлежности, индейцы Америки представляют крупную ветвь монголоидной расы Старого Света. В территориальном аспекте американская археология охватывает весь Новый Свет. С хронологической точки зрения, ее нижний рубеж проходит на глубине ок. 20 000 лет - времени, к которому относятся первые свидетельства о существовании человека в Западном полушарии. Верхний рубеж колеблется в значительных пределах. Карибский бассейн, восточное побережье Северной Америки, территория Мексики, Перу и Бразилии были опустошены испанскими, английскими, французскими и португальскими завоевателями в 16 в. С другой стороны, индейцы западных областей Северной Америки не испытали европейского вторжения почти до середины 19 в., а в джунглях Южной Америки до сих пор обитают племена, ведущие традиционный образ жизни.

Археологические исследования. Еще в 16 в. цивилизации ацтеков и инков привлекли внимание историков и философов, увидевших в них параллель царствам и империям древнего мира. На протяжении 16, 17 и 18 вв. исследователи, воины, священники описывали археологические памятники - в первую очередь те, что находятся в Мексике, Центральной Америке и Перу. В конце 18 и начале 19 в. появились сочинения, предшествовавшие систематическим археологическим описаниям. Целенаправленные изыскания, организованные на средства как европейских, так и американских музеев и образовательных учреждений, начались ок. 1870. В начале 20 в. в Перу, Мексике и на юге США были предприняты исследования, имевшие целью установление относительной археологической хронологии. Это внимание к хронологическому аспекту сопровождалось изучением соотношения культурной и природной среды, структуры поселений и доисторической демографии. Начиная примерно с 1940 основные усилия были направлены не столько на установление последовательности культурных эпох через описание комплексов артефактов, сколько на создание, насколько это возможно, полной картины жизни древнего населения. Наиболее активно археологические изыскания осуществлялись в США, особенно на территории юго-западных и восточных штатов, а также в некоторых областях Мексики, в Перу и Вест-Индии. Однако примерно с 1930 наблюдается неуклонная активизация полевых разведок и раскопок по существу на всей территории Нового Света.

Основные культурно-географические области. В археологии Нового Света принято деление на три основных географических региона: 1) Северная Америка до 25-й параллели на территории Мексики; 2) Центральная Америка к югу от 25-й параллели и до центрального Гондураса; и 3) Южная Америка (включая южную часть Центральной Америки и Вест-Индию). Это членение опирается на данные о культуре американских индейцев - как археологические, так и этнографические. Каждый крупный регион, в свою очередь, подразделяется на более мелкие территориальные единицы, как правило, соответствующие "культурным областям". Эти области будут рассмотрены ниже, при описании каждого из крупных регионов.

Культурная история Нового Света до 1492. Вероятно, человек впервые проник в Америку из Северо-Восточной Азии по пути, пролегавшему через Берингов пролив, незадолго до окончания плейстоцена. Не вполне ясно, к какому времени или к какой именно стадии ледниковой эпохи следует относить это переселение. Это могло произойти 20 000 лет назад или даже раньше. Однако нет сомнений, что ко времени между 12 000 и 9000 до н.э. отдаленные предки американских индейцев уже разбили свои охотничьи стоянки по всей территории североамериканских Великих Равнин и проникли в ныне пустующие земли на юго-западе США. Не позднее 7000 лет до н.э. племена древних охотников познакомились с большей частью Нового Света, в пещерных стоянках близ Магелланова пролива у южной оконечности Америки обнаружены кострища и предметы утвари того времени. Эти - как и многие другие - даты получены при радиоуглеродном исследовании древесного угля и иных органических веществ, найденных в археологических отложениях. Метод радиоуглеродного датирования, применяемый с начала 1950-х годов, обеспечил получение первых более или менее достоверных дат, относящихся к древнейшему этапу американской первобытной истории.

Эпоха камня. Древнейший период истории обитателей Нового Света называют эпохой камня, или палеоиндейской. На памятниках этой эпохи представлены лишь орудия и оружие из оббитого камня. Геологические условия, в которых найдены данные артефакты, указывают на их принадлежность к позднему плейстоцену и на климат, совершенно отличный от современного. Вместе с ними часто находят останки представителей вымершей фауны. Эпоха камня продолжалась примерно до 5000 до н.э. Лучше всего она представлена на Великих Равнинах и на юго-западе Северной Америки, но родственные в культурном отношении находки засвидетельствованы также на североамериканском побережье Тихого океана, на востоке США и в некоторых районах Центральной и Южной Америки. Средства существования людям эпохи камня обеспечивали охота и собирательство, причем в разных частях континента удельный вес каждого из этих занятий определялся спецификой природных условий. Немногочисленное население было рассеяно по обширной территории. В технологическом плане американская эпоха камня сопоставима с верхним палеолитом Старого Света, и нет сомнения, что приемы обработки камня и традиции изготовления наконечников для метательного оружия, ножей, скребков принадлежали к числу навыков, принесенных первыми переселенцами в Новый Свет.

Архаическая эпоха. Следующая эпоха в культурной истории Нового Света получила название архаической. Хозяйственной основой культур архаической эпохи в изменившихся с завершением плейстоцена природных условиях, которые приблизились к современным, по-прежнему оставались охота и собирательство. С началом архаической эпохи значительная часть фауны эпохи камня - в том числе мамонты и мастодонты - исчезла, и люди стали охотиться на более мелких животных. Во многих местах возросла роль собирательства - люди искали как растения, так и моллюсков. Именно на этом этапе впервые появились каменные орудия, служившие для приготовления пищи из диких растений. Памятники архаической эпохи, расположенные вдоль рек, на восточном побережье США, в Калифорнии и северной части Тихого океана, а также на атлантическом побережье Бразилии, содержат мощные раковинные отложения, свидетельствующие о длительном обитании людей на одном месте. Наряду с многочисленными орудиями и украшениями из шлифованного или полированного камня в этих мусорных кучах архаической эпохи находят изделия, вырезанные из кости и раковин, а иногда и керамику. Очертить единые для всех временные рамки архаической эпохи невозможно. На нижнем рубеже этой стадии (ок. 5000 до н.э.) культуры архаической эпохи и эпохи камня частично совпадают во времени. Верхний рубеж в Центральной Америке и Перу не позднее промежутка между 2000 и 1500 до н.э. ознаменован заменой архаических культур чисто земледельческими обществами. В других регионах характерные для архаической эпохи охота и собирательство просуществовали дольше. По существу, многие индейские племена Америки, обитавшие там, где земледелие было невозможно или недостаточно эффективно, в хозяйственном и технологическом плане оставались на архаической стадии вплоть до последних десятилетий 20 в. На протяжении всей архаической эпохи продолжалось продвижение как людей, так и технологии из Северной Азии в северо-западную часть Северной Америки. Последняя, вероятно, служила главным источником новаций в сфере обработки различных материалов, в погребальных обычаях и соответственно в нематериальных аспектах культуры. Таким образом, на протяжении эпохи камня и архаики развитие культуры американских индейцев находилось в зависимости прежде всего от импульсов со стороны Старого Света. Центры земледелия в Центральной Америке и Перу обрели доминирующую роль в истории Нового Света не ранее начала следующей стадии - эпохи, получившей название формативной.

Формативная эпоха. Так называемая формативная эпоха, или эпоха становления в американской культурной истории отмечена распространением оседлого образа жизни, основанного на земледелии. Хотя в некоторых памятниках архаической эпохи обнаружены свидетельства окультуривания растений, в том числе маиса, поначалу посевы служили лишь незначительным дополнением к дикорастущим зерновым и иным растениям, служивших объектом собирательства. Начало формативной эпохи, подобно началу эпохи неолита в Старом Свете, ознаменовано превращением земледелия в основу экономики Нового Света. В долине Мехико, горах Гватемалы и других районах Центральной Америки памятники формативной эпохи датируются не позже 1500 до н.э. В Перу земледельческие общества подобного типа возникли ок. 800 до н.э. Сходные культуры раннеформативного облика, по-видимому, существовали в расположенной между двумя названными регионами зоне - на территории Эквадора, Колумбии и в южной части Центральной Америки. Из этих очагов традиции земледелия, вполне освоившего разведение маиса, бобов и других культурных растений, распространились почти по всей Северной и Южной Америке. К 1000 н.э., если не раньше, в юго-западных и восточных областях США, в тропических низинах, на островах Вест-Индии и в южной части южноамериканских Анд земледельцы обитали в сельских или небольших городских поселениях. К числу признаков их культуры относятся также развитое производство керамики, ткачество, резьба по камню, сооружение более или менее долговременных построек, а во многих местах - возведение особых сооружений общественного или религиозного характера в виде своеобразных насыпей или храмов.

Классическая эпоха. За формативной эпохой на территории Центральной Америки и Перу следует эпоха классическая. Она характеризуется обращением коренного населения Нового Света к городскому образу жизни, причем города выступают как центры ремесленного производства, содержат монументальные архитектурные памятники и замечательные произведения искусства, демонстрируют углубление социального расслоения, формирование сложных религиозных учений и зарождение науки и письменности. В Центральной Америке начало сложения культуры такого уровня произошло в конце формативной эпохи или на протоклассической стадии - между 300 до н.э. и 200 н.э. Расцвет классической эпохи приходится приблизительно на время с 200 до 900 н.э. Примерно таким же образом датируются культуры классической стадии на территории Перу. Заключительная постклассическая эпоха в культурной истории Нового Света сменяет классическую на том же пространстве Центральной Америки и Перу. На ее начальной стадии тенденция к урбанизации становится как будто даже более заметной, чем прежде. Вместе с тем ощущается упадок характерного для классической эпохи прекрасного местного стиля в искусстве и, судя по некоторым данным, государственных образований или царств региона. Имеются также указания на массовые перемещения населения, усиливается его воинственность и возникают крупные империи - такие, как ацтекская в Мексике или инкская в Перу. Постклассическая эпоха охватывает примерно последние 600 лет до прихода испанцев.

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Основные культурные зоны. В число основных культурных зон, рассматриваемых в этом разделе, входят:

1) восток Северной Америки, 2) область Равнин, 3) Юго-Запад, 4) Дальний Запад, включающий области распространения археологических культур Большого Бассейна Невады и Калифорнии, центральную и прибрежную часть Калифорнии, нагорья внутренних районов штатов Вашингтон, Орегон, Айдахо, Монтана и прилегающие области Канады, а также северо-западное побережье от Калифорнии до Южной Аляски и 5) Крайний Север, включающий субарктические и арктические районы.

Восток Северной Америки.

Эпоха камня. Самые ранние стоянки древних охотников обнаружены в разных местах на востоке США. По своей геологической характеристике эти стоянки несопоставимы с теми, что обнаружены в области Равнин или на Юго-Западе, и не дали совместных находок остатков вымершей фауны эпохи плейстоцена и созданных человеком артефактов. Датировка древнейших памятников восточной зоны основана главным образом на находках оббитых каменных орудий, известных в памятниках области Равнин и Запада под названием наконечников типа кловис - желобчатых наконечников копьевидной формы. В Восточной культурной зоне наконечники типа кловис найдены при раскопках на востоке Пенсильвании и Массачусетса, а также на северо-западе Вермонта. Случайные находки сходных наконечников метательного оружия повсеместно засвидетельствованы на востоке США, хотя на конкретных стоянках они не обнаружены. Одно время считалось, что такие характерные для восточной зоны желобчатые наконечники свидетельствуют о существовании здесь в более позднее время древней формы западного происхождения, но сейчас большинство археологов придерживаются мнения, что оба типа наконечников одновременны.

Архаическая эпоха. В нижних слоях ряда пещерных стоянок Восточной зоны на юге Иллинойса, в Миссури и Алабаме представлены наконечники метательных орудий того типа, который является переходным от свойственных эпохе камня копьевидных желобчатых наконечников к не имеющим желобка черешковым наконечникам архаической эпохи. Эти пещерные слои датируются временем между 9000 и 6000 до н.э., что свидетельствует о том, что культуры архаической эпохи возникли на несколько тысяч лет раньше, чем считалось прежде. В юго-восточных штатах и долине реки Огайо культуры архаической эпохи, связанные с мощными раковинными кучами по берегам таких рек, как Сент-Джонс (Флорида), Саванна, Теннесси и Грин-Ривер (Кентукки), просуществовали примерно до 1000 до н.э. Крупные, с широким лезвием и черешком каменные наконечники, полированные каменные грузила, в том числе для сетей, копьеметалки, каменные лодочные якоря, костяные гарпуны, рыболовные крючки и наконечники, - все это указывает на охоту и рыболовство как основу хозяйства. Бусы, ожерелья и другие личные украшения делались из камня, кости, раковин и из обработанной методом холодной ковки меди. Стоянки с близким инвентарем примерно того же времени известны и на территории северо-восточных штатов.

Культуры погребальных насыпей, или лесные (вудленд). Примерно между 1000 до н.э. и 500 н.э. - а на некоторых территориях и позже - носители архаических культур в восточных областях Северной Америки постепенно переходили от охоты и собирательства, характерных для архаической стадии, к земледельческому хозяйству формативной эпохи. Этот процесс стимулировался несколькими факторами. Из Центральной Америки на север шло распространение культурных растений и навыков земледелия. Вполне вероятно, что эти новшества несли с собой переселенцы с юга - представители нового, ширококостного и круглоголового, физического типа, которые в это время появились в некоторых районах Восточной зоны и смешались с прежним длинноголовым населением архаической эпохи. В направлении, противоположном этому движению с юга, распространялись некоторые элементы культуры, а возможно и люди, проникшие с севера, по-видимому из Азии. Возможно, именно оттуда был принесен достаточно развитый культ мертвых, выразившийся в сооружении погребальных насыпей и обычае вторичного захоронения умерших. Из Азии или приполярных областей происходит керамика, орнаментированная оттисками ткани и шнура, появившаяся примерно в это время на востоке Северной Америки. Носители культур вудленд ранней стадии (культур погребальных насыпей I) обитали на небольших стоянках. Погребальные насыпи возникли как ритуальные центры полукочевых общин, занятых в основном охотой и собирательством. В некоторых регионах, особенно в долинах Огайо и нижнего течения Миссисипи, погребальные насыпи достигали весьма крупных размеров. В культуре адена на территории Огайо, Кентукки и Западной Виргинии земляные насыпи высотой от 6 до 21 м возводились над бревенчатыми, обмазанными изнутри глиной гробницами, в которые укладывались кости наиболее почитаемых покойников. Помимо погребальных насыпей, носители культуры адена сооружали и обширные земляные ограждения. Об этих поселениях известно немного, но существование у них крупных ритуальных центров позволяет заключить, что люди селились довольно плотно и уровень их организации был достаточен для выполнения общественных работ значительного масштаба. Из этого следует, что важную роль в их хозяйстве уже играло земледелие, а значит, культура адена относится скорее к формативной, чем к архаической стадии. Среднюю стадию культур вудленд (культур погребальных насыпей II) характеризует дальнейшее развитие оседлости и земледелия. Пик развития погребальных обрядов раннего вудлендского периода засвидетельствован в погребальных насыпях культуры хоупвелл в Огайо и родственных ей культурах Среднего Запада и низовий Миссисипи. Вместе с умершими в качестве погребального инвентаря под земляными насыпями клались прекрасные курительные трубки в виде резных каменных фигурок птиц и зверей, сложные медные украшения, геометрические и растительные узоры, вырезанные из пластинок слюды, пресноводный жемчуг и керамика, украшенная врезными или штампованными изображениями птиц и змей. Памятники, относящиеся к средней стадии культур вудленд, распространены также севернее, западнее и восточнее междуречья Огайо и Миссисипи, но они представляют собой лишь упрощенное отражение великолепных древностей культуры хоупвелл, и это периферийное население оставалось по сути на прежнем уровне развития, свойственном архаической эпохе, хотя по времени оно и хоупвелл синхронны.

Культуры храмовых насыпей, или бассейна Миссисипи. Этот период, как и предыдущий, делится на две стадии - культуры храмовых насыпей I и II (ранние и поздние культуры бассейна Миссисипи). Население долины Миссисипи этого времени по своему развитию относится к формативной эпохе. В нижнем и среднем течении Миссисипи начало раннего этапа культуры храмовых насыпей относится к 500 н.э. Среди памятников эпохи храмовых насыпей большинство составляют крупные поселки, в центре каждого из которых расположена земляная пирамидальная насыпь с плоской вершиной, служащая основанием для деревянного храма. В материалах экспедиции де Сото 1540-1542 описаны такие храмы на территории юго-восточных областей США от Флориды до Арканзаса. Они служили местами поклонения божествам, жилищами жрецов или хранилищами костей особо почитаемых умерших. Типичными для ранних культур бассейна Миссисипи (культур храмовых насыпей I) являются культура коулз-крик в долине низовий Миссисипи, культура гибсон на востоке Техаса и в соседних штатах, нижние слои большого искусственного холма Кахокия в Ист-Сент-Луисе и такие удаленные друг от друга памятники, как Азталан в Висконсине и плато Мейкон в Джорджии. Поздние культуры бассейна Миссисипи (культуры храмовых насыпей II) представлены как различными памятниками, принадлежащими непосредственно к этой традиции (например, верхние слои Кахокия, а также Кинкейд и Эйнджел на юге Иллинойса и в Индиане), так и памятниками, которые демонстрируют смешение черт, свойственных культурам бассейна Миссисипи, со старыми местными традициями периода погребальных насыпей (Плакмайн в долине низовий Миссисипи или Ламар в Джорджии). С приходом европейцев культуры храмовых насыпей приходят в упадок. К 1750 местный образ жизни был сломан, а к 1825 большинство индейских племен переселилось на запад или было уничтожены. Знаменитые племена этноисторического периода (1540-1700) - такие, как натчезы бассейна Миссисипи, крики и другие мускогские племена Джорджии, Алабамы и Флориды, кэддо, обитавшие в восточной части Техаса, Арканзасе и Луизиане, - являлись прямыми потомками населения эпохи храмовых насыпей.

Область Равнин. Эпоха камня. Факт существования на Американском континенте человека эпохи плейстоцена был установлен в 1930-х годах по материалам, собранным в Нью-Мексико и Колорадо. Типичными для этого времени являются стоянки Фолсом и Кловис (шт. Нью-Мексико) и Линденмайер (Колорадо). Предметы из Кловиса и Фолсома, в том числе копьевидные желобчатые наконечники для метательного оружия, явно сходны. Из двух распространенных на Равнинах форм наконечников тип кловис, у которого желобок с обеих сторон имеет небольшую протяженность от основания, старше и устойчиво сочетается с останками мамонта и других вымерших животных эпохи плейстоцена. Наконечники типа фолсом с более специфичным длинным желобком обычно находят вместе с останками вымершей разновидности бизона, незначительно отличающейся от современной. Памятники типа фолсом датируются временем между 9000 и 7000 до н.э. В послефолсомское время (примерно между 7000 и 5000 до н.э.) на Равнинах существовало несколько охотничьих культур, для которых типичны копьевидные, но не имеющие желобка наконечники метательного оружия, иногда именуемые наконечниками типа юма или относимые к более дробным типам иден, скоттсблафф и плейнвью.

Архаическая эпоха. В зоне Равнин памятники архаической эпохи в плане технологических традиций ближе к памятникам эпохи камня, чем на востоке США. Хотя климат по сравнению с эпохой камня стал суше, охота в архаическую эпоху продолжала оставаться главным занятием индейцев этого региона. В сфере материальной культуры важная роль сохранялась за оббитыми каменными наконечниками, ножами, скребками; орудия и украшения из шлифованного камня малочисленны или вовсе отсутствуют. Типичным примером культур зоны Равнин в архаическую эпоху могут служить памятники периодов сингл-бьют I и II на западе Небраски или культуры лайм-крик и медисин-крик на юге центральной части Небраски. Вудлендская керамика проникает на Равнины скорее всего с востока и севера, хотя ее появление, похоже, не связано с какими-либо значительными изменениями в полукочевом охотничьем образе жизни. Если в Восточной зоне еще в период погребальных насыпей отмечены зачатки земледелия, то в зоне Равнин они, по-видимому, не имели серьезного значения. На стоянке Уолкер-Гилмор на востоке Небраски семена тыквы и кабачка найдены в сочетании с керамикой, похожей на вудлендскую, а значительно западнее - на востоке Канзаса - отмечено наличие небольших погребальных насыпей, сходных с хоупвеллскими.

Сельские культуры Равнин. Период в истории зоны Равнин, соответствующий периоду храмовых насыпей (культур бассейна Миссисипи) Восточной зоны и демонстрирующий основные признаки формативной эпохи, именуется сельским периодом Равнин. Культуры этого круга, хотя и демонстрируют некоторые связи с керамикой бассейна Миссисипи на востоке, не относятся ни к культурам Миссисипи, ни к культурам храмовых насыпей. Одна из самых ранних и наиболее выразительная из сельских культур Равнин - верхнереспубликанская на территории Южной Дакоты, Небраски и Канзаса. Похоже, она отражает первые попытки оседлого земледельческого населения приспособиться к природным условиям, пригодным и для охоты на бизонов. Поселения этих людей состояли из небольших скоплений углубленных в землю жилищ, вытянувшихся вдоль береговой террасы. Поздняя культура лоуер-лауп, оставленная, как полагают, предками племени пауни, продолжала эту традицию, но ее поселения располагались более плотно. У племен пауни, арикара и сиу, обитавших на Равнинах в историческое время, сохранился тот же образ жизни, но они обрели большую подвижность в связи с освоением в 17 в. коневодства.

Юго-Запад. Эпоха камня. Древнейшие предметы эпохи камня, найденные в пустыне Юго-Запада и в смежных с нею регионах США, происходят из открытых и пещерных стоянок, относящихся к позднему плейстоцену и началу послеледникового периода. Для этих стоянок характерны наконечники метательного оружия типа кловис и сандия. Наконечники типа сандия, названные по пещере в окрестностях Альбукерке (шт. Нью-Мексико), судя по стратиграфическим данным, предшествуют наконечникам типа фолсом. По-видимому, они приблизительно одновременны с типом кловис. Как и тип кловис, наконечники сандия, удлиненные, копьевидные, были предназначены для охоты на крупного зверя. Они не имеют желобка и характеризуются наличием выемки на основании.

Архаическая эпоха. В Юго-Западной зоне известно много культур, или вещевых комплексов, того периода, который сменил древнейшую эпоху камня и был ознаменован переходом от охоты на крупных млекопитающих к смешанному охотничье-собирательскому хозяйству, обусловленному жизнью в жарких и сухих условиях пустыни. К числу наиболее известных традиций архаической эпохи относится кочисская, распространенная в юго-восточной части Аризоны. Западнее, в низовьях реки Колорадо и в калифорнийской пустыне, одновременно существовала родственная ей амаргосская традиция. Две эти традиции просуществовали, с незначительными изменениями, примерно с 4500 до н.э. до рубежа нашей эры. Для обеих характерны архаические наконечники метательного оружия, известные по находкам на стоянках Джипсум-Кейв и Пинто-Бейсин, и грубые каменные терочники, предназначенные для обработки зерен диких растений. В Бат-Кейв (шт. Нью-Мексико) обнаружен примитивный маис в сочетании с архаическими орудиями, несколько отличающимися от характерных для кочисской культуры; однако на этом раннем этапе земледелие, похоже, продолжало играть подсобную роль в хозяйстве. Позднеархаические культуры Юго-Запада - такие, как баскетмейкер II на северо-востоке Аризоны, - были знакомы с более развитым маисом; но даже в это время (от рубежа нашей эры до 300 н.э.) выращиванию зерновых культур вряд ли принадлежало главное место в хозяйственной жизни. На стоянках периода баскетмейкер II, либо расположенных в пещерах, либо представляющих небольшие скопления углубленных в землю жилищ на открытом воздухе, отсутствует керамика, но представлены, помимо архаических наконечников, корзины, веревки и плетеная обувь.

Культуры формативной эпохи. Оседлую сельскую жизнь, основанную на земледелии, в Юго-Западной зоне можно проследить на примере трех различных культур - могольон, анасази и хохокам. Могольонская культура получила название вследствие своего распространения на территории Могольон-Рим - горной страны, протянувшейся от юго-западной части Нью-Мексико на северо-запад, на территорию Аризоны. Могольонская культура раннего этапа (примерно от 200 до н.э. до 600 н.э.) отчасти восходит к кочисской традиции архаической эпохи, но ее отличают появление керамики и возросшая роль земледелия. Культура анасази сосредоточена на нагорье в северной части Аризоны и Нью-Мексико, а также на территории соседних штатов. Здесь прослеживается развитие от ранних фаз культуры баскетмейкер на архаической стадии к формативной эпохе, представленной фазой баскетмейкер III (примерно 300-700 н.э.). Традиция анасази сохранилась до исторического времени и даже до наших дней в виде культуры современных индейцев пуэбло - таких, как племена хопи, зуньи и др., - являющихся в расовом и культурном отношении наследниками носителей этой культуры. Жилища ранней поры, по традиции восходящей к периоду баскетмейкер архаической эпохи, были углублены в землю, и можно проследить постепенное развитие от поселков, состоящих из таких жилищ, к крупным поселениям из домов с каменными стенами; наиболее известными примерами таких поселений являются Пуэбло-Бонито в Нью-Мексико и Меса-Верд в Колорадо. Появление керамики с черно-белым орнаментом и активизация земледелия отличают фазу баскетмейкер III от принадлежащей к архаической эпохе фазы баскетмейкер II. Другое новшество - появление на стадии баскетмейкер III подземных ритуальных помещений, называемых кива. Все эти элементы культуры - активное разведение маиса, бобов и тыкв, возведение сложных поселений, появление черно-белой керамики и подземных кива - сохранялись и усложнялись на более поздних этапах, в культуре пуэбло на I, II, III и IV стадиях, и представлены у современных индейцев пуэбло. Традиции культуры хохокам на пустынных равнинах южной Аризоны имеют местные корни. Относящиеся к формативной эпохе раннеземледельческие фазы этой культуры можно датировать так же, как соответствующие фазы могольонской культуры, хотя некоторые специалисты относят их к более позднему времени - примерно к 600 н.э. Им предшествуют в этом регионе культуры архаической эпохи, подобные тем, что представлены памятниками типа кочис-амаргоса. Возможно, земледелие и керамика первоначально были принесены сюда через область распространения могольонской культуры. На ранней стадии углубленные в землю жилища носителей культуры хохокам сооружались из дерева, травы и грунта, а поселки состояли из нескольких беспорядочно размещенных домов. Умерших эти люди кремировали. Керамика красного или бурого цвета была похожа на раннемогольонскую. Позже, в эпоху колонизации, была выкопана обширная сеть оросительных каналов, сооружены площадки для игры в мяч, сходные с известными площадками в Центральной Америке, а керамику стали украшать красной росписью по буро-желтому фону. Наличие площадок для игры в мяч и новый тип керамики позволяет предположить влияние, идущее с территории Северо-Западной Мексики. Наиболее известным памятником этого раннехохокамского периода является Снейктаун на юге Аризоны. Классический период в истории хохокамской культуры ознаменовался продвижением на север людей из области распространения культуры анасази. На смену поселкам из беспорядочно расположенных жилищ пришли комплексы сложной планировки, включающие "многоквартирные дома" из сырцового кирпича. Можно полагать, что культура хохокам распалась после 1400, вероятно в результате давления со стороны полукочевых индейцев-апачей. Возможно, однако, что современные индейцы пима и папаго, ныне обитающие на этой территории, - потомки носителей культуры хохокам.

Дальний Запад. Культуры раннего этапа. В области Большого Бассейна на западе Юты, в Неваде и некоторых районах Калифорнии и Орегона свидетельства пребывания человека восходят к 9000 до н.э., но найденные здесь артефакты типологически относятся скорее к архаической эпохе, чем к эпохе камня. Кроме того, в хозяйстве первых обитателей региона охота на мелких животных и собирание зерен диких растений играли более важную роль, чем охота на крупных млекопитающих периода плейстоцена и раннего постплейстоцена. Если радиоуглеродные даты с этой территории верны, можно полагать, что переход к современному, более сухому климату совершился здесь раньше, чем в других регионах Северной Америки. В состав некоторых культурных комплексов Большого Бассейна - таких, как Сан-Диегито-Плая и Лейк-Мохаве в пустыне Южной Калифорнии, - входят орудия, свидетельствующие о преобладании охоты над собиранием зерен, но представленные тут же наконечники нельзя определенно отнести к типу кловис, сандия, фолсом или юма.

Поздние культуры. Более поздние культуры Большого Бассейна, Плато, Калифорнии и Северо-Западного побережья отражают связь с предшествующим этапом, но вместе с тем некоторые из них испытали влияние извне - со стороны культур Юго-Запада, зоны Равнин и Арктической зоны. В Большом Бассейне охота и собирательство, сходные со свойственными носителям культуры баскетмейкер, сохранялись вплоть до исторического периода и представлены у племен юта и пайюте. В центральных областях Калифорнии последовательный ряд культур охотников и собирателей архаического типа, охватывающий период протяженностью в 3-4 тысячи лет, демонстрирует постепенное изменение форм шлифованных каменных орудий. Керамика, так и не получившая широкого распространения, появляется здесь на поздних этапах под влиянием, идущим из Юго-Западной культурной зоны. У многочисленных племен, обитавших в Центральной Калифорнии в 19 в., обнаруживаются культурные традиции, типичные для архаической эпохи.

Крайний Север. Эпоха камня. В Арктике эпоха камня представлена случайными находками на Аляске нескольких желобчатых наконечников для метательного оружия, причем большинство из них надежно не датируются и, скорее всего, должны трактоваться как маргинальные для изделий типа кловис и фолсом, характерных для зоны Равнин. Древнейший известный науке комплекс артефактов в этом регионе - Денби на аляскинском берегу Берингова пролива. Находка в Денби имеет некоторое сходство с постфолсомскими комплексами зоны Равнин, содержащими наконечники метательных орудий типа юма, или иден-скотсблафф. Большой интерес представляют резцы или гравировальные инструменты из Денби, сходные с мезолитическими орудиями из Старого Света, что позволяет, опираясь на хронологию европейских и азиатских древностей, отнести этот комплекс примерно к 4000 до н.э.

Культура эскимосов. Культура эскимосов от ее древнейших до позднейших этапов принадлежит, судя по полированным предметам из камня, изделиям из кости и моржовых клыков, по высокому уровню развития охоты и рыболовства, к числу архаических. На ранних фазах (примерно от начала нашей эры до 400 н.э.) - таких, как ранняя культура качемак на юго-западе Аляски или оквик и ипиутак на северо-западе полуострова, - здесь прослеживаются связи с Сибирью и даже с Китаем. Древнейшая из культур эскимосов Канады - культура дорсет, распространенная на восток вплоть до Гренландии, - бедна резными изделиями из кости, типичными для западных культур, и может рассматриваться как отражение длительного развития комплекса Денби. Преобладает, однако, мнение, что культура эскимосов, как и сам этот народ, попали в Новый Свет из Сибири на рубеже нашей эры. Принадлежали ли носители раннего комплекса Денби в расовом и языковом отношении к эскимосам, неизвестно. Эскимосская культура на ранней стадии в хозяйственном плане базировалась преимущественно на сухопутной охоте, а не на морском промысле, характерном для эскимосов конца доисторической и исторической эпохи. Искусная резьба по моржовому клыку раннего периода в более поздней эскимосской культуре имела тенденцию к исчезновению. Между 1200 и 1400 эскимосы вошли в соприкосновение с норвежскими поселенцами в Гренландии. Этим фактом отмечен крайний северо-восточный предел распространения эскимосов от Берингова пролива по территории Северной Америки. К началу исторической эпохи эскимосы достигли наивысшего из когда-либо засвидетельствованных уровня культурного приспособления к суровым климатическим условиям.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА

Границы культурного региона. Центральная Америка как географическая область одновременно представляет собой особый культурный регион. Этим она отличается от двух других крупных географических областей Нового Света - Северной и Южной Америки, каждая из которых включает несколько культурных зон. Для удобства исследование Центральной Америки осуществляется по меньшим территориальным подразделениям, хотя находки эпохи камня и архаической стадии здесь пока столь немногочисленны, что рассматриваются суммарно для всего региона. Северный рубеж центральноамериканского культурного региона проходит примерно по 25-й параллели. Более точно, область распространения археологических культур центральноамериканского происхождения простирается по тихоокеанскому побережью до реки Синалоа, а по берегу Мексиканского залива - примерно на 160 км к северу от города Тампико. Во внутренних районах континента эта граница существенно колеблется в зависимости от времени. Видимо, наиболее активный характер экспансия культур юга Центральной Америки носила в начале постклассической эпохи (примерно 900-1100 н.э.), когда важные памятники возникли далеко на севере - в штатах Сакатекас и Дуранго. Южный рубеж Центральной Америки можно провести приблизительно от устья реки Улуа на карибском побережье Гондураса к тихоокеанскому заливу Фонсека. Примерно здесь проходил южный предел зоны, на которую распространилось в восточном и южном направлении влияние культуры майя.

Эпоха камня. В Центральной Мексике, в верхних слоях плейстоценовых отложений долины Мехико, были найдены оббитые каменные наконечники метательного оружия и другие предметы, отнесенные к культуре древних охотнико

Полезные сервисы