Канавой В Петербурге называли Обводный канал, по берегам которого во второй половине XIX в. появилось множество промышленных предприятий.
батюшков
Грамматический словарь
Словарь русских фамилий
БАТЕНИН БАТЕНЬКОВ БАТЮШКИН БАТЮШКОВ БАТЯНИН БАТИН БАТИЩЕВ БАТЯЕВ
Батюшков. Чистая фамилия (или еще отчество) - в Московском государстве XVI в., тогда же встречается и фамилия Батюшкин, но реже; Ф.И.Буслаев в своей "Исторической грамматике" отметил, что более ранняя форма батюшко дала прилагательное батюшков, более поздняя форма батюшка дала прилагательное батюшкин. (Н).
Батеня - в рязанских говорах батя, отец. Так односельчане могли ласково называть всеми уважаемого, мудрого старика. (Ф).
В ряду подобных фамилий, обозначающих родственные отношения, можно назвать: Батеньков (от ласкательной формы батенько), Батянин (батяня) (Э)
По Далю - батюшка - поп, в симбирских говорах батяня сливаются: батька и брат, прияель, товарищ.
Сканворды для слова батюшков
- Поэт, памятник которому стоит в центре Вологды.
- Русский поэт XIX века, автор стихотворений «Вечер», «Мщение», «Отъезд».
- Русский поэт XIX века, автор стихотворений «Элегия», «Надежда», «Пленный».
- В 1814 году в Париже этот офицер-поэт после шума военного перечитывал любовный роман «Поль и Виргиния», заливаясь сладостными слезами.
- Русский поэт, глава анакреонтического направления в русской лирике.
- Этого поэта XVIII века считали «русским Парни» - поэтом-эпикурейцем, певцом лени и сладострастия.
Полезные сервисы
батюшков к.н
Афоризмы
Батюшков Константин Николаевич (1787 - 1855)
Русский поэт.
Афоризмы, цитаты -
Живи как пишешь, и пиши как живешь: иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы.
Каждый язык имеет свое словотечение, свою гармонию, и странно было бы русскому или итальянцу, или англичанину писать для французского уха и наоборот.
Полезные сервисы
батюшков конст. ник
Гуманитарный словарь
БА́ТЮШКОВ Конст. Ник. (1787-1855) - поэт, прозаик, переводчик. Из старинного дворянского рода. Воспитывался в петерб. частных пансионах (1797-1802); важную роль в формировании его личности сыграл родственник Б. - писатель М. Н. Муравьев. С 1802 на службе в Мин-ве нар. просвещения, где сблизился с участниками Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств; контактировал и с кружком А. И. Оленина. В 1809 включился в лит. полемику сатирой "Видение на берегах Леты", направл. против как лит. консерваторов, так и эпигонов сентиментализма; тогда же сблизился с Н. М. Карамзиным и писателями его круга. В 1815 избран членом "Арзамаса". В 1817 выпустил "Опыты в стихах и прозе" (2 тт.). В 1807-16 в армии, участник антинаполеоновской кампании в Пруссии, рус.-швед. войны, заграничного похода 1813-14. В 1812 на службе в Публ. б-ке. С 1818 чиновник рус. миссии в Неаполе, с 1820 - в Риме. В ранних произв. Б. - один из родоначальников т. н. "легкой поэзии" в рус. лит-ре, глава анакреонтич. направления, выступает с апологией мечты, независимости, наслаждения земными радостями в духе поэзии предромантизма, противопоставляя эти мотивы ценностям и целям офиц. мира. Античность, образы к-рой начинает широко использовать Б., предстает "золотым веком", идеальной эпохой гармонии, полнокровного бытия ("Вакханка", "Веселый час", "Элизий" и др.). События 1812-14 меняют мироощущение поэта. Его послание "К Дашкову" (1813) не только проникнуто патриотич. мотивами, но и декларирует отказ от гедонистич. лирики. Б. разочаровывается в просветит. философии, ищет духовную опору в религии ("Нечто о морали, основанной на философии и религии", 1815; "Надежда", 1815; и др.). Произв. писателя последних лет свойственно ощущение трагизма человеч. бытия, непрочности земных радостей, непримиримого разлада с действительностью ("К другу", 1815; "Умирающий Тасс", 1817; цикл переводов "Подражание древним", 1821; "Ты знаешь, что изрек...", 1824; и др.). С 1821 у Б. развивается неизлечимая душевная болезнь.
К. Н. Батюшков
Полезные сервисы
батюшков константин николаевич
Энциклопедический словарь
Ба́тюшков Константин Николаевич (1787-1855), русский поэт. Глава анакреонтического направления в русской лирике («Весёлый час», «Мои пенаты», «Вакханка»). Пережил духовный кризис («Надежда», «К другу»); в жанре элегии - мотивы неразделённой любви («Разлука», «Мой гений»), высокий трагизм («Умирающий Тасс», «Изречение Мельхиседека»).
* * *
БАТЮШКОВ Константин Николаевич - БА́ТЮШКОВ Константин Николаевич (1787-1855), русский поэт. Глава анакреонтического направления в русской лирике («Веселый час», «Мои пенаты», «Вакханка»). Позже пережил духовный кризис («Надежда», «К другу»); в жанре элегии - мотивы неразделенной любви («Разлука», «Мой гений»), высокий трагизм («Умирающий Тасс», «Изречение Мельхиседека»).
* * *
БА́ТЮШКОВ Константин Николаевич [18 (29) мая 1787, Вологда - 7 (19) июля 1855, там же], русский поэт.
Детство и юность. Начало службы
Родился в старинной, но обедневшей дворянской семье. Детство Батюшкова было омрачено смертью матери (1795) от наследственной душевной болезни. В 1797-1802 он обучался в частных пансионах в Петербурге. С конца 1802 Батюшков служил в Министерстве народного просвещения под началом М. Н. Муравьева, поэта и мыслителя, оказавшего на него глубокое влияние. При объявлении войны с Наполеоном Батюшков вступает в ополчение (1807) и принимает участие в походе на Пруссию (тяжело ранен под Гейльсбергом). В 1808 участвует в шведской кампании. В 1809 выходит в отставку и поселяется в своем имении Хантоново Новгородской губернии.
Начало литературной деятельности
Литературная деятельность Батюшкова начинается в 1805-1806 публикацией ряда стихов в журналах Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Одновременно он сближается с литераторами и художниками, группировавшимися вокруг А. Н. Оленина (Н. И. Гнедич, И. А. Крылов, О. А. Кипренский и др.). Оленинский кружок, ставивший своей задачей воскрешение античного идеала красоты на базе новейшей чувствительности, противопоставлял себя как славянизирующей архаике шишковистов (см. А. В. Шишков (см. ШИШКОВ Александр Семенович)), так и французской ориентации и культу безделок, распространенному среди карамзинистов. Сатира Батюшкова «Видение на берегах Леты» (1809), направленная против обоих лагерей, становится литературным манифестом кружка. В эти же годы он начинает перевод поэмы Т. Тассо (см. ТАССО Торквато) «Освобожденный Иерусалим», вступая в своего рода творческое состязание с Гнедичем, переводившим «Илиаду» Гомера.
«Русский Парни»
Литературная позиция Батюшкова претерпевает некоторые изменения в 1809-1810, когда он сближается в Москве с кругом младших карамзинистов (П. А. Вяземский (см. ВЯЗЕМСКИЙ Петр Андреевич), В. А. Жуковский (см. ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич)), знакомится с самим Н. М. Карамзиным (см. КАРАМЗИН Николай Михайлович). Стихотворения 1809-1812, в т. ч. переводы и подражания Э. Парни (см. ПАРНИ Эварист), Тибуллу (см. ТИБУЛЛ Альбий), цикл дружеских посланий («Мои Пенаты», «К Жуковскому») формируют определяющий всю дальнейшую репутацию Батюшкова образ «русского Парни» - поэта-эпикурейца, певца лени и сладострастия. В 1813 он пишет (при участии А. Е. Измайлова (см. ИЗМАЙЛОВ Александр Ефимович)) одно из самых известных литературно-полемических произведений карамзинизма «Певец или певцы в Беседе славянороссов», направленное против «Беседы любителей русского слова».
Перелом
В апреле 1812 Батюшков поступает помощником хранителя манускриптов в петербургскую Публичную библиотеку. Однако начало войны с Наполеоном побуждает его вернуться на военную службу. Весной 1813 он отправляется в Германию в действующую армию и доходит до Парижа. В 1816 вышел в отставку.
Военные потрясения, как и переживаемая в эти годы несчастная любовь к воспитаннице Олениных А. Ф. Фурман, приводят к глубокому перелому в мироощущении Батюшкова. Место «маленькой философии» эпикуреизма и житейских наслаждений занимает убежденность в трагизме бытия, находящая свое единственное разрешение в обретенной поэтом вере в загробное воздаяние и провиденциальный смысл истории. Новый комплекс настроений пронизывает многие стихотворения Батюшкова этих лет («Надежда», «К другу», «Тень друга») и ряд прозаических опытов. Тогда же были созданы и его лучшие любовные элегии, посвященные Фурман,- «Мой гений», «Разлука», «Таврида», «Пробуждение». В 1815 Батюшков был принят в «Арзамас» (см. АРЗАМАС (литературный кружок)) (под именем Ахилл, связанным с его былыми заслугами в борьбе с архаистами; прозвище нередко превращалось в каламбур, обыгрывающий частые болезни Батюшкова: «Ах, хил»), однако разочарованный в литературной полемике, поэт не сыграл в деятельности общества заметной роли.
«Опыты в стихах и прозе». Переводы
В 1817 Батюшков выполнил цикл переводов «Из греческой антологии». В том же году вышло двухтомное издание «Опыты в стихах и прозе», в котором были собраны наиболее значительные произведения Батюшкова, в т. ч. монументальные исторические элегии «Гезиод и Омир, соперники» (переделка элегии Ш. Мильвуа) и «Умирающий Тасс», а также прозаические сочинения: литературная и художественная критика, путевые очерки, нравоучительные статьи. «Опыты...» укрепили репутацию Батюшкова как одного из ведущих русских поэтов. В рецензиях отмечалась классическая гармония лирики Батюшкова, породнившего русскую поэзию с музой юга Европы, прежде всего, Италии и греко-римской античности. Батюшкову принадлежит и один из первых русских переводов Дж. Байрона (см. БАЙРОН Джордж Ноэл Гордон) (1820).
Душевный кризис. Последние стихи
В 1818 Батюшков получает назначение в русскую дипломатическую миссию в Неаполе. Поездка в Италию составляла многолетнюю мечту поэта, но тяжелые впечатления от неаполитанской революции, служебные конфликты, чувство одиночества приводят его к нарастанию душевного кризиса. В конце 1820 он добивается перевода в Рим, а в 1821 едет на воды в Богемию и Германию. Произведения этих лет - цикл «Подражания древним», стихотворение «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы...», перевод фрагмента из «Мессинской невесты» Ф. Шиллера (см. ШИЛЛЕР Фердинанд Каннинг Скотт) отмечены усиливающимся пессимизмом, убежденностью в обреченности красоты перед лицом смерти и конечной неоправданности земного существования. Мотивы эти достигли кульминации в своего рода поэтическом завещании Батюшкова - стихотворении «Ты знаешь, что изрек, / прощаясь с жизнью, седой Мельхиседек?» (1824).
Болезнь
В конце 1821 у Батюшкова появляются симптомы наследственной душевной болезни. В 1822 он едет в Крым, где болезнь обостряется. После нескольких покушений на самоубийство его помещают в психиатрическую больницу в немецком городе Зоннештейне, откуда выписывают за полной неизлечимостью (1828). В 1828-1833 он живет в Москве, потом до смерти в Вологде под надзором своего племянника Г. А. Гревенса.
Большой энциклопедический словарь
БАТЮШКОВ Константин Николаевич (1787-1855) - русский поэт. Глава анакреонтического направления в русской лирике ("Веселый час", "Мои пенаты", "Вакханка"). Позже пережил духовный кризис ("Надежда", "К другу"); в жанре элегии - мотивы неразделенной любви ("Разлука", "Мой гений"), высокий трагизм ("Умирающий Тасс", "Изречение Мельхиседека").
Энциклопедия Кольера
Полезные сервисы
батюшков фед. дм
Гуманитарный словарь
БА́ТЮШКОВ Фед. Дм. (1857-1920) - критик, историк лит-ры. Внучатый племянник К. Н. Батюшкова. Окончил ист.-филол. фак-т Петерб. ун-та. Ученик А. Н. Веселовского. В 1880-90-х гг. преподавал в ун-те и на Высших женских (Бестужевских) курсах, изучал историю лит-ры западноевропейского Средневековья. В нач. 20 в. обратился к проблемам рус. лит-ры и сравнит. литературоведения. Автор иссл. и статей о Ф. М. Достоевском, А. П. Чехове, В. Г. Короленко, А. М. Горьком. Принимал активное участие в ж. "Космополис", "Мир Божий", "Совр. мир", в коллективных трудах "История рус. лит-ры XIX века" под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского, "Рус. лит-ра XX века" под ред. С. А. Венгерова, ред. "Историю западноевропейской лит-ры" (Т. 1-4, 1912-17). После Окт. революции принимал участие в работе изд-ва "Всемирная литература", в последние годы жизни работал над восп. о В. С. Соловьеве, А. Н. Толстом, А. И. Куприне и др., часть к-рых опубликована.
Полезные сервисы
батюшков, константин николаевич
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Батюшков Константин Николаевич
БАТЮШКОВ Константин Николаевич (1787 - 1855), русский поэт. Глава анакреонтического направления в русской лирике ("Веселый час", "Мои пенаты", "Вакханка"). Позже пережил духовный кризис ("Надежда", "К другу"); в жанре элегии - мотивы неразделенной любви ("Разлука", "Мой гений"), высокий трагизм ("Умирающий Тасс", "Изречение Мельхиседека").