Бе́ньямин Вальтер (Benjamin) (1892-1940), немецкий эссеист, литературный и художественный критик. Был близок кругу франкфуртской школы. С 1933 в эмиграции в Париже. Во время бегства из оккупированной Франции покончил жизнь самоубийством на испанской границе под угрозой выдачи его гестапо. В многочисленных статьях и эссе, написанных в сжатой, подчас афористичной форме, рассматривается кризис традиционных форм культуры в условиях современной цивилизации («Произведение искусства в эпоху его технического репродуцирования», 1936, и др.). Автор труда «Происхождение немецкой трагедии» (1928; о барочной драме XVII в.).
* * *
БЕНЬЯМИН Вальтер - БЕ́НЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (1892-1940), немецкий философ и литературовед.
Родился в обеспеченной еврейской семье. Изучал философию в университетах Фрейбурга, Мюнхена, Берлина и Берна (1912-1915). В 1919 защитил диссертацию на тему «Понятие художественной критики в немецком романтизме». В 1926-1927 посетил Москву; под влиянием философии Лукача (см. ЛУКАЧ Дьердь) интересовался марксизмом. В 1933 эмигрировал во Францию (Париж). В 1940, опасаясь нацистского преследования, покончил с собой.
В центре внимания Беньямина находится сфера эстетического, понимаемая в качестве медиума философского познания. Именно в произведении искусства содержится «интегральное выражение религиозных, метафизических, политических и экономических тенденций» той или иной эпохи. Поскольку всякая вещь должна сообщить заключенное в ней духовное содержание, постольку все сущее причастно языку. Язык, по Беньямину, является отнюдь не инструментом, не средством коммуникации, но универсальной формой всего существующего. В эссе «Произведение искусства в век его технической воспроизводимости» (1936) утверждается, что современные средства воспроизведения - фотография и кино - изменяют саму сущность искусства. Произведение искусства, прежде находившееся в тесной связи с магией, культом и ритуалом, утрачивает свою культовую ценность. По мнению Беньямина, искусство должно основываться на политике. В книге «Шарль Бодлер: лирический поэт в век позднего капитализма» (1937-1939) анализирует типичную для массовой культуры шоковую структуру переживания, ярким свидетельством которой и выступает поэзия Бодлера (см. БОДЛЕР Шарль).