Бёртон Ричард - Бартон (Burton) (настоящая фамилия Дженкинс, Jenkins) (1925-1984), английский актёр. В театре прославился в шекспировских ролях. В кино с 1949. Фильмы: «Оглянись во гневе», «Кто боится Вирджинии Вулф?», «Эквус», «Вагнер» и др. Как режиссёр снял фильм «Доктор Фаустус» (1967, по К. Марло).
* * *
БЕРТОН Ричард - БЕ́РТОН (Бартон) (Burton) Ричард (наст. имя и фам. Ричард Уолтер Дженкинз, Jenkins) (10 ноября 1925, Понтридайфен, Уэльс - 5 августа1984, Женева), английский актер театра и кино.
Двенадцатый из тринадцати детей шахтера, Ричард рано проявил свои способности в школьных спектаклях и уже в 1943 дебютировал на профессиональной сцене. После этого служил в авиации, прошел полугодичный курс в Оксфорде (см. ОКСФОРДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ), устраивавшийся для военнослужащих, и, демобилизовавшись в 1947, получил контракт в Лондоне. В 1948 состоялся его кинодебют в экранизации пьесы валлийского драматурга Эмлина Уильямса «Последние дни Долвина».
В молодом Бертоне привлекали его мужественная внешность, взрывной темперамент и глубокий, мягкий, необыкновенно мощный голос. Он много читал на радио и уже с 1951 начал выступать в главных ролях Мемориального Шекспировского театра (см. КОРОЛЕВСКИЙ ШЕКСПИРОВСКИЙ ТЕАТР). Начало голливудской карьеры в фильме «Моя кузина Рейчел» (1952) принесло ему выдвижение на премию «Оскар (см. ОСКАР (в кино))». (Всего их за кинематографическую жизнь было семь, но ни одно не закончилось присуждением самой премии).
Высших актерских достижений Бертон достигал, как правило, в ансамбле с другими выдающимися исполнителями: с Питером О"Тулом в «Бекете» (1964) П. Гленвилла, с Элизабет Тейлор (см. ТЕЙЛОР Элизабет) в экранизации пьесы Э. Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?» (1966). Экранный и жизненный союз с Тейлор, начавшийся на съемках «суперколосса» «Клеопатра» (1963) и продолжавшийся с разрывами и воссоединениями до 1976, постоянно находился в центре внимания прессы благодаря экстравагантности американской кинозвезды и крутому нраву дружащего с рюмкой валлийца. Из фильмов дуэта Бертон - Тейлор наиболее известны «Укрощение строптивой» (1967), «Комедианты» (1967), «Бум!» (1968).
Поздние кинороли, будучи достаточно добротно сыграны, не добавили ничего к славе актера, оставив за ним репутацию таланта, очень много обещавшего, но не все выполнившего. Последним его героем стал таинственный и жестокий О"Брайен в экранизации оруэлловской антиутопии «1984», приуроченной к году, стоящему в названии.