БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР - БЛАГОВЕ́ЩЕНСКИЙ СОБО́Р Московского Кремля, памятник архитектуры. Построен псковскими зодчими в 1484. Почти полтора столетия служил домовой церковью московских великих князей и царей. Собор предназначался для церемоний семейного характера: бракосочетания, крещения и т.д., был местом хранения великокняжеской и царской казны.
История
Благовещенский собор имеет сложную историю строительства и реконструкции. Существует предание о постройке деревянной церкви Благовещения в 1291 князем Андреем Александровичем, сыном Александра Невского (см. АЛЕКСАНДР Невский). В летописях Благовещенская церковь упоминается лишь в 1397 в связи с привозом в Москву из Византии иконы «Спас в ризнице белой». В 1416 храм был увеличен в размерах и укреплен. В современном виде собор был построен в 1484 в рамках строительной программы Ивана III (см. ИВАН III Васильевич). К тому времени домовая церковь значительно обветшала. Храм был разобран, его место на древнем подклете занял новый собор. В 1489 новый храм был освящен.
Архитектура
Благовещенский собор построен в традициях псковской и московской архитектуры на старом подклете, сохраненном от предшествовавшего храма. Это - квадратное в плане помещение под центральной частью собора, выложенное из крупных белокаменных блоков. В центре его массивный столп с перекинутыми от него на стены низкими арками. С востока к нему примыкает апсида (см. АПСИДА). Вероятно, изначально в подклете хранилась великокняжеская казна.
Современный облик собора с крытыми галереями и четырьмя приделами на их углах, с пирамидальным силуэтом, увенчанным девятью золочеными куполами, сложился в 1560-е гг.
Входы в собор с северной и западной галерей обрамлены белокаменными резными порталами итальянской работы 16 в. Поверхность белого камня плотно заполнена тонкой и сложной резьбой в высоком рельефе. Изображение ваз, светильников, дельфинов, сфинксов было популярно в эпоху Возрождения. Первоначальная роспись по камню была предположительно многоцветной. Скорее всего с 18 в. порталы стали двуцветными.
Четыре придела над углами галерей были возведены в 16 в. Полы в них были выложены узорчатыми керамическими плитками, но в 19 в. заменены на белокаменные резные с черным мастичным орнаментом. Приделы освящены в память Собора Архангела Михаила, позже переосвященный в память Архангела Гавриила (северо-восточный придел), Собора Богоматери (северо-западный придел), Входа в Иерусалим (юго-западный придел) и Георгия, в 19 в. перестроенный и переосвященный в память Александра Невского (юго-восточный придел).
Двустворчатые двери собора обиты медными листами с библейскими сюжетами. В 1572 с юго-восточной стороны собора было пристроено крыльцо с резным полихромным декором из белого камня, а придел в южной паперти превратился в личную молельню Ивана Грозного (см. ИВАН IV Грозный). Пол в соборе весьма необычен: он выложен из плиток кремния разной величины и разных оттенков.
Роспись
Собор украшен фресками середины 16 в. созданными большой группой художников. На протяжении нескольких столетий они несколько раз обновлялись (стенопись собора 14 в. расписывали Феофан Грек (см. ФЕОФАН Грек) и Андрей Рублев (см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ)). Фрески собора отличаются декоративностью композиционного и цветового решения, обилием орнаментальных мотивов. Представляют самый ранний комплекс среди росписей кремлевских памятников. Кроме традиционных композиций на стенах присутствуют уникальные для того времени образы и сцены, иллюстрирующие «Апокалипсис» и «Древо Иессеево». Эти фрески занимают центральные части южной и северной стен, часть западной стены и своды под хорами.
«Древо Иессеево», представляющее родословное древо Христа на основе библейских текстов, составляет смысловой центр росписи северо-западной галереи. Уникальной особенностью этой композиции явилось обилие фигур и иконография античных философов: Вергилия (см. ВЕРГИЛИЙ (поэт)), Гомера (см. ГОМЕР), Плутарха (см. ПЛУТАРХ). В систему росписей включены образы византийских императоров и русских князей.
В 1661 над входом в северную галерею собора знаменитый живописец Симон Ушаков (см. УШАКОВ Симон Федорович) поместил изображение «Спаса Нерукотворного». Среди композиций западной галереи - «Троица».
Иконостас
Огромную историко-художественную ценность представляет иконостас Благовещенского собора. Это один из древнейших русских многоярусных иконостасов. В двух чинах (ярусах) иконостаса располагаются иконы конца 14 - начала 15 вв. Предположительно, некоторые из них работы Феофана Грека (см. ФЕОФАН Грек) и Андрея Рублева (см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ). Наиболее древние - чин «Деисус (см. ДЕИСУС)» и праздничный чин. 13 икон Деисуса представляют святых в полный рост, обращенных с молитвой о спасении грешного человечества к восседающему на престоле среди сил небесных Спасителю. Его икона «Спас в Силах» находится в центре ряда и является самым значительным образом этой многоярусной конструкции иконостаса. Иконы сохранившихся 16 Праздников представляют события евангельской жизни Христа от «Благовещения» до «Сошествия во Ад» и «Успения».
Завершают иконостас пророческий и праотеческий ряды, написанные в середине 16 в. Особенностью местного ряда иконостаса является постоянное место в нем для патрональной иконы правящего царя, которую после его смерти уносили в Архангельский собор и ставили у могилы в надгробном иконостасе. В местном же ряду стоит икона «Спас на престоле».
Оклад иконостаса создан по императорскому заказу в 1896 мастерами московской фабрики фирмы Хлебникова (см. ХЛЕБНИКОВ (фирма)) по рисунку архитектора В. Н. Султанова.