- Американский джазовый композитор, аранжировщик, пианист, руководитель квартета «The Dave Brubeck Quartet».
брубек (brubeck) дэйв
Большой энциклопедический словарь
Бру́бек (Brubeck) Дэйв (настоящее имя Дейвид Уоррен) (р. 1920), американский джазовый пианист, композитор. Создал своеобразный «интеллектуализированный» камерный джазовый стиль, используя элементы академической музыки (полифонические и другие формы). Мюзикл, 2 балета, месса, многочисленные джазовые пьесы.
Полезные сервисы
брубек дейв
Энциклопедический словарь
Бру́бек Дейв (Brubeck), настоящее имя Дейвид Уоррен (р. 1920), американский джазовый пианист, композитор. Создал своеобразный «интеллектуализированный» камерный джазовый стиль, используя элементы академической музыки (полифонические и другие формы). Мюзикл, 2 балета, месса, многочисленные джазовые пьесы.
Полезные сервисы
брубек дэвид
Энциклопедический словарь
БРУБЕК Дэвид - БРУ́БЕК (Brubeck) Дэвид Уоррен (р. 6 декабря 1920, Конкорд, шт. Калифорния), американский джазовый (см. ДЖАЗ) музыкант (фортепиано), руководитель ансамбля, композитор.
Рос в состоятельной семье, в музыкальном окружении (мать - пианистка, два брата - музыканты, преподаватели музыки). С четырех лет обучался игре на фортепиано (первые уроки получил от матери), с девяти - на виолончели. В 13 лет начал выступать в публичных концертах. До начала 1940-х гг. эпизодически играл в различных эстрадных ансамблях. В 1938-1942 учился в Пасифик-колледже в калифорнийском городе Стоктон (руководил студенческим ансамблем из 12 человек), одновременно выступал в клубах, в том числе с певицей и пианисткой Клео Браун. Затем поступил в оклендский Миллс-колледж, где занимался композицией у Д. Мийо (см. МИЙО Дариюс), посещал лекции А. Шенберга (см. ШЕНБЕРГ Арнольд) в Калифорнийском университете. В 1944 в связи с мобилизацией в армию был вынужден прервать обучение, в армии руководил военным оркестром в Европе, кроме того, работал как аранжировщик и пианист. Получив разрешение, досрочно вернулся в США для продолжения образования, в 1946 возобновил занятия у Мийо (композиция) и Ф. Саатмена (фортепиано).
В середине 1940-х гг. впервые проявил серьезный интерес к джазу. По инициативе Мийо и при его содействии организовал Jazz Workshop Ensemble (1948), членами которого были известные музыканты. В 1949-1950 играл в составе трио. В 1961 создал свой квартет с П. Десмондом (альт-саксофон, кларнет, фортепиано), с которым завоевал мировую славу. Квартет просуществовал до 1967, выступал в Чикаго, с 1962 - в Нью-Йорке. Много гастролировал в США и (с 1958) в различных странах мира - в Европе, на Ближнем Востоке, в Австралии (1960), Японии и других странах. На счету ансамбля - многочисленные выступления на фестивалях джаза в Ньюпорте, Варшаве, Берлине и т. д. Десмонда, решившего работать самостоятельно, сменил Дж. Маллиган (баритон-саксофон), произошли и другие замены. В новом составе квартет с большим успехом дебютировал в Лондоне в 1968.
В 1970-е гг. Брубек продолжал разностороннюю деятельность как исполнитель и особенно как композитор (создал целый ряд новаторских произведений, в том числе кантаты, ораторию, симфоническую поэму), преподавал в Калифорнийском университете. В 1972 организовал «семейное» комбо New Brubeck Quartet - с сыновьям Крисом (тромбон, электро-бас-гитара), Дариусом (кларнет, электро-клавишные) и Дэнни (ударные). В 1987 с огромным успехом прошли его гастроли в СССР. Через 10 лет вновь побывал в России.
Неповторимая индивидуальность его музыки, невозможность ее копирования позволяют говорить о «стиле Брубека» как о явлении, единственном в своем роде. Брубек один из ведущих представителей мейнстрима, занимающий положение между двумя крайними стилевыми полюсами - традиционализмом и авангардизмом, стремящийся к органичному единству старого и нового, к прогрессу как последовательному обновлению традиций, совершенствованию и универсализации музыкального языка джаза - по аналогии с академической музыкальной классикой. Для Брубека характерна и естественна тенденция к сближению с европейским музыкальным мышлением, к отказу от приоритета негритянской идиоматики, от обязательности утвердившихся в практике форм свинга. (см. СВИНГ)
Обширен стилевой спектр музыки Брубека. Он принадлежит к числу лидеров вест-коуст-джаза (наряду с Дж. Маллиганом). Является создателем и руководителем первых ансамблей кул (см. КУЛ-ДЖАЗ)-стиля. В 1948-1951 заложил основы камерного джазового стиля. Способствовал возникновению самостоятельного направления в джазе, связанного с разработкой барочной стилистики и необахианством, продолжив эксперименты, начатые в 1930-е гг. (Эдди Саут, Стефан Граппелли, «Джанго» Рейнхардт, Бенни Гудмен (см. ГУДМЕН Бенни)). Внес важный вклад в становление современного симфоджаза, в 1950 призвал музыкантов к активной работе в русле интеграции джаза и современного академического музыкального искусства, к овладению профессиональной композиторской техникой.
Особая область в творчестве Брубека - его «жанровые» эксперименты, попытки введения в модерн-джаз (см. МОДЕРН-ДЖАЗ) (как бы «перевода» на джазовый язык) не типичных для него прежде жанров (рондо, фуги, хорала, марша, вальса, мазурки, регтайма (см. РЕГТАЙМ), буги-вуги (см. БУГИ-ВУГИ) и других).