БУХАРСКИЕ ЕВРЕИ - БУХА́РСКИЕ ЕВРЕ́И (среднеазиатские евреи, самоназвание исроил, яхуди), этническая группа евреев (см. ЕВРЕИ), живут главным образом в Узбекистане (около 28 тыс чел.) и Таджикистане (около 5 тыс). Говорят на северном диалекте таджикского языка, а также на русском и узбекском языках. Письменность на основе русской графики. Верующие - иудаисты.
Первые достоверные сведения о еврейском населении в городах Средней Азии относятся к 8-9 векам. В 13 веке впервые упоминается еврейская община в Бухаре, которая с 16 века стала основным центром еврейского населения в Средней Азии. В конце 16 - начале 17 века в Бухаре возник еврейский квартал - Старая махалля, вне которой евреям запрещалось селиться, к началу 19 века появилась Новая махалля. В 1860 еврейские поселения существовали также в Карши, Мерве, Самарканде, Шахрисабзе, Каттакургане, Кермине, Маргелане, Душанбе.
В середине 18 века и в первой половине 19 века происходили массовые насильственные обращения бухарских евреев в ислам. В результате образовалась община чала (буквально «ни то, ни се») - внешне исповедовавших ислам, но втайне приверженных иудаизму. Бухарские евреи облагались особым налогом, который должны были платить мужчины с 13 лет, обязаны были носить отличительную одежду или знаки на ней.
В конце 1880-х гг. начался процесс эмиграции бухарских евреев в Палестину. Общая численность бухарских евреев в конце 19 века оценивалась в 16 тысяч человек, а в 1910-х гг. - в 20 тысяч. Основными занятиями бухарских евреев были крашение пряжи и тканей, торговля (главным образом шелком), частично - хлопководство, виноградарство, табаководство. Вторжение на среднеазиатские рынки российских фабричных тканей привело к фактической ликвидации красильного ремесла, с начала 20 века бухарские евреи занимались преимущественно парикмахерским, сапожницким, портновским ремеслами, мелкой торговлей.
До 1940 существовала сеть еврейских школ на национальном языке, выходили периодические издания, развивалась профессиональная литература, с 1932 в Самарканде существовал еврейский театр. Впоследствии еврейская культурная и педагогическая деятельность на национальном языке была прекращена, что значительно ускорило ассимиляционные процессы. С 1970-х гг. усилился процесс эмиграции бухарских евреев в Израиль, который достиг своего пика в 1990-х гг.