ВАЙДА - жен., вологод. ванда, верша, морда.
| Растение крутик, синячник, синиль, синильник, Isatis tinctoria. Вайдовый, относящийся к вайде. Вайда заменяет у нас кубовую краску, индиго.
ВАЙДА - жен., вологод. ванда, верша, морда.
| Растение крутик, синячник, синиль, синильник, Isatis tinctoria. Вайдовый, относящийся к вайде. Вайда заменяет у нас кубовую краску, индиго.
Ва́йда - род трав семейства крестоцветных. Около 60 видов, в Евразии и северной Африке. Вайду выемчатую и другие виды иногда разводят на корм. Вайду красильную прежде культивировали в Западной Европе как красильное растение, (листья содержат индиго).
ВАЙДА - род трав семейства крестоцветных. Ок. 60 видов, в Евразии и Сев. Африке. Вайду выемчатую и др. виды иногда разводят на корм. Вайду красильную прежде культивировали в Зап. Европе как красильное растение (листья содержат индиго).
сущ., кол-во синонимов: 9
ванда (8)
верша (9)
краситель (137)
крутик (13)
морда (76)
растение (4422)
синиль (5)
синильник (6)
синячник (5)
ВАЙДА (нем. Waid). Род растений, из которых особенно замечательна красильная вайда, иначе синило, синильник, из листьев которой добывают превосходную синюю краску.
- Сценографию, костюмы для многих постановок этого польского режиссёра создавала его жена Кристина Захватович.
- Растение семейства крестоцветных, красильное.
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Поколение», «Канал», «Пепел и алмаз».
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Лётна», «Навинные чародеи», «Самсон».
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Сибирская леди Макбет», «Пепел», «Врата Рая».
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Всё на продажу», «Охота на мух», «Пейзаж после битвы».
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Березняк», «Пилат и другие», «Свадьба».
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Земля обетованная», «Теневая черта», «Человек из мрамора».
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Без наркоза», «Барышни из Вилько», «Дирижер».
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Человек из железа», «Дантон», «Любовь в Германии».
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Хроника любовных случаев», «Бесы», «Корчак».
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Кольцо с орлом в короне», «Настасья», «Страстная неделя».
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Девушка Никто», «Пан Тадеуш», «Месть».
- Польский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Катынь», «Аир», «Сладкий тростник».
ВАЙДА (Wajda) Анджей (р. 1926) - польский режиссер. Фильмы: "Канал" (1957), "Пепел и алмаз" (1958), "Пепел" (1965), "Все на продажу" (1969), "Березняк" (1971), "Человек из мрамора" (1976), "Без наркоза" (1978), "Человек из железа" (1981), "Дантон" (1983), "Хроника любовных происшествий" (1986). Его фильмы об исторических путях развития Польши, трагических коллизиях в отношениях между личностью и обществом. Работает в театре.
Ва́йда Анджей (Wajda) (р. 1926), польский режиссёр. Фильмы: «Канал» (1957), «Пепел и алмаз» (1958), «Пепел» (1965), «Всё на продажу» (1969), «Березняк» (1971), «Человек из мрамора» (1976), «Без наркоза» (1978), «Человек из железа» (1981), «Дантон» (1983), «Хроника любовных происшествий» (1986), «Страстная неделя» (1995) и др. Его фильмы об исторических путях развития Польши, трагических коллизиях в отношениях между личностью и обществом. Работает в театре.
* * *
ВАЙДА Анджей - ВА́ЙДА (Wajda) Анджей (р. 6 марта 1926, Сувалки), польский режиссер театра и кино.
Учился в Академии изобразительных искусств в Кракове, но не закончил ее и с 1950 начал работу в кино. Снял короткометражные фильмы «Когда ты спишь» (1950), «Злой мальчик» (по А. П. Чехову, 1950), «Илжецкая керамика» (1951), «Я иду к солнцу» (1956), работал ассистентом режиссера, был вторым режиссером на съемках фильма «Пятеро с улицы Барской» (режиссер А. Форд, 1953). В 1954 Вайда окончил режиссерское отделение Высшей школы кинематографии и театрального искусства в Лодзи.
Как самостоятельный режиссер Вайда дебютировал в 1955 фильмом «Поколение» (по Б. Чешко), посвященным молодым участникам антифашистского подполья в годы Второй мировой войны. Этот фильм положил начало «польской школе кино», признанным лидером которой Вайда стал после фильма «Канал» (1957), который повествует о событиях Варшавского восстания 1944 (см. ВАРШАВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1944). Третий фильм режиссера «Пепел и алмаз» (по роману Ежи Анджеевского (см. АНДЖЕЕВСКИЙ Ежи), 1958) рассказывает о трагедии польских подпольщиков, потерявших политические и нравственные ориентиры в сложной обстановке 1945. В этих фильмах, принесших Вайде широкое признание, режиссер с большой художественной силой показал судьбу своего поколения в наиболее острые моменты польской истории. Военная тема развивалась Вайдой в фильмах «Lotna»(«Летучая», 1959) и «Самсон» (1961, по К. Брандысу).
В 1960-х гг. Вайда выходит за рамки военной тематики, параллельно развивая сразу несколько направлений в своем творчестве. Это и экранизации польской литературной классики: «Пепел» (1965, по С. Жеромскому (см. ЖЕРОМСКИЙ Стефан)), «Барышни из Вилько» (1971, по Я. Ивашкевичу (см. ИВАШКЕВИЧ Ярослав)), «Свадьба» (по С. Выспяньскому (см. ВЫСПЯНЬСКИЙ Станислав), 1973), «Земля обетованная» (1974, по В. Реймонту), где он ностальгически живописует польское общество прошедших лет и веков, и бытовые лирико-сатирические комедии 1960-1970-х гг. «Невинные чародеи» (1960), «Слоеный пирог» (1968, на телевидении, по С. Лему (см. ЛЕМ Станислав)), «Охота на мух» (1969).
С конца 1960-х гг. Вайда обращается к жанру политико-публицистического кино. Фильмы «Все на продажу» (1969), «Человек из мрамора» (1976), «Без наркоза» (1978), «Дирижер» (1979), «Человек из железа» (1981, главная премия Каннского кинофестиваля (см. КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ)) становятся явлением не только художественной, но и политической жизни польского общества. Определившийся в своем выборе режиссер громко и недвусмысленно заявил о неприятии коммунистического правления в Польше. Кинематографическое творческое объединение «Икс», которым Вайда руководил в 1972-1982, стало центром польского «кинематографа морального беспокойства». В 1978-1982 занимал пост председателя Союза польских кинематографистов.
Фильмы Анджея Вайды были отмечены на многих международных кинофестивалях, он снискал прижизненную славу классика мирового кино. После введения в Польше военного положения в 1981 режиссер уехал во Францию, где поставил фильм «Дантон» (1983, премия «Сезар (см. СЕЗАР (премия))»), посвященный событиям Великой французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ). Неоднократно Вайда обращался и к экранизациям русской классики: «Сибирская леди Макбет» (по Н. С. Лескову (см. ЛЕСКОВ Николай Семенович), 1961, Югославия), «Пилат и другие» (по М. А. Булгакову, 1971, ФРГ, на телевидении), «Бесы» (по Ф. М. Достоевскому (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), 1988), «Настасья» (по Ф. М. Достоевскому, 1994).
После некоторого перерыва, с начала 1970-х гг. Вайда вновь обратился к военной тематике и создал ряд блестящих и остро трагических фильмов: «Пейзаж после битвы» (1970, по Т. Боровскому, 1970), «Березняк» (по Я. Ивашкевичу, 1971), «Любовь в Германии» (1983, ФРГ), «Корчак (см. КОРЧАК Януш)» (1990), «Перстенек с орлом в короне» (1992), «Страстная неделя» (1995), «Барышня Никто» (1996). Кроме того, Вайда поставил фильмы «Любовь в двадцать лет» (1962), «Врата рая» (1967), «Теневая полоса» (с Великобританией, 1976), «Хроника любовных происшествий» (1986), «Пан Тадеуш» (1999).
Помимо кино, Вайда, начиная с конца 1950-х гг., работал в театре, сначала эпизодически, а затем постоянно. В числе его наиболее знаменитых работ - неоднократные постановки «Гамлета» (1960, 1981, 1989), «Бесов» (1971, 1974), «Настасьи Филипповны» (1977, 1986), которые режиссер повторял в разных странах и с различными составами актеров. В 1989-1991 Вайда руководил варшавским театром «Повшехны», где поставил нашумевший спектакль «Разговор с палачом». Вайда много работал на телевидении, преподавал на режиссерском отделении Высшей польской школы кинематографии и театрального искусства. В 1989-1991 он был сенатором Польской республики.
Анджей Вайда.
ВАЙДА (Wajda) Анджей (родился в 1926), польский режиссер. Трагизм истории и отдельных человеческих судеб определяет звучание фильмов "Пепел и алмаз" (1958), "Пейзаж после битвы" (1970), "Березняк" (1971), "Без наркоза" (1978), "Корчак" (1990). От исторических сюжетов Вайда переходит к прямому обличению коммунистической системы ("Человек из мрамора", 1976; "Человек из железа", 1981) и революционной практики ("Дантон", 1983). Тесно связанный с традициями польского романтизма, режиссерский стиль Вайды сочетает напряженный драматизм и экспрессию с глубоким лиризмом и тщательной психологической разработкой характеров. Много работает в театре и на телевидении.