крыл. сл. Это устойчивое в мировой литературе наименование Рима восходит к 5-й элегии второй книги элегий римского поэта Тибулла (ок. 50-19 гг. до н. э.). Стихотворение является своего рода гимном Аполлону, который в качестве покровителя Рима предвещает ему через Сивиллу необычайный рост его величия. Мотив о вечности Рима проходит также в творчестве позднеримских поэтов Клавдия Клавдиана, который уверен, что Риму «не будет конца», и Клавдия Рутилия Намациана, который, покидая Рим, восклицает: «Жизни грядущей твоей нет пределов». К этой традиции примыкает и историк распадающейся Римской империи Аммиан Марцеллин: «Рим будет жить, пока будет существовать человечество». Несмотря на то, что все писатели древности, говорившие о вечности Рима, имели в виду его политическое могущество, наименование «вечный город» удержалось за Римом и позднее. Однако содержание выражения претерпело при этом существенное изменение. Под «вечным городом» стали понимать Рим как огромный культурный комплекс, обнимающий античность, христианство и Возрождение.
вечный город
Практический толковый словарь
Словарь крылатых слов
Это устойчивое в мировой литературе наименование Рима восходит к 5-й элегии второй книги элегий римского поэта Тибулла (ок. 50-19 гг. до н.э.). Стихотворение является своего рода гимном Аполлону, который в качестве покровителя Рима предвещает ему через Сивиллу необычайный рост его величия. Мотив о вечности Рима проходит также в творчестве позднеримских поэтов Клавдия Клавдиана, который уверен, что Риму "не будет конца", и Клавдия Рутилия Намациана, который, покидая Рим, восклицает: "Жизни грядущей твоей нет пределов". К этой традиции примыкает и историк распадающейся Римской империи Аммиан Марцеллин: "Рим будет жить, пока будет существовать человечество". Несмотря на то, что все писатели древности, говорившие о вечности Рима, имели в виду его политическое могущество, наименование "вечный город" удержалось за Римом и позднее. Однако содержание выражения претерпело при этом существенное изменение. Под "вечным городом" стали понимать Рим как огромный культурный комплекс, обнимающий античность, христианство и Возрождение.
Словарь крылатых слов и выражений Серова
С латинского: Aeterna urbs (этэрна урбс).
Впервые так назвал Рим римский поэт Тибулл (Альбий Тибулл, ок. 50 - 19 до н. э.) в своей второй элегии. В ней бог Аполлон предсказывает необычайное могущество Рима. Впоследствии эти слова станут расхожей фразой в выступлениях и сочинениях практически всех римских писателей, поэтов и ораторов.
И поныне эта фраза жива во многих языках мира благодаря тому, что Рим теперь воспринимается не как столица Империи, но прежде всего как один из центров человеческой цивилизации, ее органическая, неотъемлемая часть.
Но образ великого, «вечного города» рождается у Тибулла под влиянием вполне конкретных обстоятельств. Поэт жил и творил при императоре Октавиане Августе (63 до н. э. - 14 н. э.), который все утраченные ранее городские сооружения восстановил, а сохранившиеся - реконструировал. Это дало ему повод, как свидетельствовали современники, с гордостью повторять: «Я застал Рим кирпичным, а оставляю его мраморным». Эти слова стали известной исторической фразой.
Мотив о вечности Рима проходит также в творчестве позднеримских поэтов Клавдия Клавдиана, который уверен, что Риму "не будет конца", и Клавдия Рутилия Намациана, который, покидая Рим, восклицает: "Жизни грядущей твоей нет пределов". К этой традиции примыкает и историк распадающейся Римской империи Аммиан Марцеллин: "Рим будет жить, пока будет существовать человечество". Несмотря на то, что все писатели древности, говорившие о вечности Рима, имели в виду его политическое могущество, наименование "вечный город" удержалось за Римом и позднее. Однако содержание выражения претерпело при этом существенное изменение. Под "вечным городом" стали понимать Рим как огромный культурный комплекс, обнимающий античность, христианство и Возрождение.
Поговорки
Книжн. Высок. Город Рим (чаще - об античном Риме). ШЗФ 2001, 34. Калька с лат. Aeterna urbs. БМС 1998, 131.