Виктю́к Роман Григорьевич (р. 1936), режиссёр. Работал в театрах Львова, Калинина. В Москве ставил спектакли в Театре им. Моссовета, Театре им. Вахтангова, МХАТе, Театре на Таганке и др. В 1991 организовал в Москве «Театр Романа Виктюка». Допускает применение шоковых методов воздействия на зал (условная, но откровенная эротика и др.). Использует приёмы театра масок, пантомимы. Постановки: «Вечерний свет» А. Н. Арбузова (1975), «Стена» А. М. Галина (1987), «Федра» М. И. Цветаевой (1988), «Служанки» Ж. Жене (1988), «М. Баттерфляй» Д. Г. Хуана (1991), «Философия в будуаре» маркиза де Сада Д. А. Ф. (1996), «Саломея» О. Уайльда (1998) и др.
* * *
ВИКТЮК Роман Григорьевич - ВИКТЮ́К Роман Григорьевич (р. 28 октября 1936, Львов), российский режиссер. Народный артист России (1988).
В 1956 окончил ГИТИС им. А. В. Луначарского. Начинал как актер в Львовском, затем Киевском ТЮЗах, был педагогом-ассистентом в студии при Театре им. И. Франко. Организатор и руководитель молодежной студии (впоследствии Молодежного театра) при Львовском ТЮЗе (1965-68), главный режиссер Калининского ТЮЗа (1968-70), режиссер Литовского русского драматического театра (1971-77). В 1977-79 - главный режиссер Студенческого театра МГУ. В 1980-х годах работал в театре-студии «Москворечье» и студии ДК «Знамя революции» (Москва). С 1991 - руководитель созданного им «Театра Романа Виктюка», ставит также спектакли в различных театрах страны и за рубежом.
В 1970 - начале 1980-х годов Виктюк осуществил студийные постановки произведений Л. С. Петрушевской (см. ПЕТРУШЕВСКАЯ Людмила Стефановна): «Уроки музыки» (Студенческий театр МГУ и студия «Москворечье»), «Чинзано» и «Здравствуйте, девочки, к вам пришел ваш мальчик» (ДК «Знамя революции»). Добиваясь предельного жизнеподобия, соответствующего документальному стилю диалогов, режиссер в то же время раскрывал внебытовой, символический смысл представляемых пьес, придавал «неприкрашенной действительности» оттенок фантасмагории. В более поздних спектаклях Виктюка (в том числе и в постановке «Квартиры Коломбины» Петрушевской, театр «Современник», 1986) жизненная конкретика вытесняется «открытой театральностью»; режиссер вводит в действие элементы шоу, использует приемы комедии масок, музыкального театра, пантомимы. К концу 1980-х годов складывается «классический» стиль Виктюка, связывающий его театр с массовой культурой. Режиссера привлекает условная, но откровенная эротика, красота на грани китча (см. КИТЧ), двусмысленность на грани скандала. Некоторые его спектакли адаптируют для современного «массового сознания» темы Эроса-Танатоса, соблазна, гомосексуального влечения («Служанки» Ж. Жене, театр «Сатирикон», 1988; Театр Романа Виктюка, 1992; «М. Баттерфляй» Д. Хуана, «Фора-театр», затем Театр Романа Виктюка, 1991; «Лолита» Э. Олби по В. В. Набокову, Театр Романа Виктюка, 1992, и др.). Режиссер часто ориентируется на актеров-звезд; поставил «Анну Каренину» по Л. Н. Толстому и «Даму без камелий» Т. Рэттигана для Л. В. Максаковой (см. МАКСАКОВА Людмила Васильевна) (Театр им. Евг. Вахтангова, 1983 и 1990); «Федру» М. И. Цветаевой для А. С. Демидовой (см. ДЕМИДОВА Алла Сергеевна) (Театр на Таганке, 1988); пьесы Э. С. Радзинского «Старая актриса на роль жены Достоевского» для Т. В. Дорониной (см. ДОРОНИНА Татьяна Васильевна) (МХАТ им. М. Горького, 1988) и «Наш Декамерон» для Т. А. Догилевой (см. ДОГИЛЕВА Татьяна Анатольевна) (Театр им. М. Н. Ермоловой, 1989) и др. Несколько раз приглашал на ведущие драматические роли «звезд» смежных жанров (певец Э. Курмангалиев в «М. Баттерфляй», балерина Н. Р. Макарова (см. МАКАРОВА Наталия Романовна) в пьесе У. Гибсона «Двое на качелях», «Фора-театр», 1992). Поставил более 100 спектаклей. Среди них: «Царская охота» Л. Г. Зорина (Театр им. Моссовета, 1978), «Адский сад» Р. Майнарди (театр «Современник», 1993), «Рогатка» и «Полонез Огинского» Н. Коляды (Театр Романа Виктюка, 1993 и 1994). Работает как режиссер на телевидении («Игроки» по Н. . Гоголю, 1978; «История кавалера де Грие и Манон Леско», 1980, и др.) и на эстраде.
О творчестве Виктюка сняты документально-игровой фильм «Баттерфляй» (1993) и документальный фильм «Роман-любовь».