ВИНЬИ Альфред де - ВИНЬИ́ (Vigny) Альфред Виктор де (1797-1863), французский писатель-романтик. В поэмах «Элоа» (1824), «Моисей» (1826), «Потоп» (1826) - воспевание идеальной любви, страданий разочарованного героя; богоборческие мотивы. В психологической драме «Чаттертон» (1835), поэме «Смерть волка» (1843) - трагическое одиночество избранных душ в мире непонимающей их «пошлой толпы». Стихи. Книга «Дневник поэта» (опубликована в 1867).
* * *
ВИНЬИ́ (Vigny) Альфред (Виктор) де (27 марта 1797, Лош, Франция - 17 сент. 1836, Париж), граф, французский поэт, драматург и прозаик.
Военная карьера
Родился в аристократической семье, обедневшей в результате Великой Французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ). Отец его, 60-летний отставной офицер, был ветераном Семилетней войны; дед по материнской линии, маркиз де Бароден, был коммодором королевского флота. Виньи рос в Париже и, готовясь к поступлению в Политехническую школу, посещал лицей Бонапарта, где приобрел «пылкую любовь к славе тех, кто носит оружие». В 1814 после Реставрации Бурбонов (см. БУРБОНЫ) Виньи, будучи по семейной традиции монархистом, в 17 лет стал лейтенантом королевской гвардии.
В 1822 он был произведен в старшие лейтенанты, а еще через год - в капитаны, но гарнизонная служба, не обещавшая славы и подвигов, тяготила его, и он предпочел офицерской карьере литературу.
Взяв несколько раз подряд отпуск, в 1827 оставил службу в армии, не помешавшую ему, однако, опубликовать еще в 1820 первую свою поэму «Бал», а двумя годами позже выпустить первый поэтический сборник «Поэмы». Тогда же началось его сотрудничество с политически консервативным литературным журналом Виктора Гюго (см. ГЮГО Виктор) «Ла мюз франсез». Парижские литературные салоны и журналы приветствовали рождение поэта, который как истинный романтик сочетал изящество стиля с силой и глубиной образов. В 1826 вышло расширенное переиздание «Поэм» под названием «Поэмы на древние и современные сюжеты», которое также имело шумный успех.
Первые литературные успехи
В том же 1826 Виньи приобрел известность и как прозаик, проявив недюжинный талант повествователя в историческом романе «Сен-Мар» (1826; русский перевод 1829; 1936) о заговоре маркиза де Сен-Мара, фаворита Людовика XIII, против кардинала Ришелье (см. РИШЕЛЬЕ Арман Жан). «Сен-Мар» стал первым значительным историческим романом на французском языке, хотя популярность его в немалой степени была вызвана грандиозным успехом книг Вальтера Скотта. (см. СКОТТ Вальтер) Следуя типично «романтическому» увлечению Шекспиром (см. ШЕКСПИР Уильям), Виньи в 1829 сделал вольные переложения «Отелло» - «Венецианский мавр» и «Венецианского купца» - «Шейлок». В эти годы Виньи считался одним из вождей французской романтической школы. Его талант высоко ценил поэт-романтик Альфонс де Ламартин (см. ЛАМАРТИН Альфонс), а Гюго и Шарль Сент-Бев (см. СЕНТ-БЕВ Шарль Огюстен) считали его другом. Виньи и писательница Дельфина Ге, «муза страны», как называли ее за красоту и литературный талант, составляли замечательную пару, но в феврале 1825 Виньи неожиданно для всех женился на Лидии Бенбери, дочери состоятельного англичанина.
Отбросив иллюзии
К 1830 характер Виньи изменился, став более мрачным. Июльская революция (см. ИЮЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1830) привела его к историческому пессимизму, вызванному многократными поражениями монархизма во Франции, - итог, ставший очевидным уже в романе «Сен-Мар». Подобно Шатобриану (см. ШАТОБРИАН Франсуа Рене), Виньи считал для себя верность монархии делом чести, хотя не скрывал, что, по его мнению, Карл X, король из династии Бурбонов, заслуживал поддержки не более, чем возведенный на престол финансовой буржуазией Луи Филипп (см. ЛУИ ФИЛИПП). Виньи тщетно пытался найти для себя политический идеал и внимательно изучал самые разные взгляды и убеждения, не причисляя себя к сторонникам ни одного из них. С этого времени Виньи начал пристально следить за текущими событиями, осмысляя их порой с пророческой ясностью, но так и не находя для себя последовательной политической линии в публичной деятельности.
Виньи признался в утрате иллюзий уже в 1831, в стихотворении «Париж», произведении особого жанра, который он называл «воспарениями». Разочарованность его возросла, ибо он перестал находить поддержку в религии. Его настроения в связи с этим ясно выражены в стихотворении «Любовники из Монморанси» (1832), где он размышляет о самоубийстве. Единственное, что поэт в эти годы не подвергал сомнению, - это любовь, обернувшаяся для него, однако, тяжелой психологической травмой в период связи с актрисой Мари Дорваль, для которой он создал роль Китти Белл в пьесе «Чаттертон» (1835). Он обвинял ее в неверности, а также в чересчур нежных отношениях с писательницей Жорж Санд (см. САНД Жорж). Отношения с Дорваль глубоко ожесточили Виньи.
«Стелло»-«Чаттертон»
В 1832 вышел роман Виньи «Стелло» (русский перевод 1835; 1987), состоящий из трех «консультаций» (диалогов) между двумя символическими фигурами: Черным Доктором, олицетворяющим собственный интеллект Виньи, и поэтом Стелло, жаждущим играть активную роль в общественной жизни. Желая предостеречь Стелло от опасностей, которыми чреват политический энтузиазм, Черный Доктор рассказывает ему три истории на тему взаимоотношения поэта с властью: легкомыслие Людовика XV обрекает Никола Жильбера на смерть в нищете; фанатизм республиканского тирана Робеспьера (см. РОБЕСПЬЕР Максимилиан) приводит Андре Шенье (см. ШЕНЬЕ Андре Мари) на эшафот; эгоизм лорда-мэра Лондона Уильяма Бекфорда становится причиной самоубийства поэта Томаса Чаттертона (см. ЧАТТЕРТОН Томас). Любой политический режим, доказывает Черный Доктор, оборачивается для поэта «вечным остракизмом».
Позднее Виньи переработал ту часть «Стелло», которая посвящена самоубийству Чаттертона, в прозаическую драму в трех актах «Чаттертон». Воссоздавая последние мгновения Чаттертона, он показывает благородство и страдания непонятого гения в безжалостном материалистическом мире. Высшее достижение Виньи-драматурга «Чаттертон» остается одной из лучших романтических драм.
Роман Виньи «Неволя и величие солдата» (1835; русский перевод 1914; 1968) состоит из трех новелл, связанных между собой личным комментарием, и повествует о благородстве и страданиях воина, обязанного в силу своего ремесла убивать и обреченного на пассивное повиновение. Первая и третья новеллы являются выдающимися достижениями Виньи-прозаика, а герой второй новеллы, старый наполеоновский солдат капитан Рено , остается незабываемым воплощением человеческого величия.
В 1838 Виньи возвратился к поэзии и уже не оставлял ее до конца жизни. За эти годы он создал 11 поэм, объединенных позднее под названием «Судьбы» (1864), самые ранние из которых пронизаны глубоким пессимизмом, зато последующие все увереннее утверждают нетленную природу духовных сил человека.
Зрелые годы
В зрелые годы Виньи постепенно перестал публиковать написанное, он редко появлялся в обществе, предпочитая покой своего поместья парижской суете. В 1841 он баллотировался во Французскую Академию (см. ФРАНЦУЗСКАЯ АКАДЕМИЯ), но был избран лишь в 1845, с пятой попытки. Жена Виньи, чье продолжительное нездоровье вызывало у него постоянную тревогу, скончалась в 1862. Сам поэт умер в следующем году от рака желудка после тяжких страданий. Он оставил несколько неподготовленных к печати вещей, и их посмертная публикация способствовала упрочению его славы: «Судьбы», «Дневник поэта» (1867), «Дафна и неизданные воспоминания» (1958).
Литературное мастерство Виньи можно назвать неровным. Он не обладал легкостью стиля и бывал порой излишне прозаичен; так, например, в «Судьбах» немало утомительных долгих пассажей, которые тяжело написаны и тяжело читаются.
Поэт-мыслитель и поэт-лирик
Репутацией поэта-мыслителя Виньи обязан прежде всего сборнику «Судьбы», в котором он изобличает все, что в устройстве мира враждебно человеческой личности: беспринципных политиков («Сен-Мар»), толпу и власть, какая бы она ни была («Стелло» и «Дафна»), женскую неверность («Гнев Самсона»). С особым трагизмом воспринимает он безучастность Провидения, безмолвствующего перед лицом страданий («Гефсиманский сад», такого же холодного и равнодушного, как сама природа («Дом пастуха»). Его веры в Бога хватает лишь на то, чтобы посылать небу упреки. Страдая от собственного скептицизма, Виньи провозглашает чисто человеческие ценности: честь, милосердие, любовь к прекрасному. Его последняя поэма воспевает Святой Дух, который, по сути своей, есть дух человеческий, поставленный на место Бога - «Чистый дух» (1864).
Было бы однако неверно считать Виньи только философом. Его произведения - плод не столько философских раздумий, сколько трагического восприятия жизни. Разбитая любовь, непонятая добрая воля, измученное сознание воина, ненавидящего войну, но продолжающего сражаться, - все это больше нежели просто идеи: здесь предстают раненое чувство и терзаемая угрызениями совести душа. Под обезличенной маской символов, представленных в общечеловеческом масштабе, скрываются мучительные внутренние противоречия сознания самого Виньи, и его творчество есть попытка их разрешить.