ВОЛОШИН (наст. фам. Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877-1932) - русский поэт, художественный критик. В поэзии - сыновнее чувство природы как космического целого, трагическое переживание исторических судеб России: сборники "Иверни" (1918), "Демоны глухонемые" (1919), книги стихов "Неопалимая Купина", цикл философических поэм "Путями Каина" (1921-23), поэма "Россия" (1924). Известен как акварелист.
волошин максимилиан ал-др
Гуманитарный словарь
ВОЛО́ШИН Максимилиан Ал-др. (1877-1932) - поэт, художник, искусствовед, критик, переводчик. Отец - юрист, мать - переводчица. Раннее детство В. прошло в Таганроге, Севастополе, Москве. Окончил Феодосийскую г-зию. В 1987 поступил на юрид. ф-т Моск. ун-та, участвовал в студенч. волнениях, высылался из Москвы. В 1900, оставив ун-т, уезжает в Ср. Азию. 1900 В. считал годом своего "духовного рождения", связанного с чтением Ф. Ницше и Вл. С. Соловьева, 1898-1905 он называл "годами странствий", проведенными, с перерывами, за границей, где он изучал европ. иск-во, пережил увлечение вост. мистикой, оккультизмом, теософией, вошел в среду парижской богемы, испытал влияние поэтов-парнасцев и символистов, писал корреспондеции о худож. жизни Парижа. В 1903 сблизился с символистами (В. Брюсов, А. Белый и др.), печатал стихи в альм. "Сев. цветы", "Гриф", "Новый путь", "Весы". В янв. 1905 свидетель рев. событий в Петербурге, что отразилось в стих. "Ангел мщения", "Предвестия", ст. "Пророки и мстители". В 1900-е гг. В. близок кругу Вяч. Иванова, однако полностью не принадлежит ни к одному лит. направлению. В 1909 входит в состав "молодой редакции" журн. "Аполлон" (вместе с Н. Гумилевым, М. Кузминым и др.), знакомится с И. Анненским. Заметным эпизодом этого времени была разыгранная В. вместе с Е. Дмитриевой (псевд. - Черубина де Габриак) лит. мистификация, закончившаяся дуэлью с Н. Гумилевым. В 1910 вышел итоговый сб. В. "Стихотворения. 1900-1910", где нашли выражение чувства, связанные с разрывом В. с М. Сабашниковой, первой женой поэта. В 10-е гг. много пишет об иск-ве (ст. о творчестве К. Богаевского, М. Сарьяна, брошюра "О Репине" (1913), вызвавшая бурные отклики в печати, монография о В. Сурикове (1916). В 1914 выходит кн. статей В. об иск-ве, лит-ре, театре - "Лики творчества", т. 1 (последующие тома не вышли; полностью изд.: Л., 1988).
В. учился живописи в Париже, в мастерских Стейлена и Уистлера, посещал ателье Е. Кругликовой, создал портреты А. Франса, Р. Роллана, П. Пикассо, К. Бальмонта, П. Кропоткина, париж. пейзажи. В 1914 во время путешествия по Испании написал большой цикл акварелей (в осн. без натуры). В нек-рых акварелях использован кулисный принцип построения композиции. Одной из гл. тем творчества В. стала природа Коктебеля (Крым) - сначала в больших темперных картинах на картоне, в декоративности к-рых ощущается влияние живописи М. Сарьяна, затем в технике акварели. В нач. 20-х гг. приступил к созданию большой коктебельской сюиты, в к-рую вошли тысячи акварелей, дав единый синтетич. образ Коктебеля. В основу цветовой гаммы акварелей легла окраска мор. гальки - зеленоватые, охристые, серые тона ("Луна восходит над заливом", 1926). В. тяготел к светлому колориту, четкой проработке контуров, что сближает его живопись с творчеством япон. мастеров. Восприятие событий первой мировой войны нашло воплощение в сб. "Anno mundi ardentis 1915" ("В год пылающего мира 1915"), проникнутых предчувствием апокалиптич. катаклизмов. В 1915, после возвращения из-за границы, В. поселился в Коктебеле, ставшем для него "дух. родиной", источником творч. импульсов. Окт. рев. пережил как суровое испытание и возмездие для России. Написанные в эти годы стихи - лучшее из всего им созданного: сб. "Демоны глухонемые" (1919), циклы "Усобица" (1919-22), "Путями Каина" (1921-23), стих. "Дом поэта" (1926), "Владимирская Богоматерь" (1929) и др. Мн. из этих произв. долгие годы не печатались, но стали известны, в рукописях "списывались тайно и украдкой". В. здесь предстает как глубокий поэт-мыслитель, прозревающий сквозь образы братоубийств. распри грядущие пути России, стремящийся среди ненависти и кровопролития явить сострадание к человеку, к какому бы лагерю он ни принадлежал (стих. "Гражданская война"). Дом В. в Коктебеле стал прибежищем не только для художников, поэтов, ученых, но и вообще для всех, кто нуждался в приюте. С 1928 вплоть до посл. десятилетий века стихи В. не появлялись в печати.
Погребен на горе Кучук-Енишары, получившей впоследствии название Волошинской.
М. А. Волошин. Автопортрет. 1919
Полезные сервисы
волошин максимилиан александрович
Энциклопедический словарь
Воло́шин Максимилиан Александрович (настоящая фамилия Кириенко-Волошин). (1877-1932), поэт, художественный критик, художник. В поэзии - сыновнее чувство природы как космического целого, трагическое переживание исторических судеб России: сборники «Иверни» (1918), «Демоны глухонемые» (1919), книга стихов «Неопалимая Купина», цикл философических поэм «Путями Каина» (1921-1923), поэма «Россия» (1924). Известен как акварелист; писал тонкие по технике исполнения, обобщённо-эпические пейзажи Крыма.
* * *
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович - ВОЛО́ШИН (наст. фам. Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877-1932), русский поэт, художественный критик. В поэзии - сыновнее чувство природы как космического целого, трагическое переживание исторических судеб России: сборники «Иверни» (1918), «Демоны глухонемые» (1919), книги стихов «Неопалимая Купина», цикл философических поэм «Путями Каина» (1921-23), поэма «Россия» (1924). Известен как акварелист.
* * *
ВОЛО́ШИН Максимилиан Александрович (наст. фам. Кириенко-Волошин) [16 (28) мая 1877, Киев - 11 августа 1932, Коктебель, Крым], русский поэт, критик, художник.
Детство, юность
Предки Волошина - запорожские казаки и обрусевшие в 18 в. немцы. После смерти отца (1881) Волошин с матерью, Еленой Оттобальдовной, жил в Москве. В 1893 они переехали в Коктебель, ставший для Волошина «истинной родиной ... духа». Обучался в московских гимназиях (1887-93), в 1897 закончил гимназию в Феодосии. В 1897-1900 (с перерывом) учился на юридическом факультете Московского университета. Позднее годы учения Волошин считал «вычеркнутыми из жизни» - ни гимназии, ни университету «не обязан ни единым знанием, ни единой мыслью» («Автобиография»).
Годы странствий
Высланный из Москвы за участие в студенческих беспорядках, Волошин в 1899 и 1900 путешествует по Европе (Италия, Швейцария, Франция, Германия, Австрия, Греция). Музеи, библиотеки, средневековая архитектура и памятники древности - Волошин как «впитывающая губка», «весь - глаза, весь - уши». Стык столетий - 1900-й год он считал годом своего духовного рождения: странствуя с караваном верблюдов (в составе экспедиции по изысканию трассы Оренбургско-Ташкентской железной дороги) по среднеазиатской пустыне, он получил возможность взглянуть на Европу «с высоты азийских плоскогорий» и почувствовать «относительность европейской культуры».
Полтора десятилетия постоянных переездов: Париж, Берлин, Москва, Петербург, Коктебель и снова Париж. Волошин знакомится с Э. Верхарном (см. ВЕРХАРН Эмиль) (в 1919 вышла книга его стихов в переводах Волошина), О. Роденом (см. РОДЕН Огюст), М. Метерлинком (см. МЕТЕРЛИНК Морис), поэтами-символистами В. Я. Брюсовым, А. Белым, А. А. Блоком, Ю. К. Балтрушайтисом (см. БАЛТРУШАЙТИС Юргис), художниками «Мира искусства», печатается в альманахах «Северные цветы», «Гриф», журналах «Весы», «Золотое руно», «Аполлон» и др. Эти годы отмечены «блужданиями духа» - от буддизма и католичества до теософии и антропософии Р. Штейнера (см. ШТАЙНЕР Рудольф), - а также сменяющими друг друга романтическими переживаниями (в 1906-07 был женат на художнице М. В. Сабашниковой).
Лики творчества
Натура щедро одаренная, Волошин совмещал в себе разнообразные таланты. В 1910 вышел его первый сборник «Стихотворения. 1900-1910». Волошин предстает зрелым мастером, прошедшим школу «Парнаса», постигшим сокровенные тайны поэтического ремесла. В стихах о Коктебеле, вошедших в циклы «Киммерийские сумерки», «Киммерийская весна» (Киммерия - древнегреческое название восточного Крыма), поэт обращается к греческой, египетской, славянской мифологии, библейским образам, экспериментирует с античными стихотворными размерами, заставляя сквозь аскетические краски крымских пейзажей услышать дыхание древних цивилизаций. Волошину принадлежат венки сонетов «Corona astralis» («Звездная корона») и «Lunaria» - безупречные образцы редкой в русской поэзии формы (состоит из 15 сонетов; каждый стих ключевого сонета является первым в одном из 14 сонетов и одновременно - последним в предыдущем сонете; конец последнего сонета повторяет начало первого, замыкая венок). «Corona astralis» посвящена Е. И. Дмитриевой (Васильевой (см. ВАСИЛЬЕВА Елизавета Ивановна)), с которой связана еще одна грань волошинского дарования: он явился соавтором блистательной мистификации - Черубины де Габриак.
Особое место в культуре серебряного века заняла художественная и литературная критика Волошина. В своих эссе он не разделял произведения и личность художника, стремясь дать «цельный лик» мастера, сотворить легенду о нем. Разбросанные по периодике многочисленные статьи Волошина о современном искусстве он объединил в книге «Лики творчества» (в 1914 вышел 1-й том, посвященный французской литературе и театру, начавшаяся война помешала осуществить замысел многотомного издания).
Одновременно с художественной критикой Волошин сам занимается живописью. Темперой, а позднее акварелью пишет изысканные по колориту крымские пейзажи, большей частью работая по памяти. С годами акварели превращаются в ежедневное занятие, играя роль своего рода дневника. Как художник Волошин участвует в 1914 в строительстве антропософского храма «Гетеанум» в Швейцарии (рубит барельефы, работает над эскизом занавеса).
«Неопалимая купина»
Отвращение Волошина к начавшейся войне нашло выражение в сборнике «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915», 1916). Октябрьская революция и Гражданская война застают его в Коктебеле, где он делает все, «чтоб братьям помешать / Себя губить, друг друга истреблять». Принимая революцию как историческую неизбежность, Волошин видел свой долг в том, чтобы помогать гонимому, независимо от «окраски» - «и красный вождь, и белый офицер» искали (и находили!) в его доме «убежища, защиты и совета». В послереволюционные годы резко изменилась поэтическая палитра Волошина: на смену философическим медитациям и импрессионистическим зарисовкам приходят публицистически страстные размышления о судьбах России и ее избранничестве (образ «неопалимой купины»), картины и персонажи русской истории - сборник «Демоны глухонемые» (1919), книга стихов «Неопалимая купина», в т. ч. поэма «Россия». К истории материальной культуры человечества обращается поэт в цикле «Путями Каина».
В 1920-е гг. Волошин существует в контакте с новой властью, работает в области народного просвещения, охраны памятников, краеведения - выступает со стихами, лекциями, ездит с инспекционными полномочиями по Крыму и т. п. Неоднократно выставляет свои акварели (в т. ч. в Москве и Ленинграде). Получает охранную грамоту на свой дом, становится членом Союза писателей, ему назначается пенсия. Однако стихи Волошина после 1919 в России практически не печатались.
Дом поэта
Едва ли не главным творением Волошина стал коктебельский дом поэта, построенный им в 1903 на берегу моря. Просторный дом с художественной мастерской и башней для астрономических наблюдений усилиями хозяина превратился в место паломничества литературно-художественной интеллигенции. Здесь бывали М. И. Цветаева (см. ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна), Н. С. Гумилев (см. ГУМИЛЕВ Николай Степанович), А. Н. Толстой (см. ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич), О. Э. Мандельштам (см. МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич), В. Ф. Ходасевич (см. ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович), Е. И. Замятин (см. ЗАМЯТИН Евгений Иванович), М. А. Булгаков (см. БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич), С. В. Шервинский, А. П. Остроумова-Лебедева (см. ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА Анна Петровна), М. С. Альтман и многие другие. В 1920-х гг. число приезжавших в летние месяцы достигало нескольких сотен. Искрометные коктебельские мистерии - турниры поэтов, шарады, живые картины и пр., прогулки на Карадаг (см. КАРАДАГ), собирание камешков и ловля бабочек - Волошин был душой всех начинаний. В подпоясанном парусиновом балахоне и сандалиях на босу ногу, с массивной головой Зевса, украшенной венком из полыни, представал гостям демиург Коктебеля, хозяин «земли могил, молитв и медитаций» (стихотворение «Дом поэта», 1926), «киммерийский царь».
После смерти Волошина аура Дома поэта поддерживалась его вдовой Марией Степановной, верными ему завсегдатаями и незримым присутствием самого Волошина, оставшегося здесь навсегда: слева от дома холм Кучук-Енишар, где похоронен поэт, справа - Карадаг, на скалистом обрыве которого «судьбой и ветрами изваян» его профиль.
Большой энциклопедический словарь
Воло́шин Максимилиан Александрович (настоящая фамилия Кириенко-Волошин) (18771932), русский поэт, художественный критик. В поэзии сыновнее чувство природы как космического целого, трагическое переживание исторических судеб России: сборники «Иверни» (1918), «Демоны глухонемые» (1919), книга стихов «Неопалимая Купина», цикл философических поэм «Путями Каина» (192123), поэма «Россия» (1924). Как акварелист создавал тонкие по технике письма обобщённо-эпические пейзажи Крыма.