ВОЛО́ШИН Максимилиан Ал-др. (1877-1932) - поэт, художник, искусствовед, критик, переводчик. Отец - юрист, мать - переводчица. Раннее детство В. прошло в Таганроге, Севастополе, Москве. Окончил Феодосийскую г-зию. В 1987 поступил на юрид. ф-т Моск. ун-та, участвовал в студенч. волнениях, высылался из Москвы. В 1900, оставив ун-т, уезжает в Ср. Азию. 1900 В. считал годом своего "духовного рождения", связанного с чтением Ф. Ницше и Вл. С. Соловьева, 1898-1905 он называл "годами странствий", проведенными, с перерывами, за границей, где он изучал европ. иск-во, пережил увлечение вост. мистикой, оккультизмом, теософией, вошел в среду парижской богемы, испытал влияние поэтов-парнасцев и символистов, писал корреспондеции о худож. жизни Парижа. В 1903 сблизился с символистами (В. Брюсов, А. Белый и др.), печатал стихи в альм. "Сев. цветы", "Гриф", "Новый путь", "Весы". В янв. 1905 свидетель рев. событий в Петербурге, что отразилось в стих. "Ангел мщения", "Предвестия", ст. "Пророки и мстители". В 1900-е гг. В. близок кругу Вяч. Иванова, однако полностью не принадлежит ни к одному лит. направлению. В 1909 входит в состав "молодой редакции" журн. "Аполлон" (вместе с Н. Гумилевым, М. Кузминым и др.), знакомится с И. Анненским. Заметным эпизодом этого времени была разыгранная В. вместе с Е. Дмитриевой (псевд. - Черубина де Габриак) лит. мистификация, закончившаяся дуэлью с Н. Гумилевым. В 1910 вышел итоговый сб. В. "Стихотворения. 1900-1910", где нашли выражение чувства, связанные с разрывом В. с М. Сабашниковой, первой женой поэта. В 10-е гг. много пишет об иск-ве (ст. о творчестве К. Богаевского, М. Сарьяна, брошюра "О Репине" (1913), вызвавшая бурные отклики в печати, монография о В. Сурикове (1916). В 1914 выходит кн. статей В. об иск-ве, лит-ре, театре - "Лики творчества", т. 1 (последующие тома не вышли; полностью изд.: Л., 1988).
В. учился живописи в Париже, в мастерских Стейлена и Уистлера, посещал ателье Е. Кругликовой, создал портреты А. Франса, Р. Роллана, П. Пикассо, К. Бальмонта, П. Кропоткина, париж. пейзажи. В 1914 во время путешествия по Испании написал большой цикл акварелей (в осн. без натуры). В нек-рых акварелях использован кулисный принцип построения композиции. Одной из гл. тем творчества В. стала природа Коктебеля (Крым) - сначала в больших темперных картинах на картоне, в декоративности к-рых ощущается влияние живописи М. Сарьяна, затем в технике акварели. В нач. 20-х гг. приступил к созданию большой коктебельской сюиты, в к-рую вошли тысячи акварелей, дав единый синтетич. образ Коктебеля. В основу цветовой гаммы акварелей легла окраска мор. гальки - зеленоватые, охристые, серые тона ("Луна восходит над заливом", 1926). В. тяготел к светлому колориту, четкой проработке контуров, что сближает его живопись с творчеством япон. мастеров. Восприятие событий первой мировой войны нашло воплощение в сб. "Anno mundi ardentis 1915" ("В год пылающего мира 1915"), проникнутых предчувствием апокалиптич. катаклизмов. В 1915, после возвращения из-за границы, В. поселился в Коктебеле, ставшем для него "дух. родиной", источником творч. импульсов. Окт. рев. пережил как суровое испытание и возмездие для России. Написанные в эти годы стихи - лучшее из всего им созданного: сб. "Демоны глухонемые" (1919), циклы "Усобица" (1919-22), "Путями Каина" (1921-23), стих. "Дом поэта" (1926), "Владимирская Богоматерь" (1929) и др. Мн. из этих произв. долгие годы не печатались, но стали известны, в рукописях "списывались тайно и украдкой". В. здесь предстает как глубокий поэт-мыслитель, прозревающий сквозь образы братоубийств. распри грядущие пути России, стремящийся среди ненависти и кровопролития явить сострадание к человеку, к какому бы лагерю он ни принадлежал (стих. "Гражданская война"). Дом В. в Коктебеле стал прибежищем не только для художников, поэтов, ученых, но и вообще для всех, кто нуждался в приюте. С 1928 вплоть до посл. десятилетий века стихи В. не появлялись в печати.
Погребен на горе Кучук-Енишары, получившей впоследствии название Волошинской.
М. А. Волошин. Автопортрет. 1919