- Английский актёр, исполнивший роль заведующего библиотекой в фильме «Доктор Стрэндж».
вонг карвай
Энциклопедический словарь
ВОНГ КАРВАЙ - ВОНГ КАРВА́Й (Ван Карвай, Wong Kar-wai) (р. 1958, Шанхай), китайский режиссер, один из лидеров авангардного кино 1990-х годов.
Когда Вонгу Карваю было пять лет, его семья эмигрировала в Гонконг. Образование он получил в Гонконгской политехнической школе, изучал графический дизайн, а работать начал помощником режиссера на телевидении. Он участвовал в создании телевизионных сериалов, позже стал писать сценарии к кинофильмам. Как сценарист Вонг Карвай является автором нескольких комедий, детективов, мелодрам. Наиболее известен из них фильм «Окончательная победа» (Final Victory, 1987), режиссером которой был его наставник Патрик Там (Patrick Tam). Он же продюсировал режиссерский дебют Вонг Карвая - гангстерский боевик «Пока текут слезы» (As Tears Go By, 1988). И хотя криминальные боевики составляли основную часть гонконгской кинопродукции, «Пока текут слезы» не остался незамеченным в их массе и имел успех у публики. Одну из главных ролей в этом фильме сыграла Мегги Чун, уже считавшаяся звездой после участия в «Полицейской истории» Джекки Чана (см. ЧАН Джекки) в 1985. «Пока текут слезы» принесли Вонг Карваю один из призов Каннского кинофестиваля (см. КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ).
Успех позволил режиссеру в 1990 собрать лучших гонконгских молодых актеров для воплощения амбициозного замысла - съемок автобиографического фильма «Бурные дни» (Days of Being Wild). Картина была высоко отмечена на Гонконгском кинофестивале, но этот сугубо авторский фильм, основанный на личных переживаниях режиссера, не заинтересовал массового зрителя. Затем Вонг Карвай принялся за эпический фильм «Пепел времени» (Ashes of time; 1994), повествующий о традиционных китайских боевых искусствах, но в загадочной, томительной, неудобоваримой манере. В этой экстравагантной исторической драме режиссер сознательно пошел наперекор всем законам жанра. Выиграв один из призов Венецианского кинофестиваля (см. ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ), «Пепел времени» провалился в прокате, не окупив вложенные средства.
В этих условиях Вонг Карвай согласился отснять криминальный боевик. Суперсовременный, динамичный и легкий «Чунцин-экспресс» (Chungking Express; 1994) принес режиссеру всемирную известность. Непривычный ритм, стиль и темперамент современного азиатского города, водоворот событий, смесь трущобной и неоновой эстетики, абсурдный и реалистический сюжет, сотканный из многих нитей - произвели сенсацию в киномире. На волне успеха был поставлен фильм «Падшие ангелы» (Fallen Angels; 1995), который удачно прошел в прокате и закрепил за режиссером Вонг Карваем славу культового режиссера. Критики назвали стиль гонконгского режиссера эстетизированным кичем.
Опыт создания сценарных конструкций позволяет Вонг Карваю при работе над фильмами обходиться без текста самого сценария, руководствоваться лишь эмоциональным ощущением замысла. Его съемки превращаются в сплошную импровизацию, а сюжет рождается порой лишь за монтажным столом. Поэтому киноповествование в фильмах Вонг Карвая распадается на десятки мелких событий, режиссер предпочитает сосредоточиться на настроениях, на игре эмоциональными состояниями.
В фильме «Счастливы вместе» (Happy Together; 1997) Вонг Карвай рассказал историю двух китайцев-гомосексуалистов, уехавших в Буэнос-Айрес накануне передачи Гонконга коммунистическому Китаю. В картине густо перемешаны скандалы, нежные признания, низменные страсти и романтические чувства. Бурные истерики сменяются долгими паузами. Режиссер с любопытством исследует мир декаданса и модерна, который вытесняет сюжетную линию на периферию фильма. Этот фильм был удостоен награды за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале.
Действие фильма «Настроение любить» (In The Mood For Love; 2000) вновь разворачивается в Гонконге. Режиссер снимал его около трех лет. Фильм отличает изысканный визуальный ряд и клипмейкерская манера съемок и монтажа. На черном фоне южной ночи яркими красками режиссер рисует странные истории любви. В 2000 этот фильм был отмечен призами на Каннском кинофестивале, выдвигался на премию «Оскар (см. ОСКАР (в кино))» в номинации «Лучший зарубежный фильм».