Во́рдсворт Уильям - Уордсуорт (Wordsworth) (1770-1850), английский поэт. В сборнике «Лирические баллады» (1798; совместно с С. Т. Колриджем) воспел уходящий мир сельской жизни и людей, не испорченных промышленной цивилизацией. Национально-освободительный пафос в цикле «Сонеты, посвящённые свободе» (1802-1816). Вордсворт, Колридж и Р. Саути составили группу, названную «озёрной школой» и осуществившую романтическую реформу английской поэзии. В поэме «Прелюдия» (1850) - осмысление собственного духовного пути.
* * *
ВОРДСВОРТ Уильям - ВО́РДСВОРТ (Уордсуорт) (Wordsworth) Уильям (7 апреля 1770, Кокермаут, графство Камберленд, Англия - 23 апреля 1850, Райдал-Маунт, графство Уэстморленд, Англия), английский поэт-романтик.
Ранний период
Вордсворт родился в Озерном крае на севере Англии; он был вторым из пяти детей агента по управлению недвижимостью. Мать Вордсворта умерла, когда ему было 7 лет, отец скончался пятью годами позже. Дядья-опекуны определили осиротевших мальчиков в грамматическую школу-интернат в Хоуксхеде, деревне, расположенной в самом сердце Озерного края. Там Вордсворт получил изрядные познания в древних языках, литературе и математике; однако главным преимуществом школы была для него возможность предаваться мальчишеским радостям - жить и играть на свежем воздухе. Естественный ландшафт этого региона Англии в равной степени был способен внушать трепет и питать душу, о чем Вордсворт впоследствии писал: «Так я вырос, познав равно и красоту и страх». Жизнь «на природе», благотворно повлиявшая на подростка, внушила ему веру, символ которой Вордсворт афористически выразил в одном из своих первых значительных стихотворений - «Строках, написанных на расстоянии нескольких миль от Тинтернского аббатства...» ( «...Природа не предаст / Ее любивший дух...»).
В 1787 Вордсворт поступил в Сент-Джеймс-колледж Кембриджского университета. Царившая там атмосфера напряженного соперничества оттолкнула его; он предпочел провести университетские годы, не утруждая себя занятиями, внушив себе, что для него не подходят «и эти времена, и эти стены». Самым важным эпизодом его студенческой жизни стало предпринятое на летних каникулах 1790 пешее путешествие по охваченной революцией Франции. Поддавшись всенародному ликованию, не утихавшему после падения Бастилии, Вордсворт горячо воспринял республиканские идеалы. Окончив Кембридж в январе 1791, он вернулся во Францию, где страстно влюбился во француженку Аннет Валлон. Однако еще до рождения их ребенка (декабрь 1792) Вордсворту по настоянию опекунов пришлось возвратиться на родину; там его застала вспыхнувшая между Англией и Францией война. Дочь Каролину он впервые увидел, когда девочке было уже девять лет.
Три или четыре года по возвращении в Англию были самыми несчастливыми в жизни Вордсворта. Не имевший ни определенной профессии, ни своего дома, оставшийся практически без гроша, горько обиженный на родную страну за ее ненависть к Франции, Вордсворт проводил время в компании лондонских радикалов, в том числе У. Годвина (см. ГОДВИН Уильям). Он научился глубоко сострадать обездоленным - брошенным матерям, нищим, бездомным детям, бродягам и тем, кто пострадал из-за войн, что вела Англия. Все они стали персонажами мрачных по колориту поэм, которые Вордсворт начал писать в то время. Безрадостный период завершился для Вордсворта в 1795, когда наследство, доставшееся от одного из друзей, позволило ему снять дом и зажить под одной крышей с любимой сестрой Дороти; с тех пор она не разлучалась с братом до конца его жизни.
«Великое десятилетие»
В 1797 они перебрались в Альфоксден-хаус рядом с Бристолем. Там знакомство Вордсворта с поэтом С. Т. Колриджем (см. КОЛРИДЖ Сэмюэл Тейлор) переросло в дружбу и сотрудничество; последнему предстояло изменить не только жизнь обоих поэтов, но и саму английскую поэзию.
Их сотрудничество непостижимым образом окрепло на протяжении одного года (1797-98), который они провели «в совместных поэтических забавах». Для Вордсворта оно имело два важных последствия. Во-первых, отвлекло его от поэм - он трудился над ними еще со студенческих лет. Это были поэмы, исполненные критики общества, как «Равнина Солсбери» («Salisbury Plain»); пейзажно-описательные поэмы, воссоздающие местный колорит: опубликованные в 1793 «Вечерняя прогулка» («An Evening Walk») или «Изобразительные наброски» («Descriptive Sketches»); написанная белым стихом трагедия «Жители Пограничного края» («The Borderers»; опубликована в 1842) - драматургическое исследование анатомии вины. Поддержанный Колриджем, постоянно общаясь с Дороти и с природой, что было для него равно целительно, Вордсворт обратился к созданию небольших лирических и драматических стихов, снискавших ему любовь читающей публики. Одни из этих стихов проникнуты нежным чувством к сестре, другие обращены к цветам, птицам и прочим творениям «святого замысла Природы», третьи содержат портреты простых крестьян, призванные, по замыслу автора, наглядно раскрыть суть человеческой натуры.
Многие стихи Вордсворта были написаны в согласии с дерзновенной творческой программой, разработанной им совместно с Колриджем и нацеленной на разрушение поэтического канона неоклассицؐאܐЮ Они были изданы в составе сборника, вышедшего без указания имени автора в 1798, - «Лирические баллады» («Lyrical Ballads»). Этот сборник, который открывался поэмой Колриджа «Сказание о старом мореходе», а завершался «Тинтернским аббатством», возвестил о рождении романтизма в английской поэзии. Помимо поэмы, сборник включал еще три произведения Колриджа; остальные стихи принадлежали Вордсворту. В носившем характер литературного манифеста «Предисловии» («Preface»; русский перевод 1980) ко второму изданию «Баллад» (1800) Вордсворт сформулировал задачи, поставленные перед собою авторами: «...отобрать случаи и ситуации из повседневной жизни и пересказать или описать их... обыденным языком, ...выявив в них... основополагающие законы нашей природы». Большинство стихов имели драматический сюжет, раскрывающий характер лирического повествователя. Таким образом, и сами стихи, и сопутствующий им манифест-предисловие устанавливали новый стиль, новый словарь и новую тематику для английской поэзии, предвосхитившие ее метаморфозы в 20 в.
Вторым важным для Вордсворта последствием сотрудничества с Колриджем явилось возникновение грандиозного поэтического замысла, который подчинил себе Вордсворта и не отпускал до самого конца. Колридж задумал огромную поэму, способную вобрать в себя квинтэссенцию всех наук, философских систем и религий. Он даже нашел ей название - «Ручей» («The Brook»), однако вскоре охладел к своей идее и предложил Вордсворту заняться ее воплощением. Тот согласился и уже в 1798 рассуждал о своем будущем детище в самых возвышенных выражениях. Он дал ей другое название - «Отшельник» («The Recluse»). Чтобы подвигнуть себя на свершение и попробовать силы, он начал автобиографическую поэму, которой предстояло на протяжении 40 лет неотступно занимать его мысли и чувства. «Прелюдия, или Духовное мужание поэта» («Prelude, or, Growth of a Poet"s Mind») увидела свет в 1850, уже после смерти автора. Форма лирического воспоминания, окрашенного в элегические тона, явленная в «Тинтернском аббатстве», получила здесь дальнейшее развитие. Сюжет поэмы отразил этапы жизни Вордсворта - школьные годы, пребывание в университете, поездки во Францию, переезд в собственный домик в Грасмире (1799). Таким образом, поэма воссоздала путешествие лирического героя по жизни с возвращением «на круги своя», долгий путь к самому себе. Однако главные события этой поэтической автобиографии развертываются не вне, а в душе лирического героя: торжественным слогом описано, как дар творческого воображения рождается, крепнет и постепенно забирает власть над душой, подчиняя себе и чувства и разум.
«Отшельник» же так и не был написан даже наполовину: из трех задуманных частей поэмы Вордсворт завершил только первую, которую опубликовал в 1814 под названием «Прогулка» («The Excursion»). Она состоит из девяти пространных философских монологов, принадлежащих рассказчикам - Страннику, Пастору, Коробейнику, Отшельнику и сельским жителям. Первый монолог (Книга I) - «Странник» («The Wanderer») - представляет собой вариант написанного еще в 1797 совершенным белым стихом произведения, одного из самых выдающихся в наследии Вордсворта; оно также известно под названием «Разрушенный дом» («The Ruined Cottage»). В этой печальной поэме с глубоким состраданием описана история постепенно опустившейся женщины, чей муж ушел в солдаты и не вернулся с войны. Позднейшие авторские варианты поэмы Вордсворт завершал умиротворяющей концовкой, однако в самой ранней и сильной редакции произведение отмечено наибольшим трагизмом.
Зиму 1798-99 Вордсворт и Дороти провели в немецком городке Госларе (Саксония). Там Вордсворт испытал одиночество, какого прежде не ведал; но оно способствовало рождению самых проникновенных произведений поэта - цикла «Люси» («Lucy»; русский перевод 1941), стихотворения «Мэтью» («Mathew»), элегий и первых набросков «Прелюдии». Вернувшись на родину, Вордсворт включил несколько новых стихов во второе издание «Баллад»; самым заметным добавлением стали грустные пасторали из сельской жизни - «Братья» («The Brothers») и «Михаил» («Michael»; русский перевод 1988). Новый корпус «Баллад» вкупе с блестящими образцами лирики, собранными во второй книге - «Стихотворения в двух томах» («Poems, in Two Volumes», 1807), обозначили границы периода, который ныне считается «великим десятилетием» творческой биографии Вордсворта, - от встречи с Колриджем в 1797 до 1808.
Поздний Вордсворт
Фрагмент второй части «Отшельника» был закончен в 1806, но, как и «Прелюдия», увидел свет только после смерти поэта. Покоем и радостью дышит «Дома в Грасмире» («Home at Grasmere»): Вордсворт, наконец, стал владельцем собственного домика Доув-коттеджа в Грасмире, графство Уэстморленд. Там он провел восемь лет, плодотворнейших в творческом отношении. В 1802, после заключения недолговечного Амьенского мира, Вордсворт побывал во Франции, где в Кале повидался с дочерью и попрощался с Аннет. По возвращении в Англию он женился на подруге детских лет Мэри Хатчисон; к 1810 у него были три сына и две дочери.
В 1805 утонул любимый брат Вордсворта, Джон, капитан парусного судна. Его гибель потрясла поэта. «И я от горя человечней стал», - сокрушенно писал он в «Элегических строфах» («Elegiac Stanzas»), навеянных картиной с изображением Пилского замка в бурю. С этого времени изменилась сама поэтическая манера Вордсворта: в его творчестве открылись новые углубленность, сдержанность, возвышенность интонации и языка в духе поэзии Мильтона (см. МИЛТОН Джон). Он словно провидел такую метаморфозу еще в «Тинтернском аббатстве», где распознавал «чуть слышную мелодию людскую печальную...», и в стихотворении «Ода: Намеки бессмертия» («Ode: Intimations of Immortality»; написана в 1802-04, опубликована в «Стихотворениях»). Тема оды - утрата поэтом былого видения, когда мир представал сияющим, напоенным «небесным светом», ложившимся в дни его детства и юности на землю, как «лучезарная и светлая мечта». В «Строфах» Вордсворт с грустью вспоминал этот свет как иллюзию, «поэта грезу», как «небывший свет на суше и воде».
Метафоры выявляют отличие раннего Вордсворта от позднего. Принято считать, что поэтический гений Вордсворта слабел по мере того, как он отдалялся от первоисточника своего вдохновения, а его приверженность англиканской церкви и консерватизму перерастала в ортодоксию и политическую косность. Сегодня для многих читателей существует два Вордсворта - юный романтик, исполненный революционных идей и стареющий гуманист-консерватор, вознесшийся, по выражению Дж. Китса (см. КИТС Джон), к «Высотам Эготизма». Поздние стихи Вордсворта очень редко выдерживают сравнение с лучшими из ранних.
В зрелые годы Вордсворт отдавал много сил сочинению од; из них наиболее известна «О власти музыки» («On the Power of Sound»). Из-под его пера также вышло множество сонетов, в большинстве образующих циклы. Примечателен цикл, посвященный реке Даддон (1806-20): в 34 сонетах воссозданы прибрежные ландшафты на всем протяжении реки, вьющейся по Озерному краю. Пейзажная лирика органически сливается здесь с философской, являя лучшие, как признано ныне, образцы поэзии Вордсворта этих лет. Ряд циклов навеян европейскими впечатлениями Вордсворта, а три части «Церковных зарисовок» («Ecclesiastical Sketches», 1822) содержат подчас остросатирические картины, прежде всего из истории церкви. Однако самые впечатляющие произведения зрелого и позднего Вордсворта выдержаны преимущественно в элегическом «ключе». Таковы вставленные в текст «Прогулки», прочувствованные элегии на смерть двух его детей в 1812 или великолепные поэтические реквиемы по собратьям-поэтам - Дж. Хоггу, Дж. Крэббу, Колриджу и Ч. Лэму (см. ЛЭМ Чарлз).
В 1808 Вордсворт с семьей перебрался из Доув-коттеджа в более просторный дом, а еще через пять лет переехал из Грасмира в Райдал-Маунт, близ Эмблсайда, где прожил до конца своих дней. В 1813 он получил должность уполномоченного графства Уэстморленд по печатям и штампам, которая приносила 400 фунтов стерлингов в год. Двухтомные «Стихотворения» («Poems»), изданные в 1815, включили большую часть лирики Вордсворта и два важных литературных эссе. На протяжении этих лет увидели свет и другие его произведения - «Белая голубка Рилстоуна» («The White Dove of Rylstone», 1815), грустная поэма о распаде католической английской семьи из-за неудавшегося восстания против Елизаветы I в 1569; «Благодарственная ода» («Thanksgiving Ode», 1816); поэма «Питер Белл» («Peter Bell», 1819), написанная еще в 1798, но впоследствии не раз переработанная с привнесением в текст романтической иронии и элементов героико-комического повествования и выдающая духовное родство автора и его героя, «лесного пылкого скитальца»; длинная баллада «Фургонщик» («The Waggoner», 1819) - о вознице, объезжающем северные графства.
До 1820 все публикации Вордсворта неизменно вызывали злобные нападки со стороны обозревателей и литературной критики; худшего приема не выпадало ни одному из великих английских поэтов. Однако после выхода цикла «Река Даддон» («The River Duddon», 1820) положение изменилось, и к середине 1830-х гг. высокая репутация Вордсворта прочно утвердилась в глазах как читающей публики, так и критиков.
В последние годы жизни Вордсворт много времени отдавал тому, что его домашние в шутку называли «штопкой», - постоянно и настойчиво переделывал ранее созданные произведения для каждого очередного переиздания. «Прелюдия», например, судя по рукописям, претерпела четыре существенные авторские редакции: 1789-99, 1805-06, 1818-20, 1832-39. Большинство читателей считают ранние варианты «Прелюдии», как, впрочем, и другие подвергшиеся основательной переработке стихи Вордсворта, наилучшими; однако проблески гениальности проскальзывают и в тех добавлениях и исправлениях, что Вордсворт вносил в текст даже на седьмом десятке.
Великий поэт
Вслед за своим другом Р. Саути (см. САУТИ Роберт), скончавшимся в 1843, Вордсворт удостоился звания поэта-лауреата и оставался таковым до самой смерти. Его влияние на английскую поэзию очевидно на протяжении всего 19 в., хотя критика, с легкой руки властителя умов викторианской эпохи М. Арнолда (см. АРНОЛД Мэтью), воздавала ему должное скорее за лирику, нежели за истинный шедевр - «Прелюдию». 20 век открыл в Вордсворте великого поэта, признав его ключевую роль в возникновении английского романтизма и оценив дотоле пребывавшую в небрежении своеобычность его личности и поэтического наследия.
Как революционное преобразование английской поэзии романтизм в первую очередь обязан Вордсворту, внесшему в эту поэтическую революцию тройной вклад. Во-первых, его поэзия и эссе отмечены совершенно новым восприятием природы, которое отнюдь не сводимо к формальному обновлению пейзажной лирики. Вордсворт предложил абсолютно новый взгляд на органическое единство человека и его естественной среды обитания, запечатленный в метафорах, раскрывающих слияние человеческой души и природы; более того, раскрытый во всеобъемлющей метафоре Природы как символа Божественного разума, каковой «вбирает бесконечность» и мыслит «у черной бездны на краю». Во-вторых, Вордсворт явил пример углубленного самоанализа в самом совершенном своем творении - «Прелюдии», первой подлинно автобиографической поэме на английском языке, где действительно показал «духовное мужание поэта». Работая над ней, Вордсворт погружался в себя, постигал внутренние истоки своего поэтического дара и таким образом проникал в психологию человека, как она понимается в наше время. В-третьих, Вордсворт поднял поэзию на небывалую высоту; он ни много ни мало заявил: «Поэзия - начало и венец всякого знания, она так же бессмертна, как и человеческое сердце». И он доказал это, создав блистательные образцы поэзии своего века. В английской поэзии он занял предсказанное Колриджем и М. Арнолдом место - в одном ряду с Шекспиром и Мильтоном.