Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

выставки художественные

Гуманитарный словарь

ВЫ́СТАВКИ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЕ - публичный показ худож. произв. В. Х. могут быть всемирные, междунар., в пределах страны, респ., обл., гор. и др. В. Х. различаются по отд. видам и жанрам иск-в, принадлежности к разл. направл. и группировкам, тематическим, гос. и частным коллекциям; срокам проведения (временные и постоянные), по кол-ву и составу участников. В. Х. могут быть офиц. и нелег. (персональные, групповые и т. д.). История В. Х. восходит к публ. показу художн. произв. в Др. Греции (6 в. до н. э.). В России первые регулярные В. Х. относятся к 18 в. (организованы АХ). В 1862 Россия впервые представила худож. отдел на Всемирной выставке в Лондоне. Крупнейшим событием в истории В. Х. явилась орг-ция Товарищества передвижных худож. выставок в 1871. Значит. роль в пропаганде и распространении изобразит. иск-ва принадлежит в 19 в. меценатам, коллекционерам, собирателям (бр. Третьяковы, С. И. Морозов, С. И. Щукин, И. С. Остроухов, А. П. Боголюбов и мн. др.). На рубеже 19-20 вв. выставочная деятельность активизируется: выставки "Мира искусства", "Союза русских художников", "Бубнового валета" и т. п., ретроспективные выставки ("Исторические портреты", 1870, "Русская портретная живопись за 150 лет", 1902, и т. д.). В 10-20-е гг. 20 в. - выставки гл. обр. художников новейших теч., нередко в ущерб традиц. рус. реалистич. иск-ву. Во 2-й пол. 20-40 - нач. 50-х гг. выставки свидетельствуют об усилении и полной политизации худож. культуры России, о сведении роли и значении иск-ва к воспит. функции, о распространении идеологии тоталитаризма. Новый этап развития отеч. иск-ва, связанный во многом с направлением "сурового стиля", находит отражение в серии В. Х. кон. 50-х - нач. 60-х гг. и завершается критикой нового направл. на выставке "30 лет МОСХ" (1963), очередным усилением гос.-парт. контроля в обл. культуры. Во 2-й пол. 70-80-х гг. В. Х. проводятся как молодежные: "Наш современник", "Сов. Россия" и т. д.; проходит ряд В. Х., портрета, натюрморта, пейзажа. С сер. 70-х гг. организуются выставки работ неформ. художн. (выставки Тов-ва эксперимент. выставок, Ленинград, 1975-76, "Новая реальность", выставка работ студии Э. Белютина, Москва, 1990, и др.); расширяются контакты за рубежом ("Париж - Москва, 1979; "Москва - Париж", 1981, "Территория искусств", Ленинград, 1990, и др.). В. Х. приобретают все б. проблемный, концептуальный характер, раскрывая пути развития отеч. и заруб. иск-ва, творчество направлений, групп или отд. мастеров ("Советское иск-во 20-30-х гг.", 1988; "Виктор Михайлович Васнецов", ЦВЗ, 1990-91; "Другое иск-во", 1991 и т. д.).

Лит.: Выставки советского изобразительного ис-ва: Справ.: В 5 т. М., 1965-81; Малахов Н. Отечеств. иск-во на выставках за рубежом. М., 1980.

Полезные сервисы