кто из кого
Изнурять, выматывать непосильной, тяжёлой работой, непомерными требованиями или неприятными разговорами, просьбами; мучить.
Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) заставляет другое лицо или другую группу лиц (Y) через силу трудиться, совершать какие-л. поступки, действия, требующие от них большого физического или душевного (нравственного) напряжения, причиняющие страдания. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Х тянет жилы из Y-а.
Именная часть неизм.
Глаголы на употр. в повел. накл.
В роли сказ.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ Не для того я уехал из большого города, ушёл с большой работы, чтобы здесь, в степи, тянули из меня жилы. Г. Николаева, В человеке не без чуда. - Ты мне скажи, можешь или нет. Чего я зря объяснять буду. - Ладно, - перебил я Никитина. - Хватит жилы тянуть из человека. Поправится, тогда... Да он к тому же и не сапёр. А если тебе действительно сапёры нужны, я могу через дивинженера взвод дивизионных сапёров вызвать. В. Некрасов, Написано карандашом компании.Сначала обсуждали план культурно-массовой работы на квартал <...>. Фёдор сидел и мучился: "Скорей бы, чего уж жилы тянуть..." В. Тендряков, Не ко двору.
Наш разговор прервал сотник. Он вошёл в землянку и зычным голосом приказал новичкам выйти строиться. - Вот, собаки, - кто-то стал тихо возмущаться. - Мало им, что на работе с нас все жилы вытянули <...>. З. Трубаков, Тайна Бабьего Яра.
⊛ Дело было за малым: не было у Степоньки земли. И парень стал жилы из себя тянуть, чтобы заработать лишнюю копейку. К двадцати годам нажил грыжу <...>. Ф. Абрамов, Братья и сёстры.
Не любил я её: всегда приходила она к моей Матрёне жаловаться, что муж её бьёт, и скаред муж, жилы из неё вытягивает, и плакала здесь подолгу, и голос-то всегда у неё был на слезе. А. Солженицын, Матрёнин двор.
- Я всё понимаю, не хочешь. Я бы и сам не хотел такую штучку иметь. Он вроде такой маленький, тихенький, дядя Ефим, тя-тя-тя-тя, а сам все жилы вытянет! А. Торин, Дурная компания.
⊜ - Я больше так не могу. Что ты из меня жилы тянешь? То одно сделай, то другое. Тебе не угодишь. (Реч.)
- Что вы крутите, что вы жилы из меня тянете? Отвечайте, - в голосе майора слышалась тоска. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке.
- Долго ты будешь жилы тянуть? - Я из себя не меньше тяну, чем из тебя. - Мне от того не легче. - Уверен, что Горелов и Бойко сумеют выполнить задачу и без наших указаний <...>. Форсируем Днестр, начальство благодарность пришлёт, награды даст. А надо бы... Н. Попель, Танки повернули на запад.
⊝ - Ну, смотри, пожалеешь... Я из него все жилы вытяну! Дверь мы взорвём, а вас... - Он мне надоел... - сказал Андрей и отключил переговорное устройство. С. Еринец, Спина к спине.
Я решил вытянуть из него жилы. - И за дорогу содрали. Разве это цена - шесть гривен? Мы на неё почти и не смотрели... - Ах, вы вот как заговорили?! А. Аверченко, Селькохозяйственный рассказ.
культурологический комментарий:
Образ фразеол. восходит к древнейшим религиозно-мифологическим дуалистическим представлениям о теле и душе, обусловившим в Средневековье разграничение между юрисдикцией духовной и светской власти, согласно которому душа принадлежала Богу и "представляющему Его интересы" духовенству, а тело - "светской власти для примерного наказания". Такое общественное устройство привело к тому, что практически каждый феодал обладал неограниченным правом на жизнь и смерть любого своего подданного и мог распоряжаться его телом по своему усмотрению, что привело к стремительному распространению разнообразных видов пыток и казней. Ритуал казни был наиболее надёжным способом легитимизации власти. (Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы, М., 1999.)
В основе образа фразеол. лежат древнейшие архетипические оппозиции "жизнь - смерть", "духовное - телесное", "власть - подчинение".
Компоненты фразеол. тянуть, вытягивать соотносятся с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры, а компонент жилы - с соматическим, т. е. телесным, кодом.
В создании образа фразеол. участвует метафора, уподобляющая действие, направленное на изнурение, истощение душевных или физических сил человека, медленному вытягиванию из его тела жил, что причиняет ему нестерпимую боль и сильные мучения. ср. тянуть душу (сердце), а также мотать нервы (кишки), выпить кровь.
В образе фразеол. дошли до нас представления о жестоких временах инквизиции и о ритуалах, сопровождающих средневековые пытки и казни. Образ фразеол. связан с одним из самых страшных видов казни - с четвертованием. Осуждённого за конечности привязывали к четырём лошадям, которые должны были скакать в разных направлениях. Если лошади не могли сразу разорвать несчастного, то палач надрезал связки, чтобы ускорить казнь. Четвертованию предшествовали мучительные пытки - щипцами вырывали куски мяса из бёдер, груди, икр. На Руси были также распространены и широко применялись калечащие и членовредительные наказания. Пыткам, как правило, предшествовал обряд устрашения - подозреваемому демонстрировали пыточные орудия, клали руки в хомуты, а ноги в колодки. Одним из основных пыточных орудий на Руси была дыба, общий принцип работы которой заключался в растягивании тела жертвы с одновременным разрыванием суставов. Данный вид наказания путём растягивания тела также послужил прототипом описываемого фразеол. ср. в фольклоре: Тяните жилы, пока живы; ср. также выражение жилы рвать "умирать".
фразеол. в целом отображает стереотипное представление о доведении человека до состояния физического или душевного изнеможения, о причинении ему различного рода страданий, а также об использовании чужого труда в свою пользу.
автор:
И. В. Зыкова