Ге́рдер Иоганн Готфрид (Herder) (1744-1803), немецкий философ, критик, эстетик. В 1764-1769 пастор в Риге, с 1776 - в Веймаре, теоретик «Бури и натиска», друг И. В. Гёте. Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Трактат «О происхождении языка» (1772), сочинения по философии истории («Идеи к философии истории человечества», т. 1-4, 1784-91). Собирал и переводил народные песни. Оказал влияние на немецкий романтизм.
* * *
ГЕРДЕР Иоганн Готфрид - ГЕ́РДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744-1803), немецкий философ, критик, эстетик. В 1764-1769 пастор в Риге, с 1776 - в Веймаре, теоретик «Бури и натиска» (см. БУРЯ И НАТИСК), друг И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) . Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Трактат о происхождении языка, сочинения по философии истории, которая, по Гердеру, есть осуществление «гуманности». Собирал и переводил народные песни. Оказал влияние на немецкий романтизм.
* * *
ГЕ́РДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (25 августа 1744, Морунген - 18 декабря 1803, Веймар), немецкий философ, ведущий деятель позднего Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)), создатель одной из первых версий естественного исторического развития природы и человеческой культуры.
Жизнь и сочинения
Гердер учился в Кенигсберском университете (слушал лекции Канта (см. КАНТ Иммануил), дружил с Гаманом (см. ГАМАН Иоганн Георг)). В своем интеллектуальном становлении испытал влияние Д. Бруно (см. БРУНО Джордано), Спинозы (см. СПИНОЗА Бенедикт), Лейбница (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм). В 1764-1769 преподавал в церковной школе Риги, где выходят его первые работы: «Фрагменты о новейшей немецкой литературе» и «Критические леса». В 1769 предпринимает путешествие в Париж, где знакомится с Дидро (см. ДИДРО Дени) и Д"Аламбером (см. Д`АЛАМБЕР Жан Лерон). Возвращаясь в Германию, Гердер провел две недели в Гамбурге в обществе Лессинга (см. ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим), оказавшего на него огромное влияние. В 1770 жил несколько месяцев в Страсбурге, где знакомится с Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) и создает трактат «О происхождении языка» (изд. 1772). В 1771-1776 Гердер - советник консистории в Бюкебурге. В этот период он становится деятельным участником движения «Буря и натиск (см. БУРЯ И НАТИСК)». В 1776 переезжает в Веймар, где становится генералсуперинтендантом протестанской общины. Вместе с Гете возглавляет веймарское содружество ученых и писателей. В этот период Гердер интенсивно занимается естественными и историческими науками, создает свой шедевр - «Идеи к философии истории человечества» (опубликован в 1784-1791).
Ранний период
В нач. 1770-х годов Гердер разрабатывает проблемы эстетики и языкознания. Его учение о «духе народа», который выражается в искусстве и народной поэзии, стоит у истоков фольклористики. Работа о происхождении языка дает одну из первых моделей естественного становления языка в ходе истории. Гердер отрицает генетическую субординацию языка и мышления, полагая, что они развиваются во взаимообусловленном единстве. Он не только отвергает богоданность языка, но и, полемизируя с Кондильяком (см. КОНДИЛЬЯК Этьен Бонно де) и Руссо (см. РУССО Жан Жак), утверждает его собственно человеческую специфику, находимую в мысли, практике и общественности. Во 2-й пол. 1780-х годов вовлекается в «спор о пантеизме» и публикует трактат «Бог» (1787), в котором выказывает себя радикальным сторонником спинозизма.
«Идеи к философии истории человечества»
В «Идеях к философии истории человечества» Гердер реализует свой проект универсальной философской истории человечества. В этом грандизном труде, включающем 20 книг (и плана заключительных 5 книг), Гердер, суммируя достижения современных ему космологии, биологии, антропологии, географии, этнографии, истории, дает изображение поэтапного становления человечества. В центре внимания автора - процесс мирового развития. Общий порядок природы Гердер понимает как ступенчатое поступательное развитие совершенствующихся организмов от неорганической материи через мир растений и животных к человеку и в будущем - к сверхчувственной «мировой душе». Как свободная и разумная сущность человек представляет собой вершину сотворенной божественным духом природы. Критикуя телеологию, Гердер подчеркивает значение воздействия внешних факторов (совокупность которых он называет «климатом») и считает достаточным для понимания истории ответить на вопрос «почему?», не задаваясь вопросом «для чего?». В то же время он признает ведущей силой истории внутренние, «органические» силы, главная из которых - стремление к созиданию общества. Основной сплачивающей силой общества Гердер считает культуру, внутренней сущностью которой является язык. Проблеме происхождения и развития языка Гердер уделяет особое внимание. В отличие от своей ранней критики цивилизации, близкой по духу Руссо (см. РУССО Жан Жак), Гердер возвращается в «Идеях…» к историческому оптимизму Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) и видит в прогрессирующем развитии человечества нарастание гуманизма, который понимается им как расцвет принципа личности и обретение индивидом душевной гармонии и счастья.
Судьба учения Гердера
Поздний Гердер разрабатывает своеобразную культурную антропологию и политическую философию в «Письмах для поощрения гуманности» (1793-1797), где, в частности, выдвигает свою версию учения о «вечном мире», к которому должны привести не договоры властей, а гуманистическое воспитание народа, торговля и здоровый прагматизм. В работах «Метакритика чистого разума» (1799) и «Каллигона» (1800) Гердер вступает в ожесточенную, но довольно поверхностную полемику с Кантом (см. КАНТ Иммануил). «Каллигона» содержит одну из первых формулировок позитивистской эстетики.
В рамках зрелого немецкого Просвещения учение Гердера оказалось в изоляции. Будучи близким по настроению к пантеистической натурфилософии Гете, оно противоречило ему рационалистическим доктринерством и религиозным духом. Идеи Гердера вступили в конфликт с кантовской версией природы человека и смысла истории. Мысль Гердера о счастье индивидуума оказалась несовместимой с представлением Канта о благоденствии общества в государстве. Ранних романтиков отталкивал наивный оптимизм Гердера.
Вместе с тем мировоззрение Гердера стало арсеналом тем, идей и творческих импульсов для самых разных направлений немецкой мысли: для романтической эстетики и натурфилософии, гумбольдтианского языкознания, диалектической историософии Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб) и Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих), антропологии Фейербаха (см. ФЕЙЕРБАХ Людвиг), герменевтики Дильтея (см. ДИЛЬТЕЙ Вильгельм), философии жизни (см. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ), либеральной протестантской теологии.