Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
Недавно искали
гессен сергей иосифович
Энциклопедический словарь
Ге́ссен Сергей Иосифович (1887-1950), педагог, философ. Преподавал в Петербургском (с 1914) и Томском (с 1917) университетах. С 1921 в эмиграции, с 1923 в Праге, с 1936 в Варшаве. Педагогику рассматривал как прикладную философию; книги «Основы педагогики» (1923), «Школа и демократия на переломе», «О противоречиях и единстве воспитания» (обе 1938), «Русская педагогика в ХХ столетии» (1939).
* * *
ГЕССЕН Сергей Иосифович - ГЕ́ССЕН Сергей Иосифович [16 (28) августа 1887, Усть-Сысольск - 2 июля 1950, Лодзь], русский философ и теоретик педагогики. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Философское образование получил в Германии - в университетах Гейдельберга и Фрейбурга. В 1910 защитил в Германии докторскую диссертацию «Об индивидуальной причинности». Гессен был одним из инициаторов издания и активным участником международного журнала «Логос» (1910-1914), посвященного проблемам философии культуры. В 1913-1917 Гессен - приват-доцент Петербургского университета, в 1917-1920 - профессор Томского университета. В 1920 он покинул Россию. Преподавал в Русском научном институте в Берлине. С 1924 - профессор Русского педагогического института в Праге. В 1934 переехал в Польшу, где преподавал в университетах Варшавы и Лодзи.
В своей философской антропологии (см. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ) и педагогической концепции (педагогика - «прикладная философия») Гессен стремился связать принципы кантианства, «критической» гносеологии (см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ) с определенной онтологической системой. Согласно ему, «мир не исчерпывается физической и психической действительностью; кроме физического и психического, есть еще третье царство - царство ценностей и смысла». Приобщаясь к этим высшим ценностям, эмпирический субъект «созидает» себя как личность. В ряде своих работ Гессен рассматривал проблемы нравственной философии (в частности, в статьях о Ф. М. Достоевском (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) и Вл. С. Соловьеве (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич)), теории права, закономерности общественного развития. Он отстаивал реальность и возможность «правового социализма», воспринимающего и развивающего либеральные и демократические ценности.
Энциклопедия Кольера
ГЕССЕН Сергей Иосифович (1887-1950), русский философ. Родился в Усть-Сысольске 16 августа 1887. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Философское образование получил в Германии, в университетах Гейдельберга и Фрейбурга, где занимался под руководством Г.Риккерта, В.Виндельбанда, Б.Ласка. В 1910 защитил в Германии докторскую диссертацию Об индивидуальной причинности. Гессен поддерживал отношения с молодыми русскими и немецкими философами: Ф.Степуном, Б.Яковенко, Р.Кронером, Г.Мелисом и др. В этом кругу возникает идея создания международного журнала, посвященного проблемам философии культуры. Таким журналом стал "Логос" (1910-1914), в издании которого активное участие принимал Гессен. В 1913-1917 Гессен - приват-доцент Петербургского университета. В 1917-1920 - профессор Томского университета. В 1922 Гессен покидает Россию. С 1924 - профессор Русского педагогического института в Праге. В 1934 переезжает в Польшу, где преподавал в университетах Варшавы и Лодзи. Умер Гессен в Лодзи 2 июля 1950. Глубоко усвоив принципы кантианского трансцендентализма, Гессен в своей философской антропологии и педагогической концепции (педагогика - "прикладная философия") стремился связать принципы "критической" гносеологии с определенной онтологической системой. "Личность обретается только через работу над сверхличными задачами...", утверждал Гессен в Основах педагогики. "Могущество индивидуальности коренится не в ней самой, не в природной мощи ее психофизического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникаются тело и душа и которые просвечивают в них как задания ее творческих устремлений". В.В.Зеньковский отмечал близость позиции Гессена в данном вопросе принципам метафизики всеединства Вл.С.Соловьева. Однако и на онтологическом уровне свои права в системе Гессена сохраняет трансцендентализм. Об этом совершенно определенно свидетельствует его утверждение, что "мир не исчерпывается физической и психической действительностью; кроме физического и психического, есть еще третье царство - царство ценностей и смысла". "Царство ценностей и смысла" безусловно имеет трансцендентальный статус, вполне вписывается в контекст кантианского "критицизма" и принципиально отличается от основополагающих принципов онтологии всеединства. У Гессена изначально эмпирический субъект, приобщаясь к этим высшим ценностям, "созидает" себя как личность. В ряде работ Гессена рассматривались проблемы нравственной философии (в частности, его статьи о Ф.М.Достоевском и Вл.С.Соловьеве), теории права, закономерности общественного развития. Он отстаивал реальность и возможность "правового социализма", воспринимающего и развивающего либеральные и демократические ценности.
ЛИТЕРАТУРА
Гессен С.И. Философия наказания. М., 1913 Зеньковский В.В. История русской философии. Париж, 1950