ГЛУБИННЫЙ СМЫСЛ ТЕКСТА - некоего завершенного связного целого - это обобщенное содержание, не привязанное к отдельным речевым составляющим, но являющееся произведением многочисленных поверхностных смыслов, преломленных в речевой ткани целого текста.
О глубинных, как и о поверхностных, явлениях можно говорить только образно, метафорически (В.И. Солнцев). Существует несколько подходов, связанных с интерпретацией Г. с. Для стилистики важно, что специфика Г. с. текста зависит от комбинации смысловых уровней, синтезированных в конкретном тексте: предметный смысл соответствует ситуации (фрагменту действительности), которая отражена в тексте; образный смысл - результат объективации ассоциативного мышления автора - проявляется в наличии содержательной двуплановости, картинности, оценочности; идейный смысл является отражением замысла, концепции автора. Г. с. выступает как результат соотношения наличествующих в тексте смысловых пластов (уровней). Так, в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Утес" (Ночевала тучка золотая) предметно-ситуативный смысл можно охарактеризовать как пейзажный: описание скалы на фоне неба; образный смысл, ассоциативно связанный с предметным, воспроизводит любовь немолодого человека к юной ветренице; смысл идейный, надстраиваясь над предметным и образным и частично сливаясь с последним, отражает психологический и философский взгляд автора на диалектику категорий любви и красоты, любви и верности, любви и одиночества, человека и природы. Соотношение смысловых уровней в каждом конкретном случае определяется объективными и субъективными факторами текстообразования.
Специфика текста определяется типом целостности (тематическая, модальная). Целостность как содержательная по своей природе категория (Г.В. Степанов) обеспечивается тематическим и/или модальным единством текста. Тема текста имеет компонентный состав. Компоненты темы - микротемы. Г. с. текста можно описать как систему особым образом организованных микротем. В том случае, если текст строится как модально-аксиологическая целостность, Г. с. можно описать как систему смысловых предикатов, относящихся к смысловому субъекту (смысловым субъектам). Г. с. текста динамичен. Динамика Г. с. задана инкорпорирующим принципом его организации. Способы структурной организации Г. с.: включение, смысловая оппозиция, наложение, перекрещивание, отношения причины, следствия. Динамический характер Г. с. текста обусловливается и поддерживается развитием оппозиций, параллельным развитием микротем (блоков микротем), смысловых предикатов (блоков предикатов), процессами трансформации, нейтрализации, усиления, ослабления, уничтожения и др.
Лит.: Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963; Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. - Л., 1973; Купина Н.А. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа. - Красноярск, 1983; Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. - М., 1983; Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. - Свердловск, 1991; Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. - Томск, 1992; Кожина М.Н. Понятия "текст" и "целый текст" (в аспекте стилистики текста) // Стилистика научного текста (общие параметры). - Пермь, 1996.
Н.А. Купина