Государственная, ой, ж., в знач. сущ.
Ассигнация достоинством в одну тысячу рублей
► ... А в мошне, чай, притаскивал всякий раз целковиков по сту, а может, и государственную зашивал в холщовые штаны. // Гоголь. Мертвые души //
Государственная, ой, ж., в знач. сущ.
Ассигнация достоинством в одну тысячу рублей
► ... А в мошне, чай, притаскивал всякий раз целковиков по сту, а может, и государственную зашивал в холщовые штаны. // Гоголь. Мертвые души //
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МВД (ГАИ) - ГОСУДА́РСТВЕННАЯ АВТОМОБИ́ЛЬНАЯ ИНСПЕ́КЦИЯ (ГАИ), подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации, орган, осуществлявший контроль и надзор за соблюдением безопасности дорожного движения, регулирование движения; основана в 1936 году; в 1998-2002 годах называлась Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД).
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАУК - ГОСУДА́РСТВЕННАЯ АКАДЕ́МИЯ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫХ НАУ́К (ГАХН), учреждение, организованное в 1921 в Москве как «центр научно-художественной мысли страны». Сотрудники академии стремились систематизировать исследования в области истории и теории всех видов искусства, тем самым внося вклад и в реальную художественную практику. В работе ГАХН принимали участие В. В. Кандинский, А. Ф. Лосев, К. С. Малевич, Г. Г. Шпет, А. М. Эфрос и др. Была закрыта в 1929.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАУК (ГАХН) - учреждение, организованное в 1921 в Москве как "центр научно-художественной мысли страны". Сотрудники академии стремились систематизировать исследования в области истории и теории всех видов искусства, тем самым внося вклад и в реальную художественную практику. В работе ГАХН принимали участие В. В. Кандинский, А. Ф. Лосев, К. С. Малевич, Г. Г. Шпет, А. М. Эфрос и др. Была закрыта в 1929.
▲ власть (в обществе)
↑ (быть) в, государство
государство - властная структура для упорядочения общественных отношений;
политическое устройство, обладающее властью по управлению обществом;
орган для управления общественными делами;
специальный аппарат, который управляет социальными процессами на определенной
территории; специальный аппарат регулирования интересов всего общества;
центральный институт власти, имеющий аппарат подавления и управления, веления которого имеют обязательную силу для населения всей страны;
основной институт политической системы общества.
столица - административный центр государства. столичный.
первопрестольный (устар).
правящий (# класс).
квиринал.
правитель.
казенный.
повинность (воинская #).
власть имущие. власть предержащая - высшая власть.
власти. власти предержащие - лица, облеченные властью.
союзно - республиканский.
см. орган, управление, этнос
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕРОЛЬДИЯ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕРОЛЬДИЯ, специальный орган при президенте Российской Федерации, в задачи которого входит обеспечение работ по созданию и использованию официальных символов Российской Федерации и ее субъектов, создания знамен и флагов, государственных и ведомственных наград, формы военнослужащих и государственных служащих.
Государственная гражданская служба
(civil service), вид деят-ти служащих, нанимаемых государством для исполнения гос. дел. Будучи по конституции подчинена пр-ву, Г.г.с. обычно организуется по принципу департаментов (мин-в) с присущими им особыми функциями, как-то: финансы, здравоохранение, с.х., торговля или пром-ть. При парламентском правлении главой каждого департамента становится утверждаемый в ходе голосования мин., отчитывающийся за деят-ть своего ведомства перед законодат. органом законодательная власть). При президентском правлении гл. администратором является президент, назначающий подчиненных и подотчетных ему должностных лиц. Гос. служащие выполняют свои функции в рамках иерархически организованной бюрократии - от мелких чиновников до адм. элиты, консультирующей мин. В странах, принявших вестминстерскую систему, Г.г.с. традиционно внепартийна и предпочитает конфиденциальность. В противоположность этому во Франции и Германии принадлежность к Г.г.с. порождает ярко выраженный дух кастовости, базирующийся на отождествлении этой службы с госвом, а значит, стоящей скорее над политикой. В США высшие чины Г.г.с. часто являются полит, фигурами. Как и всякая бюрократия, Г.г.с. нередко навлекает на себя обвинения в неповоротливости и злоупотреблении властью.
Госуда́рственная грани́ца - см. Границы государственные.
* * *
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА - ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ГРАНИ́ЦА, линия, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства), предел действия суверенитета отдельного государства (см. ГОСУДАРСТВО). Государственные границы подразделяются на сухопутные, речные, озерные, морские; устанавливаются по соглашению между соседними государствами путем делимитации (см. ДЕЛИМИТАЦИЯ ГРАНИЦ) и демаркации (см. ДЕМАРКАЦИЯ ГРАНИЦ). Протяженность государственной границы Российской Федерации составляет 61089,56 км.
Ректификацией границы называют незначительные изменения или уточнения на местности линии государственной границы, ранее установленной международным договором. Ректификация применяется при строительстве тоннелей, гидростанций, аэродромов, мостов и других сооружений в районе границы, а также с целью удовлетворения хозяйственных интересов государств на линии границы или вблизи от нее. Ректификация осуществляется на основе международных договоров между заинтересованными сторонами.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА - см. Границы государственные.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ - ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ДО́ЛЖНОСТЬ, должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации (см. РОССИЯ (государство)) с установленными кругом обязанностей, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Госуда́рственная Ду́ма - 1) законосовещательное, представительное учреждение в России (1906-17). Учреждена Манифестом 17 октября 1905. Рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались в Государственном совете и утверждались царём. Выборы многоступенчатые по 4 неравноправным куриям (землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая). Женщины, студенты, военнослужащие не имели избирательных прав. Имела 4 созыва: 1-й (27 апреля - 8 июля 1906; председатель С. А. Муромцев); 2-й (20 февраля - 2 июня 1907; председатель Ф. А. Головин); 3-й (1 ноября 1907 - 9 июня 1912; председатель Н. А. Хомяков, с 1910 - А. И. Гучков, с 1911 - М. В. Родзянко); 4-й (с 15 ноября 1912; председатель Родзянко). 27 февраля (12 марта) 1917 сформировала Временный комитет Государственной думы. Формально продолжала существовать до 6(19) октября 1917, когда была распущена Временным правительством. 2) Согласно Конституции Российской Федерации 1993, одна из двух палат Федерального собрания, играет основную роль в принятии федеральных законов РФ. Половина депутатов избирается по спискам политических партий и общественных движений, другая половина - по одномандатным округам по мажоритарной системе. Депутаты избираются сроком на 4 года, работают на профессиональной постоянной основе.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА - 1) законосовещательное, представительское учреждение России (1906-1917). Учреждена Манифестом 17 октября 1905. Рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались в Государственном совете и утверждались царем. Выборы многоступенчатые по 4 неравноправным куриям (землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) не имела избирательных прав. 4 созыва: - 1-й (27.4-8.7.1906; председатель С. А. Муромцев); 2-й (20.2-2.6.1907; председатель Ф. А. Головин); 3-й (1.11.1907-9.6.1912; председатель Н. А. Хомяков, с 1910 - А. И. Гучков, с 1911 - М. В. Родзянко); 4-й (с 15.11.1912; председатель Родзянко). 27.2(12.3).1917 сформировала Временный комитет Государственной думы. Формально продолжала существовать до 6(19) октября 1917, когда была распущена Временным правительством.
2) Согласно Конституции Российской Федерации 1993, одна из двух палат Федерального Собрания. Половина депутатов избирается по спискам политических партий и общественных движений, другая половина - по одномандатным округам по мажоритарной системе. Депутаты избираются сроком на 4 года, работают на профессиональной постоянной основе.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА второго созыва - ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ДУ́МА второго созыва - высший российский законодательный и представительный орган, палата Федерального собрания (см. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ в России) Российской Федерации в 1996-1999 годах. Государственная дума второго созыва была избрана 17 декабря 1995 года сроком на четыре года и заседала с 16 января 1996 по 24 декабря 1999 года. Ее председателем с 17 января 1996 года был Геннадий Селезнев.
В Государственную Думу второго созыва прошли следующие избирательные объединения: Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ, 22,3% голосов, 99 мандатов), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР, 11,18%, 50 мандатов), «Наш дом - Россия» (10,13%, 45 мандатов), «Яблоко» (6.89%, 31 мандат). По одномандатным округам КПРФ провела в Государственную Думу 58 депутатов, Аграрная партия - 20 депутатов, «Яблоко» - 14 депутатов, «Наш дом - Россия» - 10 депутатов, «Власть - народу!» - 9 депутатов, «Демократический выбор» - 9 депутатов, «Конгресс русских общин» -5 депутатов. Семнадцати избирательным объединениям удалось провести в Думу от 3 до 1 депутата. 77 депутатов в одномандатных округах выдвигались самостоятельно, не опираясь на поддержку какого-либо избирательного объединения.
В Государственной Думе второго созыва были сформированы четыре фракции: КПРФ (Г. Зюганов, 139 депутатов), «Наш дом - Россия» (А. Шохин, 65 депутатов), ЛДПР (В. Жириновский, 49 депутатов), «Яблоко» (Г. Явлинский, 45 депутатов) и зарегистрированы три депутатские группы: «Российские регионы» (О. Морозов, 44 депутата), «Народовластие» (Н. Рыжков, 41 депутат), Аграрная группа (Н. Харитонов, 35 депутатов). Среди депутатов были Ж.И. Алферов, В.А. Рыжков, Н.И. Рыжков, В.И. Севастьянов, И.М. Хакамада, Н.М. Харитонов, С.М. Шахрай.
Левые силы (КПРФ, «Народовластие», аграрники) располагали в Государственной думе второго созыва голосами половины депутатов и при желании могли бы добиться вотума недоверия правительству, чего упорно добивались в Государственной думе первого созыва. Однако после избрания Ельцина на второй президентский срок руководители левых сил отказались от тактики тотальной конфронтации - президент Российской Федерации в случае вынесения вотума недоверия правительству имел право распустить Государственную думу, назначив новые парламентские выборы, итоги которых могли сложиться для левых уже не столь благоприятно.
Поддержку левого большинства депутатов Государственной думы второго созыва получали законы, связанные с увеличением размеров пенсий, пособий, расширением категорий населения, получающих те или иные льготы. Легко принимались законы, вводящие новые положения в уголовный, уголовно-процессуальный кодексы, кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие нормы ответственности и расширяющие круг наказуемых деяний.
При этом тяжело проходило утверждение экономических законов; те из них, которые принимались, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику (законы о хлебной индустрии, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности) или же принимались в результате давления со стороны правительства. Государственная дума второго созыва принимала законы, увеличивающие государственные расходы, блокируя принятие законов, способствующих росту доходов.
Множество решений Государственной думы не имели практических последствий, заведомо носили политический характер, были рассчитаны на общественный резонанс (о государственной символике, о реорганизации правительства, об объявлении 4 марта днем памяти защитников конституции, о перезахоронении тела В.И. Ленина). В то же время были приняты Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Бюджетный кодекс, первая часть Налогового кодекса, вторая часть Гражданского кодекса, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания.
Значительное внимание Государственная дума уделяла политической жизни России. В связи с чередой правительственных кризисов депутатам пришлось девять раз голосовать по кандидатуре главы правительства (летом 1996 - по кандидатуре В. Черномырдина после президентских выборов, трижды в апреле 1998 - по утверждению С. Кириенко, трижды в сентябре-августе 1998 - сначала по утверждению В. Черномырдина, а затем Е. Примакова, в мае 1999 по утверждению С. Степашина и в августе 1999 по утверждению В. Путина). Особенно острой была ситуация весной и осенью 1998 года, когда реальной была перспектива роспуска Государственной думы и назначения досрочных выборов. После дефолта 1998 года левое большинство парламента заставило президента Б.Н. Ельцина пойти на компромисс и внести на утверждение Государственной думы кандидатуру на пост премьер-министра - Е. Примакова.
Думское большинство поддерживало правительство Примакова, на работу в правительство пригласили ряд депутатов Государственной думы - первым вице-премьером стал Ю. Маслюков из фракции КПРФ. Лидеры всех думских фракций и Е. Примаков согласились с необходимостью формирования правительства на основе думского большинства и внесения соответствующих изменений в законодательство о выборах. Рост политического рейтинга Примакова, как потенциального кандидата в президенты Российской Федерации совпал с активизацией подготовки процесса импичмента против Б.Н. Ельцина, что вызвало у последнего большую обеспокоенность. В мае 1999 года правительство Примакова было отправлено в отставку. К тому времени приближались выборы в Государственную думу третьего созыва и утверждение премьер-министром С. Степашина, а затем и В. Путина прошло относительно легко.
В преддверии выборов Государственной думы 1999 года избирательное законодательство было изменено в сторону сужения числа избирательных объединений, имеющих право участвовать в выборах (таковые должны были не менее чем за год до выборов перерегистрироваться в «общественные политические организации») и усложнения процедуры выдвижения и регистрации кандидатов (введение требования о предоставлении кандидатом сведений об имуществе и доходах за год, предшествующий году назначения выборов, причем представление неверных данных вело к отказу в регистрации; снятие с выборов партийного списка, если в него не включен кто-либо из трех лидеров политической организации). В то же время появилась возможность регистрироваться через внесение избирательного залога. В отличие от выборов 1995 года на выборах 1999 года общефедеральная часть партийного избирательного списка не могла содержать более 18 кандидатов, другие кандидаты списка разбивались на региональные группы.
За четыре года работы депутаты рассмотрели 1730 законопроектов, приняли 1036 федеральных законов, ратифицировали 212 международных договоров, соглашений, конвенций. Государственная дума второго созыва приняла пять федеральных конституционных законов: «О судебной системе Российской Федерации», «О правительстве Российской Федерации», «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации».
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА первого созыва - ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ДУ́МА первого созыва - высший российский законодательные и представительный орган, палата Федерального собрания (см. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ в России) Российской Федерации в 1993-1995 годах. Государственная Дума первого созыва была избрана 12 декабря 1993 года (в порядке исключения, сроком на два года) и заседала с 11 января 1994 до 22 декабря 1995 года. Председателем Государственной думы с 14 января 1994 по 17 января 1996 года был Иван Рыбкин.
В Государственную Думу первого созыва прошли следующие избирательные объединения: ЛДПР (22,92% голосов, 59 мандатов), «Выбор России» (15.51%, 40 мандатов), КПРФ (12,4%, 32 мандата), «Женщины России» (8,13%, 21 мандат), Аграрная партия (7,99%, 21 мандат), «Яблоко» (7,86%, 20 мандатов), Партия Российского единства и согласия (ПРЕС; 6,73%, 18 мандатов), Демократическая партия России (5,52%, 14 мандатов). В одномандатных округах было избрано 219 депутатов. Из них 130 выдвигались самостоятельно, не опираясь на поддержку какого-либо избирательного объединения. «Выбор России» провел в Государственную Думу 24 депутата-одномандатника, Аграрная партия - 16, КПРФ - 10, «Яблоко» - 7, ЛДПР - 5, ПРЕС - 4, «Женщины России» - 2.
В Государственной думе первого созыва сформировались фракции на основе восьми избирательных объединений, прошедших пятипроцентный барьер: ЛДПР (руководитель В. Жириновский) - 53-64 депутата, Аграрная партия (М. Лапшин) - 50-55 депутатов, «Выбор России» (Е. Гайдар) - 47-78 депутатов, КПРФ (Г. Зюганов) - 45-47 депутатов, «Яблоко» (Г. Явлинский) - 27-28 депутатов, «Женщины России» (Е. Лахова) - 20-24 депутата, ПРЕС (С. Шахрай) - 12-34 депутата, Демократическая партия России (Н. Травкин, С. Глазьев, С. Говорухин) - 8-15 депутатов. Кроме того, были зарегистрированы четыре депутатские группы: «Либерально-демократический союз 12 декабря» (И. Хакамада, Б. Федоров) - 11-38 депутатов, «Новая региональная политика» (В. Медведев) - 30-67 депутатов, «Россия» (И. Шичанин) - 34-38 депутатов, «Стабильность» (А. Леушкин) - 34-40 депутатов. Состав фракций отличался неустойчивостью и постоянно менялся. Среди депутатов Государственной Думы первого созыва были М.М. Задорнов, В.А.Рыжков, Г.Н. Селезнев, И.М. Хакамада, А.Б. Чубайс.
Большое количество примерно равных по силе депутатских объединений определили характер деятельности Государственной Думы первого созыва. Принятие решения требовало согласования многочисленных интересов, блокировка фракций по различным вопросам происходила в совершенно разных сочетаниях. В целом левые фракции использовали думскую трибуну для борьбы с правительственным курсом на становление рыночной экономики в стране и лично президентом Б.Н. Ельциным, как символом идущих в России перемен. Они пытались инициировать импичмент президента, но не имели успеха. Сторонниками рыночных реформ были депутаты правых фракций.
Экономическая политика правительства Виктора Черномырдина вызывала критику депутатов различных фракций. Начавшаяся Чеченская война спровоцировала кризис доверия думцев к правительству и президенту. В начале 1995 года правительство в Государственной Думе поддерживала только фракция ПРЕС. В дальнейшем, правительство смогло сформировать неформальный проправительственный блок (ПРЕС, НРП, «Россия», «Стабильность») и контролировать голоса около 100 депутатов. Оказывала поддержку президенту и правительству и фракция ЛДПР. Острый правительственно-парламенский кризис разразился 21 июня 1995 года, когда депутаты сначала выразили недоверие правительству 234 голосами, а затем 306-321 голосами приняли три поправки к Конституции, наделявшие Государственную думу контрольными функциями, правом утверждения силовых министров и правом выносить квалифицированным большинством решения о недоверии отдельным министрам, влекущие их отставку. Но ни одно из принятых в этот день решений не привело к реальным результатам. Государственная дума не подтвердила 1 июля свое решение о недоверии правительству, а поправки к Конституции были отклонены Советом Федерации.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА пятого созыва - ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ДУ́МА пятого созыва - российский высший законодательный и представительный орган, палата Федерального собрания (см. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ в России) Российской Федерации с 2007 года. Выборы в Государственную думу пятого созыва состоялись 2 декабря 2007 года. Абсолютное большинство голосов избирателей получила партия «Единая Россия». На первом заседании думы нового созыва ее председателем был избран Б.В. Грызлов.
Выборы (см. ВЫБОРЫ) в Государственную думу пятого созыва проходили в соответствии с законом, принятом депутатами предыдущего созыва. Положения избирательного закона устраняли нижний порог явки избирателей и возможность голосовать против всех, была отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным округам, членам одной партии запрещено проходить по избирательным спискам другой, партиям запрещено объединяться в выборные блоки. Для получения депутатских мандатов партиям нужно было набрать не менее семи процентов голосов.
Центральная избирательная комиссия (см. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ) Российской Федерации зарегистрировали для участия в выборах одиннадцать политических партий. Согласно итогам выборов, в Государственную думу пятого созыва прошло четыре партии - «Единая Россия» (44,7 млн. голосов; 64 %), Коммунистическая партия Российской Федерации (8 млн.; 11,6 %), ЛДПР (5,7 млн.; 8,1 %), «Справедливая Россия» (5,4 млн.; 7,7 %). Во фракцию «Единая Россия» вошло 315 депутатов (70%, голосов), КПРФ - 57 (12,7%), ЛДПР - 40 (8.9%), «Справедливая Россия» - 38 (8.4%). В отличие от Государственной думы четвертого созыва, фракция «Единая Россия» в новом созыве получила квалифицированное большинство голосов в две трети депутатских мандатов. Руководителем фракции «Единая Россия» стал Б.В. Грызлов, фракции КПРФ - Г.А. Зюганов, ЛДПР - И.В. Лебедев, «Справедливая Россия» - Н.В. Левичев.
В состав Совета Государственной думы пятого совета вошли: председатель думы Б.В. Грызлов (см. ГРЫЗЛОВ Борис Вячеславович), его первый заместитель О.В. Морозов и заместители председателя А.М. Бабаков (от «Справедливой России»), Ю.Н. Волков (от «Единой России»), В.В. Володин (от «Единой России»), Н.В. Герасимова (от «Единой России»), В.В. Жириновский (от ЛДПР), С.С. Журова (от «Единой России»), И.И. Мельников (от КПРФ), Л.К. Слиска (от «Единой России»), В.А. Язев (от «Единой России»). Для предварительной работы над законопроектами и организационной работы в составе думы было образовано 33 комитета и две комиссии.
Среди депутатов (см. ДЕПУТАТ) Государственной Думы пятого созыва были С.П. Горячева, Г.Г. Гудков, Е.Г. Драпеко, Е.Б. Мизулина, Г.П. Хованская (все от «Справедливой России»), А.К. Луговой (от ЛДПР), Ж.И. Алферов, В.И. Илюхин, Ю.А. Квицинский, В.А. Купцов, Ю.Д. Маслюков, С.Е. Савицкая, В.А. Стародубцев (от КПРФ), В.А. Васильев, С.С. Говорухин, Н.Н. Гончар, А.И. Гуров, В.Г. Драганов, В.М. Заварзин, А.Г. Завгаев, М.Ч. Залиханов, К.Ф. Затулин, С.Ю. Захарова, А.К. Исаев, С.И. Ишмуратова, А.М. Кабаева, А.А. Карелин, И.Д. Кобзон, А.А. Кокошин, В.Я. Комиссаров, Е.В. Кондакова, К.И. Косачев, П.В. Крашенинников, Г.В. Кулик, Е.Ф. Лахова, М.Х. Манаров, И.К. Роднина, А.Т. Сихарулидзе, В.А. Третьяк, А.Е. Хинштейн, С.В. Хоркина, А.Н. Чилингаров, Л.К. Шойгу (от «Единой России»).
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Российской империи - ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ДУ́МА Российской империи (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ), высший законодательный представительный орган России (1906-1917). Практические шаги по созданию в России высшего представительного органа по типу выборного парламента были предприняты в условиях начавшейся Первой русской революции (1905-1907). Первоначально предполагалось создать представительский орган с чисто законосовещательными функциями (Булыгинская дума). Однако в условиях кризиса государственной власти осенью 1905 года царь Николай II Александрович был вынужден издать Манифест 17 октября 1905 года (см. МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 года), в котором декларировал создание Государственной думы, как нижней палаты парламента с ограниченными законодательными правами. Дума рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались в Государственном совете и утверждались царем. Государственная дума Российской империи избиралась по куриальной системе, по четырем неравноправным куриям (землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая), выборы были неравными, непрямыми, многоступенчатыми. Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) не имела избирательных прав. Государственная дума не имела права изменять Основные законы Российской империи, ее решения могли быть отменены Государственным советом (верхней палатой). Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство.
Всего состоялись выборы четырех созывав Государственной думы: Первой (см. ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА) (27 апреля - 8 июля 1906; председатель С.А. Муромцев (см. МУРОМЦЕВ Сергей Андреевич)); Второй (см. ВТОРАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА) (20 февраля - 2 июня 1907; председатель Ф.А. Головин (см. ГОЛОВИН Федор Александрович)); Третьей (см. ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА) (1 ноября 1907 - 9 июня 1912; председатель Н.А. Хомяков (см. ХОМЯКОВ Николай Алексеевич), с 1910 - А.И. Гучков (см. ГУЧКОВ Александр Иванович), с 1911 - М.В. Родзянко (см. РОДЗЯНКО Михаил Владимирович)); Четвертой (см. ЧЕТВЕРТАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА) (с 15 ноября 1912; председатель Родзянко). Государственная дума Российской империи была ликвидирована в результате Февральской революции 1917 года. 27 февраля (12 марта) 1917 года был сформирован Временный комитет Государственной думы, сыгравший важную роль в свержении самодержавии. Формально Дума продолжала существовать до 6 (19) октября 1917 года, когда была распущена Временным правительством. (см. ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Российской Федерации - ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ДУ́МА Российской Федерации (полн. Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации), законодательный орган, нижняя палата Федерального собрания (см. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ в России) Российской Федерации, формируется согласно Конституции Российской Федерации (1993). Государственная дума состоит из 450 депутатов, работающих на постоянной основе. Порядок выборов устанавливается федеральным законом. Главными полномочиями Государственной думы являются принятие федеральных законов, а также участие в формировании и контроль за деятельностью правительства Российской Федерации. Президент Российской Федерации имеет право распустить Думу досрочно в случаях, предусмотренных российским законодательством. Впервые Государственная дума Российской Федерации была избрана 12 декабря 1993 года. Государственная дума первого созыва действовала в 1993-1995 годах, Государственная дума второго созыва - в 1995-1999, Государственная дума третьего созыва - в 1999-2003, Государственная дума четвертого созыва - в 2003-2007. В декабре 2007 года в Российской Федерации прошли выборы в Государственную думу пятого созыва.
Идея создания в России полноценного профессионального законодательного собрания появилась в конце 1980-х годов. В ряде проектов предполагалось назвать новый российский парламент Государственной думой по аналогии с представительским органом 1906-1917 годов. Однако против таких проектов решительно выступали Съезд народных депутатов и Верховный совет РФ. Лишь осенью 1993 года президент России, силовым путем прекратив деятельность Верховного совета и Съезда народных депутатов, вынес на референдум проект новой конституции. Согласно проекту парламентом России становилось Федеральное собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы. Одновременно были назначены выборы Совета Федерации и Государственной думы первого созыва. Таким образом, 12 декабря 1993 года стал днем избрания Государственной думы и днем ее институционализации как высшего законодательного органа страны. Обе палаты Федерального собрания - Государственная дума и Совет Федерации - заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий президента Конституционного суда (см. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД), выступлений руководителей иностранных государств.
Государственная дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции, которые вступают в силу после одобрения Советом федерации, подписания президентом и опубликования. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов. Двумя третями (300 голосов) Дума преодолевает вето Совета Федерации или президента; одобряет федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции. К компетенции думы относится: выдвижение обвинения против президента для отрешения его от должности (двумя третями голосов), согласование кандидатуры председателя правительства, решение вопроса о доверии правительству; назначение председателя Центрального банка; назначение членов совета директоров Центрального банка (12 человек); назначение председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение уполномоченного по правам человека; назначение 5 из 15 членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; объявление амнистии; определение аудиторской фирмы для проведения ежегодной проверки Центрального банка.
Конституция установила численность Государственной думы (450 депутатов), но не оговорила механизм ее избрания. Выборы в думу первых созывов проводились по смешанной схеме - половина депутатов избирались по одномандатным территориальным округам, другая половина - по спискам избирательных объединений (партий, движений, блоков). При этом для получения думских мандатов избирательные объединения должны были получить не менее пяти процентов голосов избирателей. В 2005 году было принято решение проводить выборы в Государственную думу только по спискам политических партий, при этом барьер для получения депутатских мандатов был увеличен до семи процентов. Думу первого созыва называли также Пятой Государственной думой (учитывая первые четыре, существовавшие в 1906-1917). Это название даже использовалось в официальных думских изданиях. Соответственно, Думу второго созыва называли Шестой Государственной думой, думу третьего созыва - Седьмой Государственной думой, но уже строго неофициально, а затем такая нумерация вышла из употребления.
Государственная дума может выразить недоверие правительству большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы. После выражения недоверия правительству президент вправе объявить об отставке правительства либо не согласиться с решением Государственной думы. Если в течение трех месяцев Государственная дума повторно выразит недоверие правительству, президент либо объявляет об отставке правительства, либо распускает Государственную думу. Заседания Государственной думы являются открытыми, однако по решению Государственной думы в случае необходимости могут проводиться закрытые заседания. Государственная дума собирается на сессии, как правило, весеннюю (с 12 января по 20 июня) и осеннюю (с 1 сентября по 25 декабря). Решением палаты продолжительность сессий может продлеваться.
Конституция запрещает депутатам Государственной думы находиться на государственной службе или заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (исключение было сделано только для депутатов думы первого созыва). Депутаты Государственной думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается Государственной думой по представлению генерального прокурора РФ.
Структура Государственной думы
Структура Государственной думы включает руководство (председатель Государственной думы и его заместители), депутатские объединения (фракции и депутатские группы), также комитеты и комиссии. Председатель Государственной думы избирается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы при тайном голосовании на весь срок полномочий данного созыва. Председатель Государственной думы ведет заседания палаты, ведает вопросами внутреннего распорядка, организует работу Совета Государственной думы, осуществляет общее руководство деятельностью аппарата думы, назначает и увольняет руководителей аппарата, представляет думу во взаимоотношениях с президентом, правительством, Советом федерации, подписывает постановления Государственной думы. Число заместителей председателя определяется решением Государственной думы. Заместители председателя думы избираются большинством голосов от общего числа депутатов. Они замещают председателя во время его отсутствия, по поручению председателя ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной думы.
Из числа депутатов формируются комитеты и комиссии Государственной думы. Думские комитеты готовят законопроекты к рассмотрению Государственной думой; заключения по законопроектам, поступившим на рассмотрение Государственной думы; запросы в Конституционный суд; организуют проводимые Государственной думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета. В комитетах обязаны состоять все депутаты, кроме председателя Думы, его заместителей, руководителей депутатских фракций и групп. Государственная дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов. Традиционно наиболее многочисленным является комитет по бюджету, наименьшая численность депутатов отмечена в комитетах, созданных по требованиям конкретных фракций и групп (комитет по геополитике в Государственной думе первого и второго созывов, созданный по инициативе ЛДПР, комитет по делам ветеранов, созданный по инициативе КПРФ).
Для предварительного рассмотрения организационных вопросов деятельности думы создан Совет Государственной думы. В состав Совета Государственной думы с правом решающего голоса входят председатель думы и руководители депутатских объединений. Совет Государственной думы формирует программу законопроектной работы на текущую сессию; готовит проект порядка работы Государственной думы на очередное заседание; созывает в соответствии с законом внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения; назначает соответствующий комитет Государственной думы ответственным за подготовку законопроекта, определяет срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту; принимает решение о проведении парламентских слушаний. Государственная дума вправе отменить решение Совета Государственной думы.
Депутаты, прошедшие в Государственную думу по списку одной политической партии, составляют одну фракцию. Фракция избирает из своего состава руководителя фракции и его заместителей. В составе фракции численностью более ста депутатов Государственной думы могут создаваться внутрифракционные группы. Численность внутрифракционной группы не может составлять менее 50 депутатов. Руководителем внутрифракционной группы является заместитель руководителя фракции. Депутат Государственной думы вправе состоять только в одной фракции. В случае выхода депутата из состава фракции его полномочия прекращаются.
По предложению фракций избираются председатели и заместители председателей комитетов Государственной думы. Руководители фракций имеют преимущественное право на получении слова для выступлений, а также право на собственный, оплачиваемый из государственного бюджета, аппарат, численность работников которого связана с численностью депутатов во фракции.
Порядок принятия законов
В Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, правительству, законодательным (представительным) органам субъектов федерации, а также Конституционному суду, Верховному суду, Высшему арбитражному суду в рамках их компетенции. Рассмотрение законопроектов думой осуществляется в трех чтениях. Председатель думы направляет поступивший законопроект и материалы к нему в депутатские объединения и в профильный комитет Государственной думы, который и представляет законопроект в течение 14 дней на рассмотрение Совета Государственной думы. Если внесенный в Государственную думу законопроект не соответствует требованиям Конституции и регламента думы, Совет Государственной думы может принять решение о возвращении законопроекта инициатору. Совет Государственной думы назначает ответственный комитет по законопроекту, принимает решение о включении законопроекта в программу работы Государственной думы на очередную сессию или в календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.
При рассмотрении Государственной думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия конституции, его актуальности и практической значимости. Если законопроект предусматривает расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, в обязательном порядке заслушивается заключение правительства. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок, или отклонить законопроект. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается инициатору. При внесении альтернативных законопроектов Государственная дума рассматривает их одновременно и выносит решение рейтинговым голосованием. Если по итогам рейтингового голосования несколько законопроектов набрали достаточное для их принятия число голосов, то принятым в первом чтении считается законопроект, набравший наибольшее число голосов. Если по итогам рейтингового голосования ни один из законопроектов не набрал числа голосов достаточного для его принятия числа голосов, то на окончательное голосование ставится законопроект, получивший наибольшее число голосов. Законопроект считается принятым в первом чтении, если при окончательном голосовании за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная дума устанавливает срок представления поправок к законопроекту. Срок представления поправок, как правило, не может быть менее 15 дней, а в случае если затрагиваются права субъектов федерации менее 30 дней. Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении. В случае принятия законопроекта в первом чтении председатель может поставить на голосование предложение ответственного комитета о принятии закона, исключая процедуры второго и третьего чтений.
Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в ответственный комитет в виде изменения редакции статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта. Сгруппированные по статьям законопроекта поправки подлежат рассмотрению на заседании ответственного комитета. При рассмотрении законопроекта во втором чтении Государственная дума принимает решение по каждому блоку поправок. Если Государственная Дума не соглашается принять блок поправок целиком, на голосование ставят отдельно каждую из поправок. Также отдельно ставят на голосование поправки, по которым ответственным комитетом не было принято решений. По окончании голосования по поправкам ставится на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта снова ставится на голосование предложение о принятии законопроекта. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Решением Государственной думы законопроект может быть возвращен к процедуре первого чтения. Голосование по вопросу о принятии закона в целом в день принятия законопроекта во втором чтении может быть проведено по предложению депутатов Государственной думы.
Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления аппарата Государственной думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении. Совет Государственной думы назначает третье чтение законопроекта. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Если законопроект не принят Государственной думой в третьем чтении, он дальнейшему рассмотрению не подлежит. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.
Принятый Государственной думой закон направляется для дальнейшего рассмотрения в Совет Федерации и президенту. Особая система рассмотрения применяется при принятии государственного бюджета. В первом чтении закон о бюджете принимается за основу, во втором чтении принимаются основные характеристики бюджета, в третьем чтении распределяются ассигнования по статьям, в четвертом чтении бюджет принимается в целом.
Выборы Государственной думы
Согласно конституции депутатом Государственной думы может быть избран российский гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Основным документом регламентирующим порядок выборов депутатов является закон «О выборах депутатов Государственной думы». С 1993 Государственная дума избиралась по несвязанной смешанной мажоритарно-пропорциональной системе. 225 депутатов избирались по одномандатным мажоритарным округам в одном туре голосования относительным большинством голосов. Другие 225 депутатов - в общефедеральном округе по пропорциональной системе с 5% барьером. Несвязанной эта система называлась потому, что количество кандидатов выдвинутых той или иной партией в округах и одержавших победу, не сказывалось на числе мест, полученных данной партией по пропорциональной системе. По такой системе проходили выборы Государственной думы 1993, 1995, 1999, 2003 годов. В декабре 1997 президент Б. Н. Ельцин (см. ЕЛЬЦИН Борис Николаевич) предложил отменить выборы по пропорциональной системе и всех 450 депутатов Государственной думы избирать по мажоритарной системе в два тура. Главными сторонниками этого проекта были депутаты, представлявшие региональные политические элиты. Но большинство фракций и групп высказались против этого проекта и он не был принят. В 2004 году президент В. В. Путин (см. ПУТИН Владимир Владимирович) вновь предложил изменить закон о выборах депутатов Государственной думы - избирать депутатов только по пропорциональной системе, подняв барьер прохождения в думу до 7%. Это предложение, которое усиливало роль крупных политических партий, было принято Государственной думой и в 2007 году выборы прошли только про пропорциональной системе. Согласно российскому законодательству политические партии финансируются из государственного бюджета пропорционально голосам поданным за ту или иную партию на выборах в Государственную думу. В 2005 году это финансирование было увеличено в сто раз - с 5 копеек до 5 рублей за голос.
Выборы в Государственную думу по общефедеральному округу признавались состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% включенных в списки избирателей. С 2007 года это положение было отменено. В выборах могли принять участие списки избирательных объединений, представившие для регистрации 200 тысяч действительных подписей российских граждан РФ, либо внесшие по установленной законом процедуре избирательный залог (внесение избирательного залога впервые стало применяться на выборах 1999). С 1999 года каждый кандидат, баллотирующийся как по партийному списку, так и по избирательному округу, должен представлять данные о своем имуществе и доходах за год, предшествующий году назначения выборов. В случае предоставления неверных данных кандидату моогло быть отказано в регистрации. В выборах Дум первых созывов могли принимать участие любые объединения граждан, но после принятия законодательства о политических партиях избирательными объединениями признаются только политические партии. Федеральный список избирательного объединения состоит из центральной части, в которой может быть не более 18 человек, и региональных частей. В первую очередь, мандаты, полученные избирательным объединением, распределяются среди кандидатов, входящих в центральную часть ее избирательного списка и уже затем среди региональных групп в зависимости от числа голосов, полученных в регионах. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по общефедеральному округу, его мандат переходит к следующему кандидату по списку. Если выбывший депутат принадлежал к региональной группе, мандат передается следующему кандидату из той же группы. Если выбыл депутат общефедеральной части списка или же если региональный список исчерпан, мандат передается следующей по числу голосов региональной группе.
Выборы в одномандатных избирательных округах признавались состоявшимися при явке не менее чем 25% зарегистрированных избирателей. Избранным считался кандидат, получивший большее по отношению к остальным кандидатам число голосов при условии, что за него подано голосов больше, чем подано «против всех» кандидатов. Кандидат по округу мог выдвигаться избирательным объединением (блоком), группой избирателей, а также в процессе самовыдвижения. При этом любой кандидат мог указать в бюллетене свою партийную принадлежность. Для регистрации кандидат должен был представить число подписей не менее 1% от числа избирателей в округе, либо внести избирательный залог, а также представить данные об имуществе и доходах за предшествующий выборам год. Закон требует, чтобы избирательные округа были примерно равны по численности избирателей с допустимым отклонением от средней численности избирателей в округе 10% (в труднодоступной местности 15%), однако при этом действует положение, чтобы в каждом субъекте Федерации было не менее одного округа. Схема одномандатных избирательных округов утверждается федеральным законом, который должен быть обнародован не позднее, чем за 100 дней до дня голосования. На выборах 1999 года Государственная дума не смогла принять новую схему избирательных округов, поэтому выборы 1999 года прошли по схеме 1995 года.
В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного от одномандатного избирательного округа, Центральная избирательная комиссия назначала в этом округе дополнительные выборы, если до окончания срока полномочий Государственной думы оставалось менее года, дополнительные выборы в округе не проводились. На выборах Государственной думы не допускается регистрация одного и того же лица более чем в одном списке кандидатов, а также более чем по одному одномандатному избирательному округу. При этом одно и то же лицо может быть одновременно зарегистрировано кандидатом по общефедеральному избирательному округу и по одному из одномандатных избирательных округов, если кандидат и избирательный список были выдвинуты одним и тем же избирательным объединением.
Российское законодательство регламентирует порядок ведения предвыборной агитации, каждый кандидат (избирательное объединение) получают долю бесплатного эфирного времени и бесплатных площадей в печатных средствах массовой информации, учредителями которых являются государственные структуры. Дополнительное эфирное время и газетные площади предоставляются на платной основе. При этом избирательные фонды кандидатов согласно закону ограничены. Закон не разрешает использование для ведения избирательной компании кандидатов преимуществ его должностного положения.
Голосование на выборах депутатов Государственной думы проводится, как правило, в календарный выходной день с 8 до 20 часов по местному времени. В 2005 году был назначен единый день выборов федеральных и региональных органов власти - второе воскресенье марта (резервный день - второе воскресенье ноября). Избиратель, который не имеет возможности прибыть в день голосования на свой избирательный участок, вправе получить в территориальной (за 45-25 дней до дня голосования), либо участковой (за 24-1 день до дня голосования) избирательной комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании в другом избирательном округе. Досрочное голосование разрешено не ранее чем за 15 дней до дня голосования только в отдаленных и труднодоступных местностях. В исключительных случаях избиратель может проголосовать на дому, подав соответствующее заявление.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА третьего созыва - ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ДУ́МА третьего созыва - высший российский законодательный и представительный орган, палата Федерального собрания (см. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ в России) Российской Федерации в 1999-2003 годах. Государственная дума третьего созыва была избрана 19 декабря 1999 года. В выборах принял участие 61% избирателей. В Государственную думу третьего созыва прошли следующие избирательные объединения: КПРФ (24,29% голосов, 67 мандатов), «Единство» (23,32%, 64 мандатов), «Отечество - Вся Россия» (13,33%, 37 мандатов), Союз правых сил (8,52%, 24 мандата), Блок Жириновского (5,98%, 17 мандатов), «Яблоко» (5.98%, 16 мандатов).
В 225 одномандатных округах были избраны 216 депутатов (не проводились выборы в Чечне, в 8 округах избиратели проголосовали «против всех»). КПРФ провела в депутаты по округам 46 кандидатов, «Отечество - Вся Россия» (ОВР) - 29, «Единство» - 9, «Союз правых сил» (СПС) и «Яблоко» по 5. Не прошедший пятипроцентный барьер «Наш дом - Россия» провел 7 депутатов по одномандатным округам. Значительную часть депутатов-одномандатников составили независимые кандидаты и представители небольших избирательных объединений. В Государственной Думе третьего созыва были сформированы фракции: «Единство» (83 депутата), КПРФ (82 депутата), ОВР (52 депутата), СПС (32 депутата), «Яблоко» (17 депутатов), ЛДПР (12 депутатов) и зарегистрированы депутатские группы: «Народный депутат» (55 депутатов), «Регионы России» (47 депутатов), Агропромышленная группа (43 депутата). 21 депутат не входил в зарегистрированные депутатские объединения.
Пленарные заседания думы проходили с 18 января 2000 по 23 декабря 2003 года. Среди депутатов были Р.А. Абрамович, Ж.И. Алферов, Е.Т. Гайдар, С.Ю. Глазьев, Б.В. Грызлов, В.В. Жириновский, М.М. Задорнов, Г.А. Зюганов, С.В. Кириенко, И.Д. Кобзон, Е.В. Кондакова, В.Г. Куликов, Е.К. Лигачев, А.И. Лукьянов, С.С. Митрохин, В.А. Рыжков, Н.И. Рыжков, Е.М. Примаков, С.Е. Савицкая, В.И. Севастьянов, С.С. Степашин, И.М. Хакамада, Н.М. Харитонов, Г.А. Явлинский.
В Государственной думе третьего созыва сформировалась крупная фракция «Единство», которая поддерживала деятельность правительства и определяла ход парламентской жизни. В январе 2000 года «Единство» пошло на соглашение с КПРФ. Председатель Государственной думы прежнего созыва коммунист Г. Селезнев сохранил за собой прежний пост. Основные комитеты Государственной думы возглавили представители «Единства» и КПРФ. Часть руководящих постов досталась депутатским группам «Народный депутат», Агропромышленной группе и фракции ЛДПР. Другие фракции были оттеснены от распределения ключевых ролей. В общей сложности, образовавшееся большинство разделило между собой 25 комитетов, оставив своим оппонентам только 4. Фракции ОВР, СПС и «Яблоко» протестовали против пакетного соглашения «Единства» и КПРФ, и покинули первое заседание парламента.
Однако уже к весне 2001 года ситуация изменилась: в результате консолидации политических сил вокруг президента Российской Федерации В.В. Путина в Государственной думе третьего созыва сформировалось новое большинство из депутатов «Единства», ОВР, «Народного депутата», «Регионов России». Под его давлением КПРФ вынуждена была оставить руководящие посты в семи думских комитетах, руководителя аппарата думы коммуниста Николая Трошкина сменил член группы «Регионы России» Александр Лоторев. После этого руководство фракции КПРФ заявило о своей оппозиции президентскому и правительственному курсу и потребовало от своих представителей, которым новое думское большинство сохранило руководящие должности, также покинуть занимаемые посты. Это решение не выполнили председатель Государственной Думы Г. Селезнев и председатели комитетов по делам женщин, семьи и молодежи С. Горячева и по культуре и ÑؐאܑàН. Губенко. Они были исключены из КПРФ.
В целом Государственная дума третьего созыва поддерживала президента и правительство. Свое основное внимание она уделяла не политическим баталиям, а законодательной деятельности. В течение восьми сессий депутатами был принят 781 закон, в том числе о государственной символике, о введении в действие второй части Налогового кодекса, Таможенного кодекса, о Центральном банке, о страховании банковских вкладов, о страховании ответственности владельцев транспортных средств. В мае 2000 года дума утвердила М.М. Касьянова председателем правительства Российской Федерации.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА четвертого созыва - ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ДУ́МА четвертого созыва - российский высший законодательный и представительный орган, палата Федерального собрания (см. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ в России) Российской Федерации в 2003-2007 годах. Выборы в Государственную думу четвертого созыва состоялись 7 декабря 2003 года и проходили в соответствии с новым избирательным законом от 20 декабря 2002 года. В выборах по федеральному избирательному округу могли участвовать только официально зарегистрированные политические партии и избирательные блоки. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации зарегистрировала для участия в выборах 18 политических партий и пять избирательных блоков. Пятипроцентный барьер смогли преодолеть три политические партии - «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) и Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), а также избирательный блок «Родина» (народно-патриотический союз)».
По итогам голосования по федеральному избирательному округу партия «Единая Россия» (за которую проголосовали 22,8 млн. избирателей или 37,57 процента от числа избирателей, принявших участие в голосовании) получила 120 депутатских мандатов, КПРФ (7,6 млн. избирателей, или 12,61 процента) - 40 депутатских мандатов, Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) (6,9 млн. или 11,45 процента) - 36 депутатских мандатов, избирательный блок «Родина» (5,5 млн. или 9,02 процента) - 29 депутатских мандатов. На выборах по одномандатным округам наибольшего успеха добились партия «Единая Россия», 102 кандидата которой были избраны депутатами, Народная партия Российской Федерации (17 депутатских мандатов), КПРФ (12 депутатских мандатов), «Родина» (8 депутатских мандатов). Остальные политические партии и депутатские объединения смогли обеспечить победу лишь нескольких кандидатов - от одного до четырех. Кандидаты, зарегистрированные по одномандатным округам в порядке самовыдвижения, получили 67 депутатских мандатов.
В результате голосования 7 декабря 2003 года в Государственную думу четвертого созыва было избрано 447 депутатов, из них 44 депутата - женщины. 221 депутат уже имел опыт работы в Государственной Думе предыдущих созывов. 42 депутата до избрания в Государственную Думу были депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации или депутатами представительных органов местного самоуправления, 46 человек работали в федеральных органах исполнительной власти, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 11 депутатов были военнослужащими или работниками правоохранительных органов. Свыше 60 депутатов до избрания в Государственную Думу были предпринимателями, руководили различными предприятиями, 18 депутатов вели научную, преподавательскую и экспертно-консультативную деятельность, пять депутатов были журналистами, четыре - врачами, 14 работали помощниками депутатов или в аппарате Государственной думы. Средний возраст депутата Государственной думы четвертого созыва составил 49 лет. Почти все депутаты имели высшее образование, многие из них - кандидаты и доктора наук, имели ученое звание профессора, некоторые - действительные члены и члены-корреспонденты Российской академии наук.
После начала работы Государственной думы четвертого созыва были образованы и зарегистрированы следующие депутатские объединения: фракция «Единая Россия», фракция КПРФ, фракция ЛДПР и фракция «Родина». Летом 2005 года на основе фракции «Родина были образованы две новые фракции «Справедливая Россия - «Родина» (народно-патриотический союз)» и Народно-патриотический союз «Родина» (Партия национального возрождения «Народная Воля» - Социалистическая единая партия России - «Патриоты России»). На первом заседании Государственной думы четвертого созыва, состоявшемся 29 декабря 2003 года, председателем Государственной думы избран Борис Вячеславович Грызлов, выдвинутый от фракции «Единая Россия».
По состоянию на 14 ноября 2007 года в состав фракции «Единая Россия» входили 299 депутатов (66,44%). Это самое крупное депутатское объединение сформировало устойчивое парламентское большинство в Государственной думе. Возглавлял фракцию «Единая Россия» председатель Государственной думы Б.В. Грызлов. Для удобства работы внутри фракции «Единая Россия» были созданы четыре группы, возглавляемые первым заместителем председателя Государственной думы Олегом Викторовичем Морозовым, заместителями председателя Государственной думы Владимиром Семеновичем Катренко и Владимиром Алексеевичем Пехтиным, депутатом Государственной думы Валерием Владимировичем Рязанским.
Фракция КПРФ по состоянию на 14 ноября 2007 года насчитывала 47 депутатов (10,44%), возглавлял фракцию Геннадий Андреевич Зюганов. Во фракции ЛДПР было 29 депутатов (6,44%), возглавлял фракцию Игорь Владимирович Лебедев. Во фракции «Справедливая Россия - «Родина» - 33 депутата (7.33%). Фракция «Родина - Патриоты России» насчитывала 11 депутатов (2.44%). 21 депутат (4.67%) не входил в зарегистрированные депутатские объединения.
На основе фракционного представительства был сформирован Совет Государственной думы. Членами Совета Государственной думы с правом решающего голоса являлись председатель Государственной думы, первые заместители председателя Государственной думы и восемь заместителей председателя Государственной думы. Первыми заместителями председателя Государственной думы являлись Л.К. Слиска и О.В. Морозов - представители фракции «Единая Россия». Фракция «Единая Россия» на правах парламентского большинства приняла решение о том, что должна нести полную политическую ответственность за конечные результаты деятельности Государственной думы четвертого созыва. Поэтому на должности председателей всех 29 комитетов палаты были избраны представители фракции «Единая Россия».
Четыре года деятельности Государственной думы четвертого созыва стали периодом стабильности в истории России. Страна укрепилась политически, стала выходить на инновационный путь развития. Рост благосостояния граждан стал не только далекой целью, а превратился в центральную задачу всей государственной политики. Государственная Дума продолжила разграничение полномочий и ответственности между уровнями власти; корректировала проведение муниципальной реформы, изменила порядок наделения полномочиями глав регионов; обеспечила модернизацию Вооруженных сил; усилила правовую базу борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Такие решения, как создание Общественной палаты, повышение требований к политическим партиям, обновленное законодательство о некоммерческих и саморегулируемых организациях, были направлены на развитие в России институтов гражданского общества. Законы о парламентском расследовании, о переходе на пропорциональную систему выборов, новый порядок «правительственных часов» с принятием постановлений палаты по их итогам - усилили позиции и эффективность парламента как представительного органа. С самого начала своей работы Государственная дума четвертого созыва уделяла первостепенное внимание вопросам государственного строительства и укрепления российской государственности. Государственная дума поддержала инициативу президента Российской Федерации по усилению вертикали исполнительной власти, изменив порядок избрания высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Также был принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». На усиление роли политических партий в обществе были направлены новый закон о переходе на пропорциональную систему выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации и изменения к Федеральному закону «О политических партиях» в части увеличения минимальной численности партий.
Осенью 2005 года депутаты внесли изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предоставив субъектам Российской Федерации возможность самим выбирать сроки реализации муниципальной реформы. Депутаты поддержали инициативу о снижении ставок единого социального налога, были законодательно облегчены условия перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, отменен налог на наследуемое имущество, принят закон, позволяющий путем налогообложения и увеличения пошлин изымать сверхприбыль, полученную российскими нефтяными компаниями от добычи полезных ископаемых.
Государственной думе четвертого созыва удалось принять откладывавшийся в течение ряда лет Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»; были приняты Федеральные законы «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», «О концессионных соглашениях», закон о поэтапном повышении минимального размера оплаты труда в целях доведения его до уровня прожиточного минимума. В законодательство внесены изменения, повышающие размеры базовой части трудовой пенсии и студенческих стипендий.
В 2004 году Государственная дума приняла пакет законов по формированию рынка доступного жилья, включающий новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов Российской Федерации. В целях снижения уровня алкоголизации населения, особенно молодого поколения, был принят новый закон об ограничении рекламы пива. В 2005 году в связи с шестидесятилетием Победы в Великой Отечественной войне депутаты приняли поправки в налоговое законодательство, предусматривающие освобождение ветеранов войны от уплаты налогов на полученные ими подарки и различные виды материальной помощи.
Первостепенное внимание Государственная дума уделяла бюджетной политике государства. В федеральном бюджете на 2005 год была усилена социальная направленность бюджетных расходов, увеличено финансирование образования, здравоохранения, спорта, возросли расходы на оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Проект федерального бюджета на 2006 год Государственная дума впервые рассматривала в рамках трехлетнего бюджетного планирования. В весеннюю сессию 2007 года был принят закон о трехлетнем федеральном бюджете. В самом начале созыва, повысив налогообложение доходов нефтяных компаний, депутаты обеспечили финансовую прочность государства. Ресурсы страны были сконцентрированы в руках государства, что позволило приступить к реализации масштабных социально-экономических программ и создать институты экономического развития.
Реализуя на практике задачу поддержки наиболее конкурентоспособных отраслей, депутаты обеспечили создание государственных корпораций, в частности Российской корпорации нанотехнологий, корпораций «Ростехнологии», «Росатом», корпораций в авиационной промышленности и судостроении. Государственная дума добилась, чтобы сельское хозяйство России получило базовый закон и пятилетнюю государственную аграрную программу. Поддерживая ключевые отрасли, депутаты создавали дополнительные возможности для территориального развития. Одной из таких мер стало принятие законодательства об особых экономических зонах, которые призваны стать «точками экономического роста» в производстве, в инновациях, в туризме, в деятельности российских морских портов. Государственная Дума решала проблему развития современной инфраструктуры: был принят закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, обеспечен рост федеральных расходов на дорожное строительство. Депутаты работали над законодательным сопровождением приоритетных национальных проектов, на реализацию которых в 2007 году было выделено более 240 миллиардов рублей.
Проблема сокращения численности населения России начала решаться в рамках демографического проекта, в том числе через принятие законов о материнском капитале. Тема борьбы за здоровый образ жизни нашла воплощение в целом ряде законов, в том числе: о физической культуре и спорте, об ограничении рекламы пива и запрете его потребления в общественных местах. Депутаты отменили налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, повышали минимальный размер оплаты труда, зарплаты бюджетникам, детские пособия и стипендии, надбавки кандидатам и докторам наук, пенсии, решали проблемы ветеранов и пенсионеров-северян. В результате среднемесячная начисленная заработная плата по сравнению с 2003 годом выросла более чем в 2,3 раза. С начала 2004 года средний размер трудовой пенсии увеличился более чем в два раза. Государственная Дума значительно обновила трудовое законодательство, комплексные поправки в Трудовой кодекс вполне могут сравниться с его новой редакцией.
На протяжении всего созыва расширялись межпарламентские связи с другими странами, были ратифицированы важнейшие соглашения, конвенции, договоры. Депутаты Государственной Думы участвовали в работе крупнейших межпарламентских организаций и форумов. В 2004 году было ратифицировано Соглашение о формировании Единого экономического пространства, ратифицированное также парламентами Белоруссии, Казахстана и Украины. Кроме того, были ратифицированы Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и Соглашение между государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества о региональной антитеррористической структуре. Важным международно-правовым документом, направленным на повышение стабильности и укрепление безопасности в Европе, является Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), также ратифицированное Государственной Думой в 2004 году. Так как усилия России по ограничению обычных вооруженных силах в Европе не были поддержаны западными партнерами, депутаты Государственной думы в 2007 году приняли решение о выходе Российской Федерации из режима ограничений, предусмотренных ДОВСЕ. В 2004 году депутаты приняли Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии», ратифицировали Киотский протокол.
В 2005 году Государственная дума ратифицировала Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее восточной части, которое устранило спорные вопросы на большом участке линии границы между странами. В период весенней сессии 2005 года Государственная Дума ратифицировала Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур». В декабре 2005 года был ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о российско-казахстанской государственной границе. Всего Государственной думой четвертого созыва было рассмотрено 2712 законопроектов, из них принято 1062 федеральных закона, одобрено 25 федеральных конституционных законов. Во многих случаях были разработаны принципиально новые законы, ликвидированы пробелы в тех сферах, где правовая база устарела или просто отсутствовала. Последнее пленарное заседание Государственной думы четвертого созыва состоялось 16 ноября 2007 года.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЗМЕНА - ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ИЗМЕ́НА, тяжкое преступление (см. ПРЕСТУПЛЕНИЕ) против безопасности государства, предусмотренное в Уголовном кодексе Российской Федерации; определяется как шпионаж, выдача государственной тайны, оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенное гражданином Российской Федерации. В Уголовном кодексе РСФСР, действовавшем до 1 января 1997 года, аналогичное преступление называлось изменой Родине. Измена Родине представляла собой деяние, умышленно совершенное гражданином в ущерб суверенитету родной страны, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности: переход на сторону врага, шпионаж, выдача государственной или военной тайны иностранному государству, бегство за границу, отказ возвратиться из-за границы, оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности, заговор с целью захвата власти.
Госуда́рственная инспе́кция безопа́сности доро́жного движе́ния - МВД Российской Федерации (ГИБДД), орган, осуществляющий контроль и надзор за соблюдением безопасности дорожного движения, регулирование движения. Основана в 1936 (до 1998 Государственная автомобильная инспекция, ГАИ).
юр. деятельность республиканских и местных органов управления по созданию целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала органов государственного управления и самоуправления, различных отраслей экономики и сфер деятельности, ориентированного на эффективное решение актуальных экономических, социальных и политических задач;
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ - ГОСУДА́РСТВЕННАЯ КОРПОРА́ЦИЯ, некоммерческая организация, учрежденная органами государственной власти на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих, общественно полезных функций. В Российской Федерации государственные корпорации создаются на основании федерального закона, который устанавливает особенности их правового положения. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью корпорации. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим ее создание, не предусмотрено иное. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она служит достижению целей, поставленных перед ней. Государственная корпорация, как организационно-правовая форма юридического лица, была введена федеральным законом 8 июля 1999 года.
Первоисточник выражения - сочинение «Левиафан» (1651) английского философа Томаса Гоббса (1588-1679), который сравнивает основные институты государства с элементами механизма или машины. Но самого выражения - «государственная машина» - в труде Гоббса нет.
Оно появилось в устной и письменной речи в конце XVIII в., во многом благодаря немецкому писателю Иоганну Готфриду Гердеру (1744- 1803), который часто использовал в своих сочинениях и это выражение, и производные от него - «административная машина», «военная машина» и т. д.
Иносказательно: комплекс государственных институтов и учреждений.
Часто используется иронически, когда хотят сказать, что госучреждения действуют «бездушно».
Книжн. Система управления государством. ШЗФ 2001, 57. Калька с нем. Die Maschine des Staates. БМС 1998, 370.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - ГОСУДА́РСТВЕННАЯ МОНОПО́ЛИЯ (фискальная монополия), монополия (см. МОНОПОЛИЯ) государства на производство и реализацию товаров массового потребления (табак, соль). Она может быть полной, если государство монополизирует производство и реализацию товара, или частичной, если монополизированы только производство или только реализация. Государственная монополия существует в Италии (на табак, спички, пиво, спирт), Японии (соль, табак, спирт, опий), Германии (вино).
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАГРАДА - ГОСУДА́РСТВЕННАЯ НАГРА́ДА, форма признания заслуг перед государством (см. ГОСУДАРСТВО); ордена, медали, почетные звания, почетные грамоты, учрежденные в соответствии с законодательством как знаки отличия за военные или иные заслуги. Государственные награды вручаются конкретным лицам, а иногда предприятиям, воинским частям, кораблям, населенным пунктам и территориально-административным единицам.
▲ свобода
независимость (национальная #. политическая #. экономическая #. завоевать #. отстаивать #.
предоставлять #. провозглашать #. терять #).
суверенитет - независимость государства.
суверен. суверенный.
автономия. самоуправление.
автономизация.
самоопределение.
↓ партикуляризм.
сепаратизм. сепаративный.
протекторат. доминион.
кондоминимум.
коимпериум.
национально - освободительное движение.
свободолюбивый.
вольнолюбивый.
иго - угнетение одного народа другим.
сбросить [свергнуть] иго [гнет] чего. сбросить оковы.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ - ГОСУДА́РСТВЕННАЯ РЕЛИ́ГИЯ (официальная религия), конституционно-правовой институт, признающий определенную церковь (см. ЦЕРКОВЬ) частью официальной организации государства. При этом государство финансирует деятельность церкви, участвует в назначении священников, утверждает акты, регулирующие внутреннюю деятельность церкви, признает за ней право осуществлять регистрация браков, рождения, смерти. Институт государственной церкви существует в Великобритании (англиканство), Швеции, Норвегии, Дании, Исландии (лютеранство), Греции (православие), Иордании, Иране, Марокко (ислам), Израиля (иудаизм).
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА - ГОСУДА́РСТВЕННАЯ СЛУ́ЖБА, институт административного права (см. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО), профессиональная деятельность по исполнению полномочий государственных органов лицами, занимающими государственные должности. В Российской Федерации государственную службу подразделяют на федеральную, находящуюся в ведении Российской Федерации, и относящуюся к ведению субъектов Российской Федерации. Институт государственной службы состоит из норм, регулирующих правовой статус государственных должностных лиц.
В Конституции Российской Федерации предусмотрен принцип гарантированного равного доступа граждан к государственной службе, право на занятие любой государственной должности без дискриминации по признакам расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Этот принцип обязывает государство создавать равные для всех граждан возможности поступать на государственную службу при наличии вакансий и необходимых профессиональных качеств кандидата. Закон закрепляет гарантии реализации данного права, определяет основания для отказа в принятии на государственную службу: признание гражданина судом недееспособным или ограниченно дееспособным; лишение судом права занимать государственные должности в течение определенного срока; наличие заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий; наличие близкого родства или свойства с государственными служащими при непосредственной подчиненности или подконтрольности; отказ от процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Право поступления на государственную службу имеют граждане, достигшие 18 лет; предельный возраст нахождения на государственной должности - 60 лет. Замещение государственных должностей возможно путем назначения или по конкурсу.
Госуда́рственная со́бственность - форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности; кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций. В Российской Федерации государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).
* * *
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - ГОСУДА́РСТВЕННАЯ СО́БСТВЕННОСТЬ, форма собственности (см. СОБСТВЕННОСТЬ), при которой имущество, в т. ч. средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.
В Российской Федерации к государственной собственности относится имущество, принадлежащее по праву собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Государственной собственностью являются земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, муниципальных образований. Права собственника (от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) осуществляют соответствующие органы государственной власти в пределах их компетенции. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ собственность - форма собственности, при которой имущество, в т. ч. средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций. В соответствии с Законом о собственности в Российской Федерации 1990 государственная собственность России выступает в виде федеральной собственности и собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономной области, автономных округов, краев и областей.
Госуда́рственная та́йна - определённые законом сведения особой важности, не подлежащие оглашению и охраняемые государством. В Российской Федерации Закон о государственной тайне принят в 1993 с изменениями 1997.
* * *
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА - ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ТА́ЙНА, определенные законом сведения особой важности, не подлежащие оглашению и охраняемые государством (см. ГОСУДАРСТВО). Государственную тайну могут составлять сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства. В Российской Федерации конкретный перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется президентом страны.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА - определенные законом сведения особой важности, не подлежащие оглашению и охраняемые государством.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСТАВНАЯ ГРАМОТА - ГОСУДА́РСТВЕННАЯ УСТА́ВНАЯ ГРА́МОТА Российской империи, проект конституции, подготовленный по указанию императора Александра I Павловича (см. АЛЕКСАНДР I Павлович) его представителем при Административном совете Царства Польского Н. Н. Новосильцевым (см. НОВОСИЛЬЦЕВ Николай Николаевич) в 1819.
О намерении ввести конституцию в России Александр I заявил на открытии сейма Царства Польского 15 (27) марта 1818. Тогда же он поручил Новосильцеву разработать проект конституции. К этой работе были привлечены чиновники канцелярии Новосильцева - П. А. Вяземский (см. ВЯЗЕМСКИЙ Петр Андреевич) и П. И. Дешан. К осени 1820 был подготовлен окончательный текст Государственной уставной грамоты, состоящей из шести глав. Многие ее положения совпадали с Конституцией Царства Польского 1815.
Государственная уставная грамота предусматривала создание в России двухпалатного Государственного сейма, состоящего из Сената и Посольской избы, а также двухпалатных сеймов на местах. К компетенции Государственного сейма относилось утверждение законов и бюджета, но за императором закреплялось право законодательной инициативы и право вето. Депутатов избирали от дворянских уездных собраний и городских обществ. Соответственно избирательные права получали владевшие недвижимостью дворяне, а от городских обществ - владельцы недвижимости, лица с высшим образованием, предприниматели, купцы первых двух гильдий, цеховые мастера. Право избирать получали лица старше 25 лет, а быть избранными - старше 30 лет и имевшие определенный имущественный ценз.
Положения Государственной уставной грамоты предусматривали территориально-административную реформу в стране: вся территория империи разделялась на наместничества (каждое из нескольких губерний). Провозглашались разделение административной и судебных властей, независимость судей, равенство подданных перед законом, неприкосновенность личности и собственности, свобода печати и вероисповедания. Проект конституции не был опубликован, но был известен широкому кругу лиц. С ее идеями связана преобразовательная деятельность А. Д. Балмашова (см. БАЛАШОВ Александр Дмитриевич) на посту генерал-губернатора центральных губерний. Ряд положений Государственной уставной грамоты нашел свое отражение в Конституции Н. М. Муравьева (см. КОНСТИТУЦИЯ МУРАВЬЕВА). Впервые Государственная уставная грамота была опубликована польскими повстанцами в 1831. Позднее, в 1837 ее опубликовал английский публицист Р. Уркварт, а в 1861 - Вольная русская типография А. И. Герцена (см. ВОЛЬНАЯ РУССКАЯ ТИПОГРАФИЯ) в Лондоне.
▲ финансы
валюта. валютный.
валютный курс - курс, по которому валюта одной страны обменивается на валюту другой страны.
котировка. котировать, -ся.
вальвация.
курс (# рубля).
паритет.
альпари.
лаж, ажио. дизажио.
инфляция - ее причина в нечеткости или невыполнении обязательств со стороны эмитента
кредитных денег.
дефляция.
обесценивание.
эмиссия. эмитент. эмитировать. эмиссионный.
девальвация - уменьшение установленной стоимости валюты.
ревальвация. валоризация. ревалоризация.
деноминация.
Госуда́рственная шко́ла - основное направление в российской историографии второй половины XIX - начала XX вв. Считала государство и его деятельность основной движущей силой исторического процесса. Виднейшие представители: Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв, В. И. Сергеевич, А. Д. Градовский, П. Н. Милюков.
* * *
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА - ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ШКО́ЛА, основное направление в русской историографии 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Считала государство и его деятельность основной движущей силой исторического процесса. Основатель - Б. Н. Чичерин, виднейшие представители - К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. И. Сергеевич, А. Д. Градовский, П. Н. Милюков.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА - основное направление в русской историографии 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Считала государство и его деятельность основной движущей силой исторического процесса. Основатель - Б. Н. Чичерин, виднейшие представители - К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. И. Сергеевич, А. Д. Градовский, П. Н. Милюков.
I нареч. качеств.
Исходя из интересов государства.
II предик.
Оценочная характеристика чьего-либо поведения, чьих-либо действий, поступков как определяющихся интересами государства.
ГОСУДА́РСТВЕННО- Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: государственный. Государственно-кооперативный, государственно-общественный, государственно-политический, государственно-управленческий.
ГОСУДАРСТВЕННО-СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА (тоталитарные) -
централизованно управляемые социалистические общества, с командной экономикой, тотальным господством над всеми сферами жизни граждан, появившиеся в 20-м столетии после революций или движений, возглавляемых политическими партиями и твердо придерживающихся коммунистических или социалистических идей. Они разнообразны и включают СССР с 1917 по 1991 г.; большинство восточноевропейских стран с 1948 до 1989 г.; современную Китайскую Народную Республику, Кубу, Вьетнам, Анголу, Мозамбик, Эфиопию, Северную Корею, Монголию. Многие из них, однако, в настоящее время переживают бурные изменения, в связи с чем точная характеристика и классификация становятся все труднее.
Государственное двуязычие (Официальное двуязычие)
Тип двуязычия, при котором компонентами являются языки, имеющие в государственно-административном образовании статус государственных или официальных.
Тип двуязычия, компонентами которого являются языки, имеющие в данном государственно-административном образовании статус государственных или официальных. При этом социальная значимость подвидов Г.д., выделяемых в соответствии с тем, какой из государственных языков является первым компонентом двуязычия, а какой - вторым, может быть различной. Напр., финско-шведский и шведско-финский билингвизм в Финляндии не равнозначны в силу демографических и социокультурных условий в стране.
♦ билингвизм
См. также: Билингвизм, Государственный язык, Массовое двуязычие, Социальный билингвизм