ГРИБОЕ́ДОВ Ал-др Сер. (1790, по др. данным 1795-1829) - драматург, поэт, дипломат, музыкант. Род. в старинной дворянской семье. Первонач. образование получил дома, затем учился в Моск. университет. Благородном пансионе, а в 1806-12 - в Моск. ун-те, где закончил словесное и юрид. отделения; занимался на физ.-мат. ф-те. В 1812 поступил в Моск. (позднее перешел в Иркутский) гусарский полк, однако в воен. действиях не участвовал. С 1817 на службе в Коллегии иностр. дел. За участие в дуэли удален из Петербурга, получив назначение секр. рус. миссии в Персии (1818). В 1822 переведен в Тифлис в штат главноуправляющего Грузией А. П. Ермолова. С 1823 находился в длит. отпуске в России. В кон. 1825 вернулся на Кавказ, где в 1826 из-за своих многолетних и обширных связей с декабристами был арестован и доставлен в Петербург. Провел под следствием четыре месяца, но сумел отвести подозрения в причастности к заговору (вопрос о принадлежности Г. к тайным об-вам до сих пор открыт). Возвратясь на Восток, участвовал в заключении Туркманчайского договора. Награжден чином статского советника. Был назначен послом в Персию (1828), что воспринял как "полит. ссылку". Погиб жертвой заговора, приведшего к нападению фанатиков-персов на рус. миссию в Тегеране.
Лит. деят-ность Г. начал в университет. годы (стих., пародийная пьеса "Дмитрий Дрянской" - не сохранилась). В 1814 опубликовал в ж. "Вестник Европы" корреспонденции на воен. темы. В петерб. пору (1815-18) сблизился с театр. кругами. Участвуя в лит. полемиках, выступил противником карамзинистской эстетики, поборником принципов простоты, естественности и вместе с тем возвышенности иск-ва. В 1815 дебютировал на петерб. сцене комедией "Молодые супруги", автор комедий "Своя семья, или Замужняя невеста" (1817, с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким), "Студент" (1817, совм. с П. А. Катениным), "Притворная неверность" (1818, совм. с А. А. Жандром) и "Горе от ума" (1821-24). Вершина творчества Г. и одно из лучших произв. отечеств. лит-ры, эта пьеса была при жизни автора не разрешена к постановке и к печати (пост. 1831, опубл. 1833), но получила широкое распространение в списках, в частности, использовалась декабристами в пропагандист. целях. Комедия запечатлела центр. обществ.-ист. конфликт преддекабрист. эпохи - столкновение старой и новой России, развивая при этом "вечную" тему борьбы свободолюбивого героя с косной средой. В эстетич. отношении комедия занимает промежуточное положение, сохраняя связи с рационалистич. традицией и вместе с тем открывая эпоху новой реалистич. лит-ры, на развитие к-рой (как и рус. самосознания в целом) она оказала существ. воздействие. Многочисл. цитаты из "Горя от ума" стали крылатыми словами, а образы - нарицательными.
В виде планов и фрагментов дошли драматич. произв. Г., посв. темам Востока ("Грузинская ночь", 1826-27, и др.) и рус. истории (драма о 1812 годе и др.).
А. С. Грибоедов