Энциклопедический словарь
Григо́рий Ни́сский (около 335 - около 394), христианский церковный писатель, богослов и философ-платоник; епископ г. Ниса (Малая Азия), младший брат Василия Великого. Автор многочисленных экзегетических, догматико-полемических и нравственно-аскетических сочинений. Защищал православное учение о Троице на 2-м Вселенском соборе (381) в Константинополе. В антропологии исходил из органического единства человечества как некоей коллективной личности (плеромы, «полноты душ»; сочинение «Об устроении человека»).
* * *
ГРИГОРИЙ НИССКИЙ - ГРИГО́РИЙ НИ́ССКИЙ (ок. 335 - ок. 394), церковный писатель, теолог и философ-платоник, представитель патристики; епископ г. Ниса (М. Азия). Брат Василия Великого (см. ВАСИЛИЙ Великий). Разрабатывал теоретические основы христианской экзегетики. В антропологии исходил из органического единства человечества как некоей коллективной личности.
Большой энциклопедический словарь
ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (ок. 335 - ок. 394) - церковный писатель, теолог и философ-платоник, представитель патристики; епископ г. Ниса (М. Азия). Брат Василия Великого. Разрабатывал теоретические основы христианской экзегетики. В антропологии исходил из органического единства человечества как некоей коллективной личности.
Энциклопедия Кольера
СВ. (ок. 335 - ок. 394), отец церкви, родился в Каппадокии. Преподавал риторику, но под влиянием двух других "каппадокийцев" - своего брата, св. Василия Великого, и св. Григория Назианзина - стал монахом, а позднее, вопреки своему желанию и под влиянием того же Василия, принял сан епископа Ниссы в Каппадокии. Он регулярно проповедовал в Константинополе и участвовал в работе I Константинопольского собора (381). Не слишком умелый администратор, Григорий вместе с тем был талантливым проповедником и глубоким богословом. Увлеченный неоплатонизмом и учением Оригена, он стремился показать красоту христианской аскетики (особенно в Житии Макрины, посвященном его сестре, и в сочинении О девстве) и обосновать догматы троичности, божественности Христа и искупления. В своем учении он следовал преимущественно за Василием Великим и Григорием Назианзином. Помимо посланий (ок. 30) и многочисленных проповедей и экзегетических сочинений, к важнейшим его трудам относятся трактат Против Евномия в 12 книгах (ок. 381) и Большой катехизис (после 381). День памяти святого 9 марта (в Русской православной церкви - 9 марта по старому стилю).
ЛИТЕРАТУРА
Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). М., 1994
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (около 335 - около 394), христианский писатель, богослов и философ, отец церкви, один из виднейших представителей греческой патристики; епископ города Ниса (Малая Азия). Брат Василия Великого, друг Григория Богослова. Развивал традиции христианского платонизма, выдвинул тезис о размежевании сфер философии и богословия; в антропологии исходил из идеи человечества как органического целого, некоей коллективной личности (полноте - "плероме" - душ).
Афоризмы
Григорий Нисский
(333-394 гг.) христианский богослов, брат Василия Великого
Все в Божестве, и Оно во всем.
(Иные) хотя признают верным, что изнемогшее в пороке естество посещено Божественною силою, но с неудовольствием взирают на способ посещения, по незнанию, что всякое устройство тела само по себе имеет равную цену, и ничто содействующее в нем поддержанию жизни не заслуживает осуждения как что-либо нечестивое или дурное. (…) Как прочие органы поддерживают в человеке настоящую жизнь, (…) так родотворные органы имеют промышление о будущем, вводя собою преемство естеству. (…) Ибо не глазом, не слухом, не языком, не другим каким чувственным органом непрерывно продолжается род наш; все это, как сказано, служит для настоящего употребления, а в тех органах соблюдается человечеству бессмертие.
В бессмертном усматривать человеческое, (…) в человеке доведываться Божественного.
Христианство есть подражание Божескому Естеству.
Чем бессловесная жизнь ограждена для самосохранения, то, будучи перенесено в жизнь человеческую, стало страстью. Животные плотоядные охраняются раздражительностью; животных многородящих спасает сластолюбие; животное малосильное хранит робость. (…) Но часто и разум, по наклонности и расположению к бессловесному, затмевая в себе лучшее худшим, доходит до скотоподобия, ибо, как скоро (…) принудит рассудок стать служителем страстей, происходит какое то превращение добрых черт в бессловесный образ.
Нашей природы превратность не тверда даже и во зле.
Орфографический словарь
Полезные сервисы