- Датский писатель, лауреат Нобелевской премии (1917 г.).
гьеллеруп (gjellerup) карл
гьеллеруп карл
Энциклопедический словарь
Гье́ллеруп Карл (Gjellerup) (1857-1919), датский писатель. Социально-психологические романы «Идеалист» (1878), «Ученик германцев» (1882), «Минна» (1889). Некоторые сочинения близки символизму. Нобелевская премия (1917).
* * *
ГЬЕЛЛЕРУП Карл - ГЬЕ́ЛЛЕРУП (Gjellerup) Карл (1857-1919), датский писатель. Социально-психологические романы «Идеалист» (1878), «Ученик германцев» (1882), «Минна» (1889). Некоторые сочинения близки символизму. Нобелевская премия (1917).
Энциклопедия Кольера
ГЬЕЛЛЕРУП, КАРЛ АДОЛЬФ (Gjellerup, Karl Adolf)
(1857-1919), датский писатель. Родился 2 июня 1857 в Рохольте. Родители его происходили из церковных семей, и в 1874 Гьеллеруп начал изучать теологию в Копенгагенском университете. Кроме теологии, он целеустремленно занимался эстетикой и увлекался Ф.Шиллером и Г.Гейне. В 1878 Гьеллеруп получил степень кандидата богословия, хотя знакомство с последними критическими работами о Библии сделало его религиозным скептиком. В своих ранних произведениях Гьеллеруп рассматривал конфликт между ортодоксальным христианством и тем типом свободомыслия, который отстаивал Г.Брандес. В сборнике стихов Боярышник (Rdtjrn, 1881), посвященном Брандесу, ощущается влияние Г.Гейне, П.Б.Шелли, Дж.Байрона и А.Ч.Суинберна, бывшего некоторое время поэтическим идеалом Гьеллерупа. За опубликованный в 1881 трактат Наследственность и мораль (Arvelighed og moral), выдержанный в духе детерминизма и дарвинизма, он получил выговор от Министерства по церковным делам. В 1882 окончательно порвал с теологией в романе Ученик германцев (Germanernes laerling). После этого антитеологического периода Гьеллеруп предпринял продолжительное путешествие в Германию, Швейцарию, Грецию и Россию. Вернувшись в Данию, он отошел от радикализма, что особенно проявилось в книге Год странствий (Vandreaaret, 1885), направленной против Брандеса. Его литературное мастерство росло, о чем свидетельствует появление такого крупного произведения, как Брунхильда (Brynhild, 1884), трагедии в духе Суинберна. В 1892 Гьеллеруп переехал в Дрезден, где оставался до самой смерти. В Дрездене он написал свой самый значительный роман Мельница (Mllen, 1896), выдающееся произведение в духе романа Жерминаль Э.Золя. В середине 1890-х годов он отошел от присущего ему ранее чрезмерного индивидуализма и почитания героя-одиночки и обратился под влиянием А.Шопенгауэра к буддизму. В последние годы он постепенно возвращался к христианству. В 1917 разделил Нобелевскую премию по литературе с Х.Понтоппиданом. Умер Гьеллеруп в Клоцше, близ Дрездена, 11 октября 1919.
Полезные сервисы
гьеллеруп, карл
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ГЬЕЛЛЕРУП (Gjellerup) Карл (1857 - 1919), датский писатель. Писал на датском и немецких языках. Социально-психологические романы. "Идеалист" (автобиографический, 1878), "Ученик германцев" (1882), "Минна" (1889). Роман "Пилигрим Каманита" (1906), "Друзья Бога" (1916) окрашены религиозными тонами. Некоторые сочинения близки символизму. Стихи. Нобелевская премия (1917).
Полезные сервисы
гьянцзе
Энциклопедический словарь
ГЬЯНЦЗЕ - ГЬЯНЦЗЕ́ (Гьяндзе) (Gyangtse, Gyangze), город на юго-западе Китая (см. КИТАЙ), в Тибетском автономном районе (см. ТИБЕТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ РАЙОН), в 254 км на юго-запад от Лхасы (см. ЛХАСА). Расположен на высоте 3950 м над уровнем моря. Четвертый по величине город Тибетского автономного района (после Лхасы (см. ЛХАСА), Шигадзе (см. ШИГАДЗЕ) и Чамдо (см. ЧАМДО)). Население около 10 тыс. человек.
Расположен на стратегически важном перекрестке торговых путей, соединяющих Тибет (см. ТИБЕТ), Китай (см. КИТАЙ), Индию (см. ИНДИЯ) и Бутан (см. БУТАН). Торговый центр (лес, шерсть). Традиционное ремесленное производство.
В 14-15 вв. большое влияние на развитие города оказала буддийская школа сакья (сакьяпа). Монастырь Пелкор Чед (14-15 вв.) изначально принадлежал буддийской школе нингма, впоследствии на него распространила свое влияние школа гелуг (гелугпа (см. ГЕЛУГПА)).
Ступа Кумбум (Kumbum - «Десять тысяч изображений») построена в 1418 в неварском стиле Р. К. Пакпа - принцем Гьянцзе. После разрушения кумбума в монастыре Джампалинга в конце 1950-х гг. кумбум Гьянцзе остался единственным во всем Тибете культовым сооружением подобного рода. Кумбум представляет собой 9-ярусное пирамидальное сооружение, увенчанное золотым куполом. На всех ее 9 ярусах расположено около сотни капелл, каждая из которых посвящена отдельным божествам, и украшена множеством статуй и настенных росписей (14-15 вв.). Ярусы представляют тантрические мандалы (см. МАНДАЛА), а вся ступа символизирует три ступени на пути к буддистскому просветлению.
Дзонг (крепость; 14 в.) Гьянцзе являлся главным оборонительным укреплением на дороге, ведущей в Лхасу. Длина его крепостных стен около 3 км, высота 5-8 м, ширина 4 м. На территории крепости размещался гарнизон, насчитывавший около 500 человек. В 1904 британские войска под командованием полковника Янгхазбанда предприняли попытку взять штурмом дзонг Гьянцзе. Вооруженные луками и мечами тибетцы в течение месяца сдерживали осаду англичан.