Наиболее важный оракул Греции, основанный Аполлоном, утвердившим свою олимпийскую божественность победой над Пифоном, хтоническим змеем, сыном Геи. Это описано в «Гимне Аполлону» Гомером, где впервые упоминается оракул. Прорицания передавались через молодую жрицу, Пифию, находившуюся в состоянии медиумного экстаза, и толковались жрецами. Прорицания были заведомо двусмысленны (см. Крез), а жрица не отличалась неподкупностью: Дельфы не советовали оказывать сопротивление Персии, поддерживали Спарту против Афин, а Филиппа Македонского - против Греции. Период наибольшего влияния оракула выпал на время греческой за-: морской колонизации, когда особенно часто его .совета просили при выборе покровителя или : места для строительства нового города. Позднее оракул вдохновлял Рим на сопротивление Ганнибалу, его грабил Сулла, посещал Нерон, и, хотя Адриан пытался восстановить его значимость, престиж оракула постепенно падал с распространением христианства, а также астрологии как конкурентной формы прорицания. Павсаний (кн. 10) ярко описал нападение на Дельфы вторгшихся в 279 до н. э. в Грецию галлов. Их ждала встреча с греческой армией, землетрясением, громом, снегом, камнепадом, посланным Аполлоном, и слепым ужасом, вызванным Паном. Неудивительно, что галлы оказались разбиты. Храмы, по-видимому, разрушил Аларих в 396. Считалось, что оракул был передан эмиссару императора Юлиана, хотя скорее всего состоялась передача поздней подделки последователей христианства, желавших опорочить память Отступника. Вот три свидетельства, вызывающие в памяти опустевшие ныне Дельфы:
Иди, скажи царю - разрушен пышный зал,
У Аполлона нет пристанища, и лавр пророка
По-вешнему не говорит, затих колодец чудный.
Эти строки взяты Суинберном в качестве эпиграфа к его «Гимну Прозерпине». Сходная тема появляется и в «Рождественском гимне» Мильтона (он едва ли не последний, кто, подобно средневековым писателям, объединял Дельфы и Делос в Дельфос):
Оракул онемел,
Ни выкрика, ни мерзостного вздора
Не донесётся сквозь высокий свод,
Не может больше Аполлон из храма прорицать,
Свой Дельфос криком оглашая.
Ночной экстаз и тихих заклинаний
Не вызывает бледноглазый жрец
Из кельи прорицателя.
Дельфы считали средоточием земли, и священный камень (омфал), означающий центр, как и более поздняя его мраморная копия, виденная Павсанием, был найден в Дельфах. Местоположение и развалины Дельф подробно и выразительно описаны Павсанием. Мы узнаем о строениях с сокровищами-приношениями различных городов, о театре, стадионе, о храме Аполлона с известными изречениями «познай самого себя» и «ничего - слишком», высеченными на фасаде. Возникновение надписей, по преданию, связано с посещением Дельф Семью мудрецами Греции. Есть там и руины дома собраний, которое во времена Павсания еще украшала замечательная живопись Полигнота на темы Подземного мира и Троянской войны.