ДЕРЕВЯ́ННЫЕ ДУХОВЫ́Е МУЗЫКА́ЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕ́НТЫ - духовые инструменты, у к-рых колебания воздушного столба в трубке вызываются вдуванием воздуха через специальную трость (язычок), либо непосредственно через отверстие в головке инструмента. Делятся на две группы: 1) Лабиальные (губные), у к-рых звук возникает при рассечении струи воздуха на крае отверстия в корпусе инструмента (как у свистка). К ним относятся все флейты (продольные, поперечные, флейта пана, флажолет, рикодер), а также окарины и свистки; 2) Лингвальные (язычковые), имеющие вибратор - язычок (трость), находящийся в верхней части инструмента. Изготовляется трость обычно из камыша (тростника). Язычковые инструменты в свою очередь делятся на имеющие двойную трость (гобои, фаготы) и одинарную (кларнеты, саксофоны). У последних пластинка трости вставляется в мундштук, по форме напоминающий птичий клюв.
Трубки флейт и кларнетов имеют цилиндрическое сечение, гобоев, фаготов и саксафонов - коническое. Уже на стоянках первобытных людей найдены предметы из кости с отверстиями, которые, видимо, являлись муз. инструментами. Прототипы Д. Д. М. И. существуют с древнейших времен практически у всех народов мира, они известны по рисункам, описаниям, археологическим находкам. У русских это - различные свирели, дудки, жалейки, сопилки, рожки и т. д. В простейших типах инструментов отверстия на корпусе закрываются пальцами (напр., у т. наз. блок-флейт). Звукоряд таких инструментов - диатонический. Некоторые хроматические звуки могут быть получены с полуприкрытыми отверстиями или с помощью т. наз. "вилочной" аппликатуры (отверстия открываются через одно). Когда на Д. Д. М. И. закрыты все отверстия, длина воздушного столба максимальна, т. е. звучит самый низкий звук. Открывая отверстия, исполнитель укорачивает столб воздуха, и звук повышается, заполняя звукоряд (для большинства инструментов в пределах октавы). Переход в следующую октаву называется "передуванием". Меняя напряжение губ (а на совр. инструментах это делается и с помощью специального клапана) исполнитель извлекает следующий звук натурального ряда (обертон), высота которого в свою очередь может изменяться посредством открывания и закрывания отверстий.
Уже в 17 в. появились первые клапаны для извлечения хроматических звуков. Настоящая революция в конструкции инструментов произошла в 1-й пол. 19 в., когда немецкий флейтист и муз. мастер Т. Бем изобрел систему клапанов у флейты, к-рая уравняла диатонические и хроматические звуки и улучшила чистоту интонации. Идеи Т. Бема были применены и к другим Д. Д. М. И., после чего их виртуозные возможности достигли уровня струнных инструментов и ф-но. Усовершенствование конструкции Д. Д. М. И. продолжается и в наше время.
В классическом симфоническом оркестре Д. Д. М. И. являются одной из 4-х осн. оркестровых групп. Эта группа в 18 в. состояла обычно из 1-2 флейт, 2-х гобоев и 2-х фаготов. В кон. века к ним прибавились еще 2 кларнета. Традиция использования пар инструментов восходит к началу века. По группе Д. Д. М. И. такой оркестр стал называться парным. Уже с нач. 19 в. в оркестре стали использоваться видовые разновидности Д. Д. М. И. (флейта-пикколо, англ. рожок, контрфагот и др.). Пары инструментов превратились в тройки и оркестр такого состава называется стройным (троечным). К кон. 19 в. были созданы такие необычные инструменты, как баритональный гобой, контрбасовый кларнет, басовая флейта и др. Р. Штраус, напр., считал, что каждый инструмент со своими разновидностями должен образовывать полный хор от сопрано до басов. Однако на практике эта идея так и не была полностью реализована, т. к. количественный состав подобного оркестра был чрезмерным даже в эпоху позднего романтизма. В 1-й пол. 20 в. большинство композиторов вернулось к тройному составу оркестра.
Д. Д. М. И. (чаще всего флейты и кларнеты) входят также в состав духового оркестра; флейты, гобои, иногда фаготы - в состав оркестра рус. нар. инструментов; флейты, кларнеты, саксофоны - в эстрадный оркестр. Из ансамблей Д. Д. М. И. чаще всего встречается духовой квартет (флейта, гобой, фагот и валторна).