Держа́вин Гаврила Романович (1743-1816), поэт, представитель русского классицизма. Торжественные оды, проникнутые идеей самодержавия, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, размышления о жизни и смерти («Фелица», 1782; «Вельможа», 1774-94; «Водопад», 1791-1794). Одна из вершин поэзии Державина - религиозно-философская ода «Бог» (1784). Лирические стихи («Храповицкому», 1793; «Евгению. Жизнь званская», 1807) пронизаны любовью к простым радостям сельской жизни и природе. Губернатор олонецкий (1784) и тамбовский (1785-88). С 1791 кабинет-секретарь императрицы Екатерины II. Министр юстиции и член Государственного совета (1802-03).
* * *
ДЕРЖАВИН Гаврила Романович - ДЕРЖА́ВИН Гаврила Романович [3 (14) июля 1743, Казань - 8 (20) июля 1816, Новгородская губерния], русский поэт.
Происходил из обедневшего дворянского рода. В 1754 после смерти отца, военного в небольшом чине, семья оказалась в очень тяжелом материальном положении, однако мать постаралась дать двум сыновьям минимальное образование. В 1759 Державин поступил в казанскую гимназию. За успехи в геометрии был зачислен в инженерный корпус, однако из-за досадной записки оказался приписан солдатом к Преображенскому полку. Отсутствие связей и денег не способствовало продвижению по службе, только в 1772 был произведен в прапорщики. Но ни долгожданное повышение в чине, ни активное участие в подавлении восстания Пугачева (см. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1773-75 (в России)) материального положения Державина поправить не могли. Непокорность и неумение угодить начальству сыграли свою роль: вместо наград и новых чинов Державин получил отставку. В 1777 по протекции князя А. А. Вяземского (см. ВЯЗЕМСКИЙ Александр Алексеевич) Державин поступил на службу в Сенат, в следующем году состоялась его свадьба с Екатериной Яковлевной Бастидон (1760-1794).
К этому времени относятся первые серьезные стихотворные произведения, поэтический талант проявился довольно рано: еще в гимназии Державин баловался сочинительством, а в 1774 взялся переводить прусские оды, опубликованные двумя годами позже под названием «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае». С 1773 его произведения («Ироида, или Письма Вивлиды к Кавну» (из «Превращений» Овидия), «Ода на всерадостное бракосочетание великого князя Павла Петровича») начали появляться в журнале «Старина и новизна». Однако это были еще несамостоятельные произведения, Державин стремился подражать стилю Сумарокова (см. СУМАРОКОВ Александр Петрович) и Ломоносова (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич), строго следуя поэтическим законам классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ). Но в конце 1770-х, попав в новое окружение образованных и талантливых поэтов В. В. Капниста (см. КАПНИСТ Василий Васильевич) и Н. А. Львова (см. ЛЬВОВ Николай Александрович), Державин начал постепенно отходить от классицистических канонов, пытаясь найти свой собственный художественный метод. «Ода на смерть князя Мещерского» (1779) обозначила начало нового периода творчества, а ода (см. ОДА (жанр поэзии и музыки)) «Фелица», написанная в 1783, принесла славу одного из первых поэтов России. В ней так же, как и в других произведениях этого периода («Бог» (1784), «Осень во время осады Очакова» (1788), «Видение Мурзы» (1789), «Водопад» (1791-1794)) в полной мере отразилось поэтическое новаторство Державина. В классическую структуру оды он вводит элементы сатиры (см. САТИРА) и элегии (см. ЭЛЕГИЯ), что считалось невозможным еще при Ломоносове - сатира, к примеру, принадлежала к другому, более «низкому» штилю. Это привело к лексическому сдвигу в сторону простонародной лексики и нарушению традиционной для этого жанра метрической системы. Впервые в русской литературе поэт использовал так называемый прием «образной звукописи», создающий у слушающего определенные художественные образы.
В 1784 в жизни Державина произошли значительные изменения: конфликт с высокопоставленным покровителем князем Вяземским, замешанным в расхищении государственного имущества, привел к его отставке со службы в сенате и новому назначению губернатором в Олонецкую губернию. Но и там неуживчивость и правдолюбие сыграло свою роль, не поладив с местным начальством Державин был переведен в Тамбов, а еще через какое-то время вынужден был вернуться в Москву и предстать перед сенатом, подготовившим обвинения против него. За оправдательным приговором последовало назначение кабинет-секретарем Екатерины II, в обязанности которого входило контролировать сенатские документы, затем - должность сенатора, что отнюдь не свидетельствовало о царском расположении. Зато литературная слава Державина росла с каждым днем. К началу 1790 ода перестает быть ведущим жанром его поэзии, классицизм с его четкой структурой и делением на стили сменяется обращением к анакреонтической поэзии (см. АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ), прославляющей земную жизнь и простые человеческие радости. В 1804 был издан целый сборник «Анакреонтических песен». К этому периоду относятся стихи «Философы пьяный и трезвый» (1789), «Храповицкому» (1793), «К лире» (1794), «Похвала сельской жизни» (1798), «К Музе» (1797), «Цепи» (1798), «Стрелок» (1799), «Мельник» (1799), «Русские девушки» (1799), «Птицелов» (1800). «Снегирь» (1800). Эти произведения наполнены эпикурейским отношением к миру, наслаждением любовью, едой, природой, красотой вещественной, осязаемой, сетованиями на краткосрочность человеческой жизни.
В 1794 умерла жена Державина, второй женой поэта стала Дарья Алексеевна Дьякова (1767-1842). Две ее сестры были замужем за давними друзьями Державина В. В. Капнистом и Н. А. Львовым. Во время правления Павла I и Александра I Державин вплоть до своей отставки в 1803 продолжал активно участвовать в государственной жизни страны, занимая должности правителя канцелярии Сената, государственного казначея и, уже при Александре, министра юстиции. Выйдя в отставку, много времени проводил в своем имении Званка в Новгородской губернии, где продолжал писать («Евгения. Жизнь званская» (1807), трагедии «Добрыня», «Пожарский», «Ирод и Мариамна», «Евпраксия» и др) и занимался составлением своего собрания сочинений . При этом участвовал в культурной жизни столицы, состоял в литературном обществе «Беседа любителей русского слова (см. БЕСЕДА ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО СЛОВА)», ратовавшем за сохранения архаического русского языка и стиля, при этом не вполне разделял воззрения А. С. Шишкова (см. ШИШКОВ Александр Семенович) и других консерваторов и сочувственно относился к творчеству Жуковского и других новаторов. Державин одним из первых заметил талант Пушкина (см. ПУШКИН Александр Сергеевич), когда тот читал на экзамене в январе 1815 «Воспоминания в Царском Селе». Скончался Державин в июле 1816 в своем имении Званка.