ДЖОНСОН Джеймс - ДЖО́НСОН (Johnson) Джеймс Прайс (1 февраля 1891, Нью-Брунсвик, шт. Нью-Джерси - 17 июня 1955, Нью-Йорк), американский джазовый (см. ДЖАЗ) музыкант (фортепиано), руководитель ансамбля, композитор.
Музыкальные способности обнаружил в очень раннем возрасте. С помощью матери (непрофессиональной пианистки) приобрел начальные навыки игры на фортепиано, познакомился с творчеством европейских композиторов и разнообразными жанрами американской танцевальной и салонной музыки (впоследствии охотно стилизовал их в своих фортепианных пьесах). С 9 лет начал регулярно заниматься музыкой после переезда вместе с семьей в Нью-Йорк. Брал частные уроки, в том числе у итальянского учителя фортепиано и вокала, изучал гармонию и контрапункт. Музицировал с друзьями в школе, разыгрывал с ними любительские спектакли. Впервые выступил публично в 1904 в Гарлеме (во время школьных каникул), поразив аудиторию техническим совершенством игры и импровизаторским даром. Принял предложение концертировать до конца летнего сезона (за 9 долларов в неделю). С 15-ти лет регулярно играл в клубах и кабаре Нью-Йорка и Атлантик-Сити, исполнял регтаймы (см. РЕГТАЙМ), танцы и попурри на песенные темы, нередко чередуя их с виртуозными концертными произведениями (например, парафразами Листа).
В годы Первой мировой войны работал по ангажементам как соло-пианист и с небольшим ансамблем в различных клубах, гастролировал с водевильными труппами. Одним из первых среди негритянских музыкантов записался на ролики для механического фортепиано в 1916. Приобрел авторитет у молодых пианистов, оказывал им поддержку, обучал мастерству (в их числе был «Фэтс» Уоллер - с 1919, а также Хэнк Дункан).
В 1920-21 Джонсон участвовал в составе театральных оркестров и как композитор в бродвейских шоу и ревю («Black Sensations», «Smart Set» и других), получил широкое признание как автор популярных песен и пьес для фортепиано. Этому способствовали записи его композиций на пластинки, начиная с 1921 (Carolina Shout, фортепиано соло). Множество записей сделано им с известными блюзовыми певицами: Бесси Смит (см. СМИТ Бесси), Кларой Смит и «Трикси» Смит, Этель Уотерс и другими. В 1925 прошли успешные гастроли в Европе с варьете-шоу «Plantation Days» (музыку к нему Джонсон написал в 1923 по заказу из Великобритании). В тот же период была создана оркестровая версия одного из ранних его сочинений - песенного мюзикла-ревю Running Wild, осуществлены новые записи, в том числе с Бесси Смит (1927, 1929), вместе с которой в 1928 Джонсон снялся в короткометражном кинофильме Yamacraw. Одновременно продолжал концертные выступления, участвовал с другими гарлемскими пианистами (Уилли «Лайоном» Смитом, Лакки Робертсом, «Фэтсом» Уоллером (см. УОЛЛЕР Фэтс)) в Cutting contests («импровизационных соревнованиях»), сотрудничал с различными джазовыми музыкантами («Кингом» Оливером, Бенни КартՑސܠ(см. КАРТЕР Бенни), «Кути» Уильямсом, Джимми Харрисоном и другими).
В начале 1930-х годов работал на Ямайке, затем вновь в Нью-Йорке. В связи с модой на свинговые оркестры снизил свою активность как пианист, переключившись в основном на сочинение музыки. Написал симфоническую поэму (1930), четырехчастную симфонию Harlem (1932, в 1937 переработана в балет), «Jasmine (Jazz-o-mine) Concerto» для фортепиано с оркестром, переложил для симфонического оркестра St. Louis Blues Уильяма Кристофера Хэнди (см. ХЭНДИ Уильям Кристофер), вместе с негритянским поэтом Лэнгстоном Хьюзом (см. ХЬЮЗ Ленгстон) участвовал (как композитор и импровизатор) в одноактной постановке De Organiezer. В 1938-39 благодаря инициативе Юга Панасье (французского джазового публициста, одного из лидеров ривайвл- (см. РИВАЙВЛ)движения) возобновил записи и исполнительскую деятельность, что помогло ему вернуть былую славу. Широкий резонанс среди поклонников негритянской музыки имели его выступления в исторической серии концертов Spirituals То Swing в Карнеги-холле (с певицей Идой Кокс, трубачом Томми Лэдниером и другими). На пластинках этого времени он представлен с такими музыкантами, как Сидни Беше (см. БЕШЕ Сидни), Фрэнки Ньютон, Эдмонд Холл, Джек Тигарден (см. ТИГАРДЕН Джек) и др.
В 1940 пережил инсульт и был частично парализован, но вскоре оправился и вернулся на эстраду. Играл как солист с различными ансамблями традиционного джаза и свинговых комбо, руководил собственным оркестром. В 1946 вновь прервал работу из-за ухудшения состояния здоровья. Некоторое время жил в Калифорнии, написал музыку к ряду голливудских постановок. В результате нового инсульта в 1951 (приведшего к утрате речи) вынужден был окончательно отказаться от концертной практики.
Джонсон - выдающийся негритянский музыкант регтайма, фортепианного блюза, классического джаза и раннего свинга, внесший исторически значимый вклад в развитие многих других видов и жанров афро-американской музыкальной культуры США на начальной стадии ее развития. Его следует причислить к корифеям джаза (подобно таким личностям, как «Дюк» Эллингтон (см. ЭЛЛИНГТОН Дюк), Лестер Янг (см. ЯНГ Лестер) или Орнет Коулмен (см. КОУЛМЕН Орнет)), хотя Джонсон и не был в строгом смысле слова джазменом (основное его амплуа - эстрадный солист). Более того, он по праву может считаться корифеем (среди негритянских музыкантов) фактически во всех многообразных сферах творческой деятельности, в которых успел проявить себя: эстрадном музыкальном театре (водевиль, варьете, шоу, мюзикл, ревю), популярной песенной и инструментальной музыке, «серьезных» концертно-симфонических жанрах, камерно-салонной фортепианной миниатюре, симфоджазе, (см. СИМФОДЖАЗ) киномузыке. Вместе с «Джелли Роллом» Мортоном (см. МОРТОН Джелли Ролли) осуществил ранние опыты «оджазирования классики» (jazzing the classics) - интерпретации, импровизации, разработки, цитирования, стилизации классической музыки (характерный пример - его «Caprice Rag» с реминисценцией из Шопена). Экспериментировал в области симфонизации регтайма. Впервые создал концертную оркестровую версию чарльстона (негритянский народный танец из Южной Каролины), ввел его в мюзикл (Runnin" Wild, 192З), тем самым способствовал популярности этого танцевального жанра в США (с 1925, благодаря знаменитой негритянской певице и танцовщице Джозефине Бэйкер, чарльстон стал предметом повального увлечения в Европе).
Влияние Джонсона испытали на себе многие музыканты - «Дюк» Эллингтон (см. ЭЛЛИНГТОН Дюк), Флетчер Хендерсон (см. ХЕНДЕРСОН Флетчер), Джо Тернер, Хэнк Дункан, «Каунт» Бейси (см. БЕЙСИ Каунт), Оскар Питерсон (см. ПИТЕРСОН Оскар), из неамериканцев - Адам Макович, Александр Цфасман (см. ЦФАСМАН Александр Наумович) и многие другие.