м.
1. Двигатель внутреннего сгорания, работающий на жидком нефтяном топливе.
2. разг.
Поезд (обычно пригородного сообщения), моторные вагоны которого оборудованы такими двигателями.
м.
1. Двигатель внутреннего сгорания, работающий на жидком нефтяном топливе.
2. разг.
Поезд (обычно пригородного сообщения), моторные вагоны которого оборудованы такими двигателями.
ДИ́ЗЕЛЬ, дизеля, муж. (тех.). Двигатель внутреннего сгорания, работающий на нефти. (По имени изобретателя, нем. инженера.)
ДИ́ЗЕЛЬ, -я, мн. -и, -ей и (разг.) -я́, -е́й, муж. Поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий на жидком топливе.
| прил. дизельный, -ая, -ое. Дизельное топливо.
ДИ́ЗЕЛЬ -я; м. Двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, работающий на жидком топливе. Запустить д. Установить д. на трактор.
◁ Ди́зельный, -ая, -ое. Д-ое топливо. Д. поезд. Д-ая электростанция. ● По имени немецкого инженера Р. Дизеля (1858 - 1913), создавшего (1897) такой двигатель.
* * *
ди́зель - поршневой двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Работает на дизельном топливе, экономичен. Применяется в основном на судах, тепловозах, грузовых автомобилях, тракторах, дизельных электростанциях. Назван по имени Р. Дизеля.
-----------------------------------
ДИ́ЗЕЛЬ- Первая часть сложных слов. Вносит зн.: дизельный, с дизелем. Дизель-мотор, дизель-поезд, дизель-электростанция, дизель-электроход.
ДИЗЕЛЬ - поршневой двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Работает на дизельном топливе, экономичен. Применяется в основном на судах, тепловозах, грузовых автомобилях, тракторах, дизельных электростанциях. Назван по имени Р. Дизеля.
-я, м.
Двигатель внутреннего сгорания, работающий на жидком топливе.
[По имени немецкого инженера Р. Дизеля]
ДИЗЕ́ЛЬ - оригинальная твердая стихотв. форма, созд. в 10-х гг. 20 в. И. Северяниным. Представляет собой десятистишие, напис. на 2 рифмы, в к-ром 1-й стих повторяется затем как 5-й и 10-й, заключительный. Схема Д.: аббаабабба (подчеркнуты повторяющиеся стихи). Пример Д.:
Ветер ворвался в окно
Ветер осенний,
Полный сирени...
Мы не видались давно,
Ветер ворвался в окно,
Полный видений...
Скучно и в сердце темно:
Нет воскресений
Прежних мгновений...
Ветер ворвался в окно.
ДИЗЕЛЬ, поршневой двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Работает на дизельном топливе, экономичен. Применяется в основном на судах, тепловозах, грузовых автомобилях, тракторах и других сельскохозяйственных машинах, дизельных электростанциях. Создан немецким изобретателем Р. Дизелем в 1897 (патент 1892). Коэффициент полезного действия до 44%.
ДИЗЕЛЬ, -я, м.
1. Дурак, придурок.
Полный дизель!
Одни дизеля собрались!
2. Дисциплинарный батальон, дисбат, а также солдат, находящийся в дисбате.
2. - из арм.
ди́зель, мн. ди́зели, род. ди́зелей и в профессиональной речи дизеля́, дизеле́й. Неправильно произношение [ди́зэль].
Это название одного из видов двигателей внутреннего сгорания обязано своим появлением немецкому инженеру Рудольфу Дизелю, который в конце XIX в. и создал такой двигатель.
Дизель - поршневой двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Работает на дизельном топливе, экономичен. Применяется в основном на судах, тепловозах, грузовых автомобилях, тракторах, дизельных электростанциях. Назван по имени Р. Дизеля.
Рудольф Дизель - Rudolf Diesel (1858-1913)
немецкий инженер, создатель двигателя внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Родился во Франции в семье немецких эмигрантов. В 1870 г. из-за начавшейся Франко-прусской войны семья Дизелей была выслана в Англию. В 1878 г. Рудольф окончил высшую Политехническую школу в Мюнхене. В патентах 1892 и 1893 гг. выдвинул идею создания двигателя внутреннего сгорания, работающего по циклу, близкому к идеальному. Наивысшая температура в двигателе Дизеля достигалась сжатием чистого воздуха. В 1897 г. в Аугсбурге Дизель построил двигатель, основанный на принципе предварительного сжатия воздуха и самовоспламенения топлива, подаваемого в цилиндр в конце такта сжатия. Двигатель отличался сравнительно высоким кпд, но работал на дорогостоящем керосине, имел ряд конструктивных дефектов. После некоторых усовершенствований, внесенных в 1898-1899 г., двигатель стал надежно работать на дешевом топливе - нефти и получил широкое распространение в промышленности и на транспорте. Р. Дизель погиб, упав за борт корабля и утонув в Ла-Манше.
ди́зель
(по имени нем. изобретателя, инженера Дизеля (diesel), 1858-1913) двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, работающий на жидком топливе; топливо впрыскивается в цилиндр двигателя в конце хода сжатия и воспламеняется от высокой температуры, получающейся при сжатии воздуха.
- Тип двигателя.
- Мотор, жующий ДТ.
- Двигатель внутреннего сгорания.
- Двигатель трактора.
- Американский актёр, исполнивший главную роль в фильме «Хроники Риддика».
- Немецкий изобретатель двигателя.
- Американский актёре, исполнивший одну из главных ролей в фильме «Форсаж».
- Американский актёр, исполнивший главную роль в фильме «ХХХ».
- Немецкий изобретатель, утонувший в проливе Ла-Манш.
- Американский актёр, исполнивший роль Колдера в фильме «Последний охотник на ведьм».
- Американский актёр, исполнивший роль рядового Адриана Капарзо в фильме «Спасти рядового Райана».
- Американский актёр, исполнивший главную роль в фильме «Вавилон Н.Э.».
ДИЗЕЛЬ (Diesel) Рудольф (1858-1913) - немецкий инженер. Создал (1897) двигатель внутреннего сгорания, названный его именем.
ДИЗЕЛЬ (двигатель) - ДИ́ЗЕЛЬ, поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий на жидком топливе с воспламенением от сжатия. Топливо впрыскивается в цилиндр двигателя в конце сжатия и воспламеняется от высокой температуры сжатого воздуха. Дизели отличаются экономичностью.
Немецкий инженер Р. Дизель (см. ДИЗЕЛЬ Рудольф) получил патент на это изобретение в 1892 и сумел заинтересовать им два ведущих завода Германии. Основная конструкция двигателя Дизеля получила оформление в результате многолетней работы конструкторов Аугсбургского машиностроительного завода и завода Круппа (см. КРУПП). К 1897 двигатель был изготовлен, испытан и поступил на рынок.
Устройство первого дизеля
На основной плите монтируется А-образная станина, отлитая в одно целое с рубашками водяного охлаждения. Кривошипно-шатунный механизм выполнен без направляющих. Рабочую поверхность цилиндра представляет запрессованная в станину чугунная втулка, которая при нагревании во время работы свободно удлиняется вниз, вследствие чего температурные деформации перестают быть опасными.
Коленчатый вал расположен внизу и опирается на подшипники, нижняя часть которых отлита в одно целое с основной плитой.
На станине сбоку укреплен двухступенчатый компрессор, необходимый для снабжения двигателя сжатым воздухом для распыления топлива и для пуска его в ход. Движение поршню компрессора передается от шатуна с помощью двух серег через балансир и шатун компрессора.
Распределительный вал укреплен на станине на уровне крышки цилиндра и вращается с числом оборотов вдвое меньшим, чем коленчатый вал, с помощью двух пар винтовых шестерен. Для этого служит вертикальный промежуточный вал, на котором укрепляется регулятор.
Двигатель работает по четырехтактному циклу: при первом ходе поршня вниз засасывается чистый воздух, который при обратном ходе сжимается до 30-34 атм. За 8-9о до верхней мертвой точки открывается игла для распыливающего воздуха, и поданное несколько раньше топливо вдувается в цилиндр, распыливается и воспламеняется от соприкосновения с горячим сжатым воздухом. Для этого компрессор делается двухступенчатым, чтобы давление сжатого в нем воздуха превышало максимальное давление газов в цилиндре двигателя.
При третьем такте происходит сгорание топлива и расширение продуктов сгорания. Четвертый такт начинается с подъема поршня. За этот такт продукты сгорания выталкиваются поршнем через выпускные органы в атмосферу или к турбине нагнетателя. После этого процесс вновь начинается с первого такта.
Охлаждающая вода подводится внизу рубашки двигателя, затем через отверстие проходит в крышку цилиндра, откуда отводится через верхний фланец. В крышке цилиндра расположены впускной и выпускной клапаны. В крышке по оси цилиндра имеется форсунка для подачи топлива.
Мощность двигателя составляла 25 л. с., на керосине двигатель показал при испытании КПД в несколько раз выше, чем паровые машины того времени, а именно целых 26%.
История внедрения
Уже в 1897 патент на постройку нового двигателя был приобретен механическим заводом «Л. Нобель» в Петербурге, ставшим потом «Русским Дизелем», а в 1898 этот завод приступил к постройке дизелей. Уже в январе 1899 первый одноцилиндровый двигатель мощностью 20 л. с. при двухстах оборотах в минуту работал на сырой нефти с расходом 220 г / (л.с. в ч.).
Еще в 1898 выдающийся русский кораблестроитель К. П. Боклевский (см. БОКЛЕВСКИЙ Константин Петрович) впервые выдвинул идею о целесообразности использования двигателей внутреннего сгорания на судах. Он считал: «Будущее принадлежит теплоходам». Именно в эти годы в русском языке появилось новое слово «теплоход».
Весной 1903 от причала Выборгской стороны в Петербурге отошел первый в мире теплоход - волжский танкер «Вандал» грузоподъемностью 820 тонн. В качестве главных двигателей на нем были установлены три трехцилиндровых четырехтактных дизеля мощностью по 120 л. с. каждый при частоте вращения 240 об/мин. Эти дизели вращали генераторы электрического тока. Три электродвигателя вращали три винта теплохода. Реверс осуществлялся переменой направления тока в обмотках электромоторов.
Второй танкер тех же размеров «Сармат» вступил в эксплуатацию годом позже, чем «Вандал». На новом теплоходе были установлены два четырехцилиндровых четырехтактных дизеля мощностью по 180 л. с. каждый. При прямом ходе дизели непосредственно вращали винты теплохода, а при обратном ходе двигатели переключались на вращение роторов генераторов электрического тока. При этом гребные винты при заднем ходу вращались электродвигателями. Это новшество, внесенное русскими инженерами, существенно повышало КПД всей силовой установки.
В 1907-1909 гг. заводы «Л. Нобель» и Коломенский совместно построили дизели для восьми амурских мониторов. На каждом мониторе было установлено по четыре дизеля общей мощностью 1000 л. с. при 350 об/мин, что обеспечивало скорость хода 11 узлов или 20,4 км/ч.
На Коломенском заводе работал известный инженер-конструктор Р. А. Корейво, который предложил для реверса судовых дизелей передачу из зубчатых колес с разобщительными пневматическими муфтами.
Двухтактные дизели
По конструкции дизели подразделяются на двухтактные и четырехтактные. Рабочий цикл в двухтактном двигателе происходит за два хода поршня или за один оборот коленчатого вала. Очистка цилиндра двигателя и наполнение его свежим зарядом воздуха происходит в тот период, когда поршень находится вблизи нижней мертвой точки. При этом поршень открывает нижние окна, через которые в цилиндр поступает свежий заряд, а перед этим открывался выпускной клапан, и газы покидали цилиндр двигателя, освобождая место для свежего воздуха. При этой системе очистки цилиндра свежий воздух поднимается вверх и часть его может покинуть цилиндр. Такая прямоточная продувка цилиндра обеспечивает наилучшую очистку от продуктов сгорания. При движении поршня вверх закрывается сначала впускной клапан, а затем и продувочные окна. После этого начинается процесс сжатия воздуха. Около высшей мертвой точки форсункой подается топливо, которое воспламеняется от горячего воздуха, и начинается сгорание и расширение продуктов сгорания при ходе поршня вниз. В конце второго такта открываются выпускные органы и открываются впускные, и процесс повторяется. Недостатком этой системы является наличие двух коленчатых валов и, соответственно, двух узлов с самостоятельными кривошипно-шатунными механизмами. Другой вид продувки - петлевой - применяется в настоящее время реже, так как качество очистки цилиндра в этом случае хуже, чем у прямоточной. К недостаткам двухтактных дизелей следует отнести потерю части мощностина процессы очистки и наполнения цилиндра очередной порцией горючей смеси. Эта потеря составляет около 20 %.
Дальнейшая классификация дизелей связана с их мощностью и назначением. По этим признакам их можно разделить на три группы: мощностью 100-736 кВт с применением в самых разнообразных областях промышленности, строительства и транспорта, дизели мощностью 736-5000 кВт, применяемые для мощных магистральных тепловозов и, наконец, мощные тихоходные двигатели морских теплоходов, когда количество кВт изменяется в пределах от 6000 до 25000.
Ди́зель Рудольф (Diesel) (1858-1913), немецкий инженер. Создал (1897) двигатель внутреннего сгорания, названный его именем.
* * *
ДИЗЕЛЬ Рудольф - ДИ́ЗЕЛЬ (Diesel) Рудольф (18 марта 1858, Париж - 29 сентября 1913, пролив Ла-Манш), немецкий инженер, создатель двигателя внутреннего сгорания (1897), названного его именем.
Родился в немецкой семье, эмигрировавшей во Францию. В 1870 из-за начавшейся Франко-прусской войны (см. ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА) всю семью выслали в Англию. Для получения образования родители отправили Рудольфа в Германию: сначала в Аугсбург, а затем в Мюнхен в Высшую техническую школу, которую он окончил с отличием, став инженером по холодильным установкам.
Молодому Дизелю покровительствовал инженер и предприниматель Карл фон Линде (см. ЛИНДЕ Карл), устроивший Рудольфа в 1880 на работу в парижское отделение своей фирмы. Наблюдения за состоянием газов при их резком сжатии и расширении привели Дизеля к идее безыскрового воспламенения газовой смеси в цилиндре двигателя. От первых опытов с газами исследователь перешел к экспериментам с горючими жидкостями, используя в качестве воспламенителя высокую температуру сжимаемого воздуха. В 1890 Дизель перешел на работу в берлинское отделение фирмы Линде. Здесь он представил расчеты и теоретическое обоснование своей идеи и в 1892 получил патент.
В 1897 Дизель сумел продемонстрировать работу действующего двигателя своей конструкции мощностью 25 л. с. Высокоэффективный двигатель заинтересовал фирму Круппа (см. КРУПП) , машиностроительные заводы Аугсбурга. К Рудольфу Дизелю пришел коммерческий успех, но через некоторое время лицензионные отчисления (ройялти) прекратились из-за конструкторских просчетов, устраненных уже другими изобретателями. Рудольф Дизель погиб, видимо, во время крушения почтового парохода «Дрезден» в проливе Ла-Манш (по другой версии, покончил жизнь самоубийством из-за финансовых неудач).
ДИЗЕЛЬ, РУДОЛЬФ КРИСТИАН КАРЛ
(Diesel, Rudolf Christian Karl)
(1858-1913), немецкий изобретатель, создатель двигателя внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Родился 18 марта 1858 в Париже в семье ремесленника из Аугсбурга. Учился в Мюнхенской высшей технической школе. Еще студентом, ознакомившись с основами теории тепловых машин, увлекся идеей повысить КПД паровой машины. Для этого, как он полагал, сжигание горючей смеси следует проводить внутри цилиндра, предварительно повысив степень сжатия. Но слишком сильно сжимать горючую смесь нельзя: она перегревается и вспыхивает раньше времени. Дизель решил сжимать не горючее, а воздух, и только к концу сжатия впрыскивать в цилиндр жидкое топливо под высоким давлением. Все эти соображения Дизель изложил в работе Теория и конструкция рационального теплового двигателя (Theorie und Konstruktion eines rationellen Warmemotors, 1893). Вначале он попытался создать двигатель на угольной пыли, но успеха добился, лишь когда использовал в качестве горючего частично очищенную нефть. В 1897 работы над двигателем были завершены. Его КПД действительно был значительно выше, чем у созданных к тому времени паровых машин; кроме того, здесь не нужна была система зажигания. Историю своего изобретения Дизель изложил в книге Создание дизельного двигателя (Die Enstehung des Dieselmotors, 1913). Новый двигатель сразу нашел широкое применение, многие страны приглашали к себе его изобретателя. Обстоятельства гибели Дизеля трагичны: 29 сентября 1913 он отправился на пароходе из Антверпена в Лондон для проведения консультаций в английском Адмиралтействе, однако во время плавания упал за борт и утонул.
ЛИТЕРАТУРА
Радциг А.А. История теплотехники. М. - Л., 1936 Гумилевский Л.И. Рудольф Дизель. М. - Л., 1938
ди́зель-мото́р, ди́зель-мото́ры, ди́зель-мото́ра, ди́зель-мото́ров, ди́зель-мото́ру, ди́зель-мото́рам, ди́зель-мото́ром, ди́зель-мото́рами, ди́зель-мото́ре, ди́зель-мото́рах
дизель-мотор
- ДИЗЕЛЬ, ДИЗЕЛЬ-МОТОР [< соб.] - двигатель внутреннего сгорания работающий на тяжёлом жидком топливе (нефти); топливо впрыскивается в цилиндр двигателя в конце хода сжатия и воспламеняется от высокой температуры, получающейся при сжатии воздуха
Ди́зель-по́езд - железнодорожный состав из моторных (оборудованных дизелями) и прицепных вагонов, в котором крайние (головные) вагоны оборудованы пультами управления.
* * *
ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗД - ДИ́ЗЕЛЬ-ПО́ЕЗД, железнодорожный состав из моторных (оборудованных дизелями) и прицепных вагонов, в котором крайние (головные) вагоны оборудованы пультами управления.
ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗД - железнодорожный состав из моторных (оборудованных дизелями) и прицепных вагонов, в котором крайние (головные) вагоны оборудованы пультами управления.
ДИ́ЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОХО́Д, дизель-электрохода, муж. Электроход, снабжённый дизелем в качестве первичного двигателя.
| прил. дизель-электроходный, -ая, -ое.
Ди́зель-электрохо́д - судно (электроход), на котором электрические генераторы приводятся в действие дизелями.
* * *
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОХОД - ДИ́ЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОХО́Д, судно (электроход), на котором электрические генераторы приводятся в действие дизелями.
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОХОД - судно (электроход), на котором электрические генераторы приводятся в действие дизелями.
Ди́зельная электроста́нция - энергетическая установка, оборудованная одним или несколькими генераторами электрического тока, приводимыми во вращение дизельными двигателями. Используются в сельском хозяйстве, лесной промышленности, на транспорте и других областях в качестве основного, резервного или аварийного, стационарного или передвижного источника электроэнергии.
* * *
ДИЗЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ - ДИ́ЗЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОСТА́НЦИЯ, энергетическая установка, оборудованная одним или несколькими генераторами электрического тока, приводимыми во вращение дизельными двигателями. Используются в сельском хозяйстве, лесной промышленности, на транспорте и др. в качестве основного, резервного или аварийного, стационарного или передвижного источника электроэнергии.
ДИЗЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ - энергетическая установка, оборудованная одним или несколькими генераторами электрического тока, приводимыми во вращение дизельными двигателями. Используются в сельском хозяйстве, лесной промышленности, на транспорте и др. в качестве основного, резервного или аварийного, стационарного или передвижного источника электроэнергии.
Ди́зельное то́пливо - жидкое нефтяное топливо: в основном керосиногазойлевые фракции прямой перегонки нефти (для быстроходных дизелей) и более тяжёлые фракции или остаточные нефтепродукты (для тихоходных дизелей). Важнейшая характеристика дизельного топлива - цетановое число.
* * *
ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО - ДИ́ЗЕЛЬНОЕ ТО́ПЛИВО, жидкое нефтяное топливо: в основном керосино-газойлевые фракции прямой перегонки нефти (для быстроходных дизелей) и более тяжелые фракции или остаточные нефтепродукты (для тихоходных дизелей). Важнейшая характеристика дизельного топлива - цетановое число (см. ЦЕТАНОВОЕ ЧИСЛО).
ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО - жидкое нефтяное топливо: в основном керосино-газойлевые фракции прямой перегонки нефти (для быстроходных дизелей) и более тяжелые фракции или остаточные нефтепродукты (для тихоходных дизелей). Важнейшая характеристика дизельного топлива - цетановое число.