нескл. ж. разг.
то же, что динамо-машина
ДИНА́МО, нескл., жен. (тех.). То же, что динамомашина.
"ДИНАМО" - физкультурно-спортивное общество (основано в 1923). С 1992 действует в России и ряде других стран. Спортсмены "Динамо" становились чемпионами Олимпийских игр. ок. 200 раз, мира, Европы - ок. 1000 (1991). Ок. 800 спортсменов удостоено звания заслуженный мастер спорта.
ДИНАМО, нескл., ср (или динамо-машина), ДИНАМА, -ы, ж..
1. То же, что динамист.
2. Действие по зн. гл. динамить.
Крутить динаму кому и без доп. - обманывать кого-л.
См. динамист.
1950-е гг. Лестница здания городской Думы на Невском проспекте. < От магазина спортивных товаров "Динамо", существовавшего здесь в то время.
(гк)
δύναμιζ сила
динамика часть механики, исследующая движение тел под действием приложенных сил; состояние или ход развития чего-л. (например, положительная динамика - изменения к лучшему); ср. нем. Dynamik, фр. dy-namique, англ. dynamics
динамометр силомер
гиподинамия недостаточная физическая нагрузка
динамит взрывчатое вещество большой силы
динамо
[< гр. сила] - машина для превращения механической работы в электрическую энергию с помощью индукции токов; динамо создаёт электрический ток, текущий всегда в одном направлении (прямой ток), но не строго постоянный по величине, а слегка пульсирующий
- Спортивный клуб, за который выступал дядя Стёпа.
- «Спортивный клуб» обманщицы.
- Спортивное общество милиционеров.
- Команда бело-голубых.
- Какой спортивный клуб имеет девиз «Сила в движении»?
- Российский хоккейный клуб.
- Российский футбольный клуб.
- Двигатель, служащий для выработки электрического тока из механической работы и наоборот.
- Его крутят девушки.
- Оборудованием, сконструированным на этом старейшем электромашиностроительном заводе, оснастили первый отечественный троллейбус и первую секцию метро.
- Сборник стихов узбекского писателя, поэта Гафура Гуляма.
- Завод в Москве.
- Станция московского метрополитена.
Делать/ сделать динамо. Жарг. мол. Шутл.-ирон. Бежать, убегать откуда-л. Я - молодой, 1998, № 2, № 8.
Крутить (двигать, заряжать) динамо (динаму) [кому]. 1. Жарг. угол., мол. Обманывать кого-л. ТСУЖ, 48; DL, 131; СРВС 4, 23; Быков, 63; Елистратов 1994, 112. 2. Жарг. угол. Не уплачивать проигранную сумму. СРВС 4, 7, 75, 104, 135; СВЖ, 4; Мильяненков, 114; ББИ, 68; Балдаев 1, 111. 3. Жарг. угол. Утаивать от соучастников часть краденого. Мильяненков, 114; ББИ, 68; Балдаев 1, 110; ТСУЖ, 67. 4. Жарг. угол. Проведя вечер с мужчиной в ресторане, исчезать, скрываться, не расплатившись и проигнорировав ухажера (действия мошенницы). Мильяненков, 114; ББИ, 68; Балдаев 1, 110. 5. Жарг. мол. Не выполнять своих обещаний. Никитина 1998, 109. Динамо - обман.
Крутнуть динамо. Жарг. мол. Достать денег у кого-л. СМЖ, 91.
Двигать/ двинуть динаму. Жарг. угол. Неодобр. Украсть что-л. у своих товарищей. СРВС 3, 188, 227.
Засадить динаму. Жарг. угол. Проиграть в карты на честное слово, без денежного обеспечения. СРВС 3, 88. Динама - проигрыш, не обеспеченный деньгами.
ДИНАМО (стадион) - «ДИНАМО», стадион на территории Петровского парка в Москве. Построен в 1928 к открытию Первой Всесоюзной спартакиады (см. СПАРТАКИАДА). Со дня открытия и до конца 1950-х гг. являлся крупнейшей спортивной ареной Москвы (трибуны стадиона вмещают около 54 тыс зрителей). Стадион также включает: Малую арену, крытый каток, гимнастический зал, футбольно-легкоатлетический манеж, теннисные корты, плавательные бассейны (крытый 25 м и открытый 50 м). На стадионе проводятся матчи одного из популярнейших футбольных клубов России московского «Динамо».
Дина́мо-маши́на - устаревшее название электрического генератора постоянного тока.
* * *
ДИНАМО-МАШИНА - ДИНА́МО-МАШИ́НА, устаревшее название электрического генератора постоянного тока.
-ы, ж.
Устарелое название машины, служащей для выработки постоянного электрического тока; электрический генератор.
ДИНАМО, нескл., ср (или динамо-машина), ДИНАМА, -ы, ж..
1. То же, что динамист.
2. Действие по зн. гл. динамить.
Крутить динаму кому и без доп. - обманывать кого-л.
См. динамист.
дина́мо-маши́на, дина́мо-маши́ны, дина́мо-маши́н, дина́мо-маши́не, дина́мо-маши́нам, дина́мо-маши́ну, дина́мо-маши́ной, дина́мо-маши́ною, дина́мо-маши́нами, дина́мо-маши́нах
ДИНАМО-ЭФФЕКТ - ДИНА́МО-ЭФФЕ́КТ, см. Гидромагнитное динамо (см. ГИДРОМАГНИТНОЕ ДИНАМО).
ДИНА́МОВЕЦ -вца; м. Спортсмен, член спортивного общества "Динамо".
◁ Дина́мовка, -и; мн. род. -вок, дат. -вкам; ж.
дина́мовец, дина́мовцы, дина́мовца, дина́мовцев, дина́мовцу, дина́мовцам, дина́мовцем, дина́мовцами, дина́мовце, дина́мовцах
динамо́граф, динамо́графы, динамо́графа, динамо́графов, динамо́графу, динамо́графам, динамо́графом, динамо́графами, динамо́графе, динамо́графах
- Метод исследования сердечно-сосудистой системы, основанный на регистрации изменений положения центра тяжести грудной клетки, обусловленных сокращениями сердца и перемещением крови в крупных сосудах.
ДИНАМОМАШИ́НА, динамомашины, жен. (от греч. dynamis - сила и слова Машина) (тех.). Машина, служащая для выработки электрического тока. Динамомашина в отличие от магнето получает возбуждение от электромагнитов.
ДИНАМОМАШИНА - электрический двигатель, в котором механическая работа превращается в электрическую силу.
Динамометаморфи́зм (от греч. dýnamis - сила и metamórphōsis - превращение), преобразование горных пород под воздействием тектонических движений, происходящее с разрушением, раздроблением и истиранием породообразующих минералов, но без существенной перекристаллизации.
* * *
ДИНАМОМЕТАМОРФИЗМ - ДИНАМОМЕТАМОРФИ́ЗМ (от греч. dynamis - сила и metam-orphosis - превращение), преобразование горных пород под воздействием тектонических движений, происходящее с разрушением, раздроблением и истиранием породообразующих минералов (см. ПОРОДООБРАЗУЮЩИЕ МИНЕРАЛЫ) , но без существенной перекристаллизации.
ДИНАМОМЕТАМОРФИЗМ (от греч. dynamis - сила и metam-orphosis - превращение) - преобразование горных пород под воздействием тектонических движений, происходящее с разрушением, раздроблением и истиранием породообразующих минералов, но без существенной перекристаллизации.
динамометаморфизм
[см. динамо… + метаморфизм] - изменение горных пород в недрах земной коры, главным образом под действием бокового давления пород с участием воды, высокой температуры и др. факторов
- Преобразование горных пород под воздействием тектонических движений, происходящее с разрушением, раздроблением и истиранием породообразующих минералов, но без существенной перекристаллизации.
м.
1. Прибор для измерения силы или момента силы при испытании машин и их эксплуатации; силомер.
2. Прибор для измерения силы мышц человека.
ДИНАМО́МЕТР, динамометра, муж. (от греч. dynamis - сила и metron - мера) (тех.). Прибор для измерения механической силы.
ДИНАМО́МЕТР, -а, м
Прибор для измерения величины механической силы;
Син.: силомер.
Он [Дима] вытянул руку, на ладони его лежал динамометр. - Видишь? - Он сжал пальцы в кулак и потом показал мне стрелку (В. Акс.).
ДИНАМО́МЕТР -а; м. [от греч. dynamis - сила и metron - мера] Прибор для измерения величины механической силы; силомер. Показатели динамометра.
* * *
динамо́метр (от греч. dýnamis - сила и ...метр), силомер, прибор для измерения силы или крутящего момента, состоящий из силового звена (упругого элемента) и отсчётного устройства. Динамометры разделяют по принципу действия на механические (пружинные или рычажные), гидравлические и электрические; по назначению - на образцовые и рабочие (общего назначения и специальные).
* * *
ДИНАМОМЕТР - ДИНАМО́МЕТР (от греч. dynamis - сила и греч. metron - мера, metreo - измеряю), силомер, прибор для измерения силы или крутящего момента, состоящий из силового звена (упругого элемента) и отсчетного устройства. Динамометры разделяют по принципу действия на механические (пружинные или рычажные), гидравлические и электрические; по назначению - на образцовые и рабочие (общего назначения и специальные).
ДИНАМОМЕТР (от греч. dynamis - сила и ...метр) - силомер, прибор для измерения силы или крутящего момента, состоящий из силового звена (упругого элемента) и отсчетного устройства. Динамометры разделяют по принципу действия на механические (пружинные или рычажные), гидравлические и электрические; по назначению - на образцовые и рабочие (общего назначения и специальные).
-а, м.
Прибор для измерения величины механической силы; силомер.
[От греч. δύναμις - сила и μετρέω - мерю]
ДИНАМОМЕТР - механический или электрический прибор для измерения силы тяги или крутящего момента машины, станка или двигателя. В зависимости от принципа действия динамометры делятся на два типа: тормозные и трансмиссионные; при измерениях первые поглощают мощность обследуемого агрегата, а вторые пропускают ее, не мешая рабочему циклу. Тормозные динамометры бывают самых различных конструкций; к ним относятся, например, тормоз Прони, гидравлический и электромагнитный тормоза. Обычно двигатель или механизм, мощность которого определяется, воздействует на некоторый вал, вращательное усилие на котором или его крутящий момент измеряется непосредственно динамометром. При этом, как правило, тахометром измеряется скорость вращения вала. Сопоставляя результаты таких измерений, находят входную или выходную мощность машины. Показанный на рис. 1 тормоз Прони имеет следующие элементы: барабан, установленный на том валу, которому передается подлежащая измерению мощность, фрикционный тормоз, тормозной рычаг и весы. При повороте барабана фрикционный тормоз и связанный с ним тормозной рычаг тоже стремятся повернуться, но этому препятствует груз, величина которого, измеряемая по весовой шкале, и определяет вращательное усилие на валу. По результатам такого измерения и показаниям тахометра находят искомую мощность. Тормоз Прони используют при измерениях характеристик низкооборотных двигателей постоянной мощности.
Рис. 1. ТОРМОЗ ПРОНИ, один из видов тормозных динамометров. 1 - вал; 2 - барабан; 3 - лента тормоза; 4 - тормозные колодки; 5 - тормозной рычаг; 6 - пружина; 7 - весы; 8 - калиброванные грузы.
Гидравлическим тормозом можно измерять мощность высокооборотных агрегатов, например, крупногабаритных турбин.
Особый вид динамометра представляет собой т.н. беговой барабан, предназначенный для определения тяговых или тормозных усилий грузовых и легковых автомобилей; его принципиальная схема приведена на рис. 2.
Рис. 2. БЕГОВОЙ БАРАБАН, используется для измерений мощности, развиваемой автомобилем в реальных дорожных условиях. Усилия с колеса передаются через приводной валок на гидравлический тормоз, барабан которого стремится повернуться вместе с тормозным рычагом, но тому препятствует пружина торсиометрического моста, измеряющего крутящий момент. Вращение колеса передается также через вспомогательный валок ротору электрического генератора, выход которого соединен с тахометром. Беговым барабаном имитируются нагрузки при трогании и остановке автомобиля, а также на крутых подъемах и спусках. 1 - заднее колесо автомобиля; 2 - приводной валок; 3 - труба подачи воды; 4 - теплообменник; 5 - труба выхода воды; 6 - гидравлический тормоз; 7 - маховик; 8 - тормозной рычаг; 9 - торсиометрический мост; 10 - индикатор мощности; 11 - тахометр; 12 - генератор; 13 - вспомогательный валок.
Зачастую в схему тормозного динамометра входит электрический генератор. Работает он от испытываемого двигателя, а его выходной сигнал поступает в набор резисторов, которые поглощают измеряемую мощность в электрической форме. Измеренным значением необходимой для этого поглощения резистивной нагрузки и определяется искомая мощность. В электромагнитном динамометрическом тормозе на приводном валу, связанном с испытуемым агрегатом, крепится металлический диск, расположенный между полюсами магнита с поворотным ярмом. При вращении диска между магнитными полюсами в нем возникают вихревые индукционные токи, в результате взаимодействия которых с магнитным полем скоба стремится повернуться; по усилию, необходимому для удержания скобы от поворота, и определяется искомая величина. Электромагнитный динамометр может быть выполнен в виде миниатюрного прибора, пригодного для измерений характеристик малогабаритных двигателей.
Трансмиссионные динамометры. В крутильном динамометре с помощью тензодатчика, связанного с упругим приводным валом, измеряются деформации кручения этого вала. Деформации изменяют электрическое сопротивление тензодатчика, и на заблаговременно прокалиброванном индикаторе можно получать показания в желаемых единицах мощности. Такие динамометры применяют при определении характеристик судовых двигателей. Большинство электрических динамометров представляет собой двигатель-генератор постоянного тока на вращающейся опоре. При измерениях мощности, потребляемой испытуемым агрегатом, такой динамометр работает как электродвигатель; основание его статора установлено на подшипниках и может поворачиваться, а ротор жестко соединяется с ротором проверяемого механизма. При воздействии динамометра на испытуемый агрегат статор стремится повернуться вслед за своим ротором, но удерживается рычагом, связанным с весами; скорость вращения определяется тахометром. Если измеряется выходная мощность какого-то двигателя, то электрический динамометр функционирует как электрический генератор. Электрические динамометры применяются для измерения характеристик маломощных машин; они легко перестраиваются, точно изменяя скорость вращения или значение выходной нагрузки испытуемого устройства.
ЛИТЕРАТУРА
Желудков В.Н. Динамометрические приборы. Л., 1976 Грановский В.А. Динамометрические измерения. Л., 1984
ДИНАМОМЕТР (от греческого dynamis - сила и ...метр) (силомер), прибор для измерений силы и крутящего момента (например, тягового усилия локомотива, трактора). Результаты измерений показывает отсчетное устройство. Динамометр используют также для определения силы мышц человека.
динамо́метр, динамо́метры, динамо́метра, динамо́метров, динамо́метру, динамо́метрам, динамо́метром, динамо́метрами, динамо́метре, динамо́метрах
сущ., кол-во синонимов: 7