м.
Вид тонического стиха, ритмические строки которого соизмеряются по числу ударных слогов при свободном количестве и местоположении безударных слогов.
м.
Вид тонического стиха, ритмические строки которого соизмеряются по числу ударных слогов при свободном количестве и местоположении безударных слогов.
ДО́ЛЬНИК, дольника, муж. (лит.). Стихотворный размер с произвольным, неравным числом неударных слогов между ударными, напр.: «В густой | траве | пропадёшь | с головой. || В тихий дом | войдёшь | не стучась.» А.Блок.
ДО́ЛЬНИК, -а, муж. (спец.). В стихосложении: промежуточная форма между силлабо-тоническим и тоническим стихом 1.
ДО́ЛЬНИК -а; м. Лит. Вид тонического стиха, ритмические строки которого соизмеряются по числу ударных слогов при свободном количестве и местоположении безударных слогов.
* * *
до́льник - промежуточная форма между силлабо-тоническим и чисто-тоническим стихосложением: стих, в котором объём слабых промежутков между сильными (преимущественно ударными) местами колеблется в пределах 1-2 слогов («Чéрный вóрон в сýмраке снéжном», А. А. Блок). В русской поэзии широко употребителен с начала XX в.
* * *
ДОЛЬНИК - ДО́ЛЬНИК, промежуточная форма между силлабо-тоническим (см. СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ) и чисто-тоническим стихосложением: стих, в котором объем слабых промежутков между сильными (преимущественно ударными) местами колеблется в пределах 1-2 слогов («Черный ворон в сумраке снежном», А. А. Блок). В русской поэзии широко употребителен с нач. 20 в.
ДОЛЬНИК - промежуточная форма между силлабо-тоническим и чисто-тоническим стихосложением: стих, в котором объем слабых промежутков между сильными (преимущественно ударными) местами колеблется в пределах 1-2 слогов ("Черный ворон в сумраке снежном", А. А. Блок). В русской поэзии широко употребителен с нач. 20 в.
-а, м. лит.
Вид стиха, основанный на соизмеримости ритмических групп неравного слогового состава, строки которого имеют определенное количество ударений, при свободном количестве слогов между ударениями.
ДО́ЛЬНИК, паузник - неклассич. стих. размер, являющийся переходной формой между силлабо-тонич. и тонич. стихосложением. Длина стиха в Д. измеряется не числом стоп, а числом сильных мест (иктов), кол-во безударных слогов между ними колеблется в диапазоне от 1 до 2 слогов, анакруза - от 0 до 2 слогов (схема Д.: 0/2-1/ 2-1/2-...). Разл. сочетания односложных и двусложных интервалов образуют ритмич. вариации Д. Самые употребит. из дольниковых размеров - 3-иктный и 4-иктный с постоян. или перемен. анакрузой и их чередование; распространение также получили 2- и 6-иктные (рус. гекзаметр) размеры. Среди 3-иктных Д. выделяют 3 осн. разновидности: "есенинский тип", "гумилевский тип" и "цветаевский тип" (по именам поэтов, у к-рых они получили отчетливое выражение). В рус. поэтич. практике Д. появляются в кон. 18 - нач. 19 вв. как эксперименты с силлабо-тоникой (Г. Державин: "Снегирь", "Весна", "Лето", "Радуга" и др.), а также имитации нар. и антич. стиха (Ю. Нелединский-Мелецкий, "Ох, тошно мне"; А. Дельвиг, "Только узнал я тебя"). Как самостоят. размер начинает осваиваться в эпоху романтизма, гл. обр. в пер. и подражаниях герм. и англ. тонике (А. Бестужев-Марлинский, А. Одоевский, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Григорьев, позднее - Я. Полонский, А. Фет). Лишь в нач. 20 в. у символистов он становится равноправным метром рус. поэзии и самым употребит. из неклассич. размеров. Утверждение дольниковых размеров связано с творчеством А. Блока (3-иктный Д.) и А. Ахматовой (4-иктный Д.). В этот период впервые появляется вольный Д., т. е. стих с произвольной последовательностью дольниковых строк разл. длины - 2-, 3-, 4-, 5-иктных (А Блок, "Пузыри земли", А Белый, "Мертвец", В Хлебников, "Труба Гуль-муллы"). Д. в совр. поэзии - у Р. Рождественского, В. Сосноры и мн. др. Пример Д. (3-иктного, А. Блок):
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
до́льник, до́льники, до́льника, до́льников, до́льнику, до́льникам, до́льником, до́льниками, до́льнике, до́льниках