Домье́ Оноре (Daumier) (1808-1879), французский график, живописец и скульптор. Тесно связан с демократическим движением, мастер сатирического рисунка и литографии. Острогротескные карикатуры на правящую верхушку и мещанство (литографии: «Улица Транснонен», 1834; серия «Добрые буржуа», 1846-49). В живописи и скульптуре сочетал драматизм и сатиру, героику и гротеск («Дон Кихот», около 1868).
* * *
ДОМЬЕ Оноре - ДОМЬЕ́ (Daumier) Оноре (1808-1879), французский график, живописец и скульптор. Тесно связан с демократическим движением, мастер сатирического рисунка и литографии. Острогротескные карикатуры на правящую верхушку и мещанство (литографии - «Улица Транснонен», 1834; серия «Добрые буржуа», 1846-1849). В живописи и скульптуре сочетал драматизм и сатиру, героику и гротеск («Дон Кихот», ок. 1868).
* * *
ДОМЬЕ́ (Daumier) Оноре (26 февраля 1808, Марсель - 11 февраля 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, живописец, скульптор.
Отец, по профессии стекольщик, увлекался стихотворством и перевез семью в Париж в надежде на литературную карьеру. С 1822 Домье посещает занятия у художника А. Ленуара, работает с натуры в студии Сюиса, много копирует в Лувре (особенно Тициана (см. ТИЦИАН) и Рубенса (см. РУБЕНС Питер Пауль)). Работает рассыльным, затем в типографской мастерской, выполняя виньетки, заставки. Технике литографии обучался у Рамеле. Подрабатывает в журналах, с 1830 начинает сотрудничать с сатирическими изданиями Филипона «Карикатюр» и «Шаривари», получает известность как мастер хлесткой сатирической графики.
Беспощадно злая, меткая карикатура на только что взошедшего на престол короля Луи Филиппа (см. ФИЛИПП ЭГАЛИТЕ Луи Филипп Жозеф) «Гаргантюа» (1831) сделала имя Домье знаменитым, но стоила ему штрафа и шести месяцев тюрьмы. Выставлявшиеся в витринах литографии Домье становились событием, сотни людей приходили, чтобы увидеть их. Домье поднял карикатуру до уровня высокого искусства гротеска. В смешном и жутком обличье представлены участники заседания парламента «Законодательное чрево» (1834, литография): сборище казнокрадов, взяточников, тупиц, подхалимов - все персонажи мгновенно узнавались современниками. После введения строгой цензуры и законов против прессы (1835) Домье создает остроумные пародии на современные нравы («Купальщики», 1839), на удачливых проходимцев («Робер Макер», 1836-1838), на героев античной мифологии и истории («Боги Олимпа», 1841).
Зарабатывая на жизнь карикатурой, Домье для души занимался живописью. Он прекрасный колорист, смелый новатор, оказавший влияние на развитие живописи 1860-1870-х гг. В графике Домье резок, насмешлив, подчас желчен, в живописи нередко лиричен, задумчив. Образы, создаваемые им, исполнены благородства и достоинства: «Республика» (1848, Музей Орсе, Париж), «Прачка» (ок. 1863, там же), «Вагон третьего класса» (1860-е, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Криспен и Скапен» (ок. 1860, там же). Экспрессия форм и цвета сближает живопись Домье с поисками мастеров двадцатого столетия (серия «Дон Кихот» - в музеях Парижа, Мюнхена, Нью-Йорка).
По свидетельству современников, Домье не работал с натуры, полагаясь на свою гениальную зрительную память. Иногда он по памяти делал маленькие бюсты, а затем рисовал их с разных точек, выбирая самую характерную. Эти небольшие скульптуры (ок. 20 см), при жизни почти не известные публике, поражают смелой пластикой и динамикой форм - здесь Домье выступает как несомненный предшественник Родена (см. РОДЕН Огюст) .
В работах Домье слышится живой голос Франции, он радуется и страдает вместе с ней. Одна из последних его литографий - «Потрясенная наследством» (1871): Франция в черных одеждах среди бескрайней равнины, усеянной телами ее сыновей, - бесславный итог кровавой Франко-прусской войны 1870-1871. Великий труженик, оставивший после себя около 4000 листов графики, 300 живописных полотен, произведения скульптуры, при жизни он не был оценен по достоинству и полуослепший умер в бедности. Однако его творчество оказало большое влияние не только на современников, но и на художников следующего столетия.