Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

домье оноре

Энциклопедический словарь

Домье́ Оноре (Daumier) (1808-1879), французский график, живописец и скульптор. Тесно связан с демократическим движением, мастер сатирического рисунка и литографии. Острогротескные карикатуры на правящую верхушку и мещанство (литографии: «Улица Транснонен», 1834; серия «Добрые буржуа», 1846-49). В живописи и скульптуре сочетал драматизм и сатиру, героику и гротеск («Дон Кихот», около 1868).

* * *

ДОМЬЕ Оноре - ДОМЬЕ́ (Daumier) Оноре (1808-1879), французский график, живописец и скульптор. Тесно связан с демократическим движением, мастер сатирического рисунка и литографии. Острогротескные карикатуры на правящую верхушку и мещанство (литографии - «Улица Транснонен», 1834; серия «Добрые буржуа», 1846-1849). В живописи и скульптуре сочетал драматизм и сатиру, героику и гротеск («Дон Кихот», ок. 1868).

* * *

ДОМЬЕ́ (Daumier) Оноре (26 февраля 1808, Марсель - 11 февраля 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, живописец, скульптор.

Отец, по профессии стекольщик, увлекался стихотворством и перевез семью в Париж в надежде на литературную карьеру. С 1822 Домье посещает занятия у художника А. Ленуара, работает с натуры в студии Сюиса, много копирует в Лувре (особенно Тициана (см. ТИЦИАН) и Рубенса (см. РУБЕНС Питер Пауль)). Работает рассыльным, затем в типографской мастерской, выполняя виньетки, заставки. Технике литографии обучался у Рамеле. Подрабатывает в журналах, с 1830 начинает сотрудничать с сатирическими изданиями Филипона «Карикатюр» и «Шаривари», получает известность как мастер хлесткой сатирической графики.

Беспощадно злая, меткая карикатура на только что взошедшего на престол короля Луи Филиппа (см. ФИЛИПП ЭГАЛИТЕ Луи Филипп Жозеф) «Гаргантюа» (1831) сделала имя Домье знаменитым, но стоила ему штрафа и шести месяцев тюрьмы. Выставлявшиеся в витринах литографии Домье становились событием, сотни людей приходили, чтобы увидеть их. Домье поднял карикатуру до уровня высокого искусства гротеска. В смешном и жутком обличье представлены участники заседания парламента «Законодательное чрево» (1834, литография): сборище казнокрадов, взяточников, тупиц, подхалимов - все персонажи мгновенно узнавались современниками. После введения строгой цензуры и законов против прессы (1835) Домье создает остроумные пародии на современные нравы («Купальщики», 1839), на удачливых проходимцев («Робер Макер», 1836-1838), на героев античной мифологии и истории («Боги Олимпа», 1841).

Зарабатывая на жизнь карикатурой, Домье для души занимался живописью. Он прекрасный колорист, смелый новатор, оказавший влияние на развитие живописи 1860-1870-х гг. В графике Домье резок, насмешлив, подчас желчен, в живописи нередко лиричен, задумчив. Образы, создаваемые им, исполнены благородства и достоинства: «Республика» (1848, Музей Орсе, Париж), «Прачка» (ок. 1863, там же), «Вагон третьего класса» (1860-е, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Криспен и Скапен» (ок. 1860, там же). Экспрессия форм и цвета сближает живопись Домье с поисками мастеров двадцатого столетия (серия «Дон Кихот» - в музеях Парижа, Мюнхена, Нью-Йорка).

По свидетельству современников, Домье не работал с натуры, полагаясь на свою гениальную зрительную память. Иногда он по памяти делал маленькие бюсты, а затем рисовал их с разных точек, выбирая самую характерную. Эти небольшие скульптуры (ок. 20 см), при жизни почти не известные публике, поражают смелой пластикой и динамикой форм - здесь Домье выступает как несомненный предшественник Родена (см. РОДЕН Огюст) .

В работах Домье слышится живой голос Франции, он радуется и страдает вместе с ней. Одна из последних его литографий - «Потрясенная наследством» (1871): Франция в черных одеждах среди бескрайней равнины, усеянной телами ее сыновей, - бесславный итог кровавой Франко-прусской войны 1870-1871. Великий труженик, оставивший после себя около 4000 листов графики, 300 живописных полотен, произведения скульптуры, при жизни он не был оценен по достоинству и полуослепший умер в бедности. Однако его творчество оказало большое влияние не только на современников, но и на художников следующего столетия.

Энциклопедия Кольера

ДОМЬЕ, ОНОРЕ ВИКТОРЕН

(Daumier, Honor Victorin)

(1808-1879), французский литограф, живописец и скульптор. Родился в Марселе 20 февраля 1808. Семья художника переехала в Париж, когда он был еще ребенком. Оноре служил посыльным у юриста, работал книготорговцем, литографом. Он брал уроки рисования, изучал античную скульптуру в Лувре и работал в мастерской Эжена Будена. В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона, издателя либерального политического журнала "Карикатюр". Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. За одну из них, карикатуру на Луи-Филиппа, изображенного в виде Гаргантюа, автор на полгода попал в тюрьму. Когда в 1835 "Карикатюр" был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал - "Шаривари", и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. Он высмеивал недостатки и слабости мелкой буржуазии, атаковал врагов прогресса и обращался к политическим темам, если это допускала цензура. Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841-1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий, и у него оставалось очень мало времени для занятий живописью, к которой он, несмотря на полный провал у критиков Салона его живописных произведений, испытывал все больший интерес. В 1860-1864 он вовсе перестал заниматься литографией, но крайняя нужда вновь заставила его обратиться к этому занятию. В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. Количество поддельных картин Домье, возможно, даже превышает число выполненных им произведений. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. Здесь хорошо виден трудновоспроизводимый творческий метод художника: он начал с каркаса контурных линий, напоминающих его поздние литографии, а затем прошел по ним тонкими слоями лессировок, создающими плотную полупрозрачную живописную поверхность. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Отчасти этот результат объясняется тем, что Домье долгое время использовал небольшие глиняные модели для своих картин. Он работал очень быстро и обладал невероятно точной зрительной памятью, поэтому созданные им образы кажутся взятыми прямо из жизни.

ЛИТЕРАТУРА

Замятина А.Н. Оноре Домье. 1808-1879. М., 1954 Герман М.Ю. Домье. М., 1962

Полезные сервисы