сущ., кол-во синонимов: 1
лодка (122)
До́ни Антон Франческо (Doni) (1513-1574), итальянский социалист-утопист. В произведении «Миры» изобразил идеальное общество, на коллективной собственности, всеобщем равенстве и обязательном для всех труде.
* * *
ДОНИ Антон Франческо - ДО́НИ (Doni) Антон Франческо (1513-74), итальянский социалист-утопист (см. УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ). В произведении «Миры» изобразил идеальное общество, основанное на коллективной собственности, всеобщем равенстве и обязательном для всех труде.
ДОНИ́ЗАННЫЙ, донизанная, донизанное; донизан, донизана, донизано. прич. страд. прош. вр. от донизать.
ДОНИЗА́ТЬ, донижу, донижешь, совер. (к донизывать), что. Докончить низанье чего-нибудь. Донизать жемчуг.
ДОНИЗА́ТЬ -нижу́, -ни́жешь; дони́занный; -зан, -а, -о; св. что. Окончить нанизывание чего-л.; довести низание до какого-л. предела. Д. жемчуг. Д. бусы на нитку.
◁ Дони́зывать, -аю, -аешь; нсв. Дони́зываться, -ается; страд. Дони́зывание, -я; ср.
-нижу́, -ни́жешь; прич. страд. прош. дони́занный, -зан, -а, -о; сов., перех.
(несов. донизывать). Окончить нанизывание чего-л.; довести низание до какого-л. предела.
Донизать жемчуг.
дониза́ть, донижу́, дони́жем, дони́жешь, дони́жете, дони́жет, дони́жут, донижа́, дониза́л, дониза́ла, дониза́ло, дониза́ли, донижи́, донижи́те, дониза́вший, дониза́вшая, дониза́вшее, дониза́вшие, дониза́вшего, дониза́вшей, дониза́вших, дониза́вшему, дониза́вшим, дониза́вшую, дониза́вшею, дониза́вшими, дониза́вшем, дони́занный, дони́занная, дони́занное, дони́занные, дони́занного, дони́занной, дони́занных, дони́занному, дони́занным, дони́занную, дони́занною, дони́занными, дони́занном, дони́зан, дони́зана, дони́зано, дони́заны
нареч.
До самого низа.
Вся эта гора от вершины и донизу изрыта. Арсеньев, Материалы по изучению древнейшей истории Уссурийского края.
◊
- сверху донизу
нареч.
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху до́низу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокий.
А. С. Пушкин, Полководец
несов. перех.
1. Заканчивать нанизывание чего-либо.
2. Доводить нанизывание до конца или до определённого предела.
ДОНИ́ЗЫВАТЬ, донизываю, донизываешь. несовер. к донизать.
ДОНИЗЫВАТЬ, донизать что, оканчивать низкою, нанизать все или низать до чего. -ся, быть донизываему;
| низать до каких-либо последствий. Донизыванье ср., ·длит. донизанье ·окончат. дониз муж. донизка, жен. действие по гл.
ДОНИ́ЗЫВАТЬСЯ, донизываюсь, донизываешься, несовер. страд. к донизывать.
прил., кол-во синонимов: 38
докучавший (31)
допекавший (13)
досаждавший (41)
достававший (82)
замучивавший (21)
зливший (43)
зудевший (26)
игравший на нервах (29)
измучивавший (22)
изнимавший (2)
изнурявший (42)
капавший на мозг (15)
капавший на мозги (24)
клюживший (4)
крючивший (10)
мозгоклюйствовавший (26)
мучавший (24)
мучивший (88)
надоедавший (93)
напрягавший (34)
насиловавший (33)
насыпавшийся (18)
не дававший покоя (53)
отвлекавший (15)
пиливший (47)
преследовавший (42)
причинявший боль (16)
пронимавший (16)
пропекавший (10)
пропекавшийся (10)
садивший (41)
стоявший над душой (13)
терроризировавший (20)
торчавший над душой (10)
трахавший (71)
прил., кол-во синонимов: 6
допекавшийся (1)
достававшийся (35)
изнурявшийся (49)
преследовавшийся (12)
пронимавшийся (10)
унимавшийся (22)
прил., кол-во синонимов: 13
докучаемый (5)
допекаемый (2)
досаждаемый (8)
доставаемый (19)
измучиваемый (13)
изнуряемый (22)
мучаемый (18)
мучимый (14)
надоедаемый (8)
отвлекаемый (6)
преследуемый (14)
пронимаемый (9)
пропекаемый (8)
ср. устар.
Взыскание недополученного; получение с кого-либо дополнительной денежной платы, взносов и т.п.
сущ., кол-во синонимов: 9
взыскание (23)
добирание (4)
допекание (4)
зудение (8)
изнурение (25)
мучение (21)
надоедание (6)
получение (24)
преследование (22)
I несов. перех. разг.
1. Не давать покоя, надоедать кому-либо, выводить кого-либо из терпения.
2. Причинять боль, мучения кому-либо; изнурять кого-либо.
3. Упорно воздействовать на кого-либо в каких-либо целях.
II несов. перех. устар.
Взыскивать что-либо недополученное или дополнительное.
ДОНИМА́ТЬ, донимаю, донимаешь, несовер. (к донять), кого-что чем (разг.). Не давать кому-нибудь покоя, доводить кого-нибудь до крайности, изводить чем-нибудь. Донимать тяжелой работой. Донимать просьбами.
кого чем. Донимать родителей просьбами. Приедешь сюда, чтобы отдохнуть... но тут тебя так доймут всяким вздором, что уж с первого дня хочется вон (Чехов).
см. надоедать 2
гл. несов.
1.
допекать
доставать
выводить кого-либо из равновесия, постоянно вступая в контакты)
2.
надоедать
докучать
приставать
привязываться
допекать
не давать покоя
стоять над душой
доставать
многократно обращаться к кому-либо, доставляя тем самым неудобства)
Syn: см. надоедать
▲ вызывать отрицательные эмоции
донимать - неотступно отрицательно воздействовать на кого - то.
преследовать.
прохода [ - у] не давать кому. прохода нет кому от кого.
досаждать.
прожужжать [протрубить, прокричать] уши кому.
твердить. долбить. талдычить. зудеть.
нудить. нудный.
изводить.
тянуть за душу. тянуть душу из кого.
тянуть жилы из кого - л (разг).
тянуть [вытянуть. вымотать. сов/несов] душу.
угнетать (угнетают мрачные мысли).
угнетающий. удручающий.
душу вынуть из кого (за эти деньги он из меня всю душу вынет).
сидит в печенках у кого. вот где сидит.
гнет - постоянное насильственное воздействие. под гнетом.
гнести. гнетущий (# чувство вины).
одолеть (комары одолели).
доводить до (# слез).
нет житья кому от кого.
невмоготу. невмочь.
спасу
[сладу. спасения] нет.
не давать ни отдыха ни срока.
▼ докучать
см. терпеть
Собств.-р. В памятниках XIV в. отмечается в форме доимати. Образовано от имати - «брать, ловить», сохранившегося в диалектах, с помощью преф. до-.
ДОНИМА́ТЬСЯ, донимаюсь, донимаешься, несовер. (разг.). страд. к донимать.
прил., кол-во синонимов: 18
докучающий (15)
допекающий (5)
досаждающий (25)
достающий (46)
замучивающий (14)
зудящий (11)
измучивающий (16)
изнуряющий (35)
крючащий (7)
мучащий (22)
мучающий (45)
надоедающий (31)
напрягающий (21)
насилующий (13)
отвлекающий (12)
преследующий (23)
пронимающий (12)
пропекающий (9)
прил., кол-во синонимов: 7
допекающийся (1)
достающийся (26)
изнуряющийся (34)
преследующийся (12)
пронимающийся (9)
пропекающийся (10)
унимающийся (19)
ДОНИН ДОНОВ ДОНИЧ
Уменьшительными Дона и Доня называли мужчин по имени Авдон, Донат, Даниил, Демьяни женщин по имени Домна, Домника, Евдокия и т. п. (Ф) Донов не имеет отношение к реке Дон. Дон, Доня, Дона могут быть уменьшительными формами имем Домидонт (начальник копьеносцев, греч.), Дорофей и других. (Э)
ДОНИЦЕТТИ (Donizetti) Гаэтано (1797-1848) - итальянский композитор. Представитель итальянской романтической оперной школы. С его творчеством связан расцвет искусства бельканто. Писал для театров Италии, Парижа, Вены. Оперы "Любовный напиток" (1832), "Лючия ди Ламмермур" (1835), "Дочь полка", "Фаворитка" (обе 1840), "Дон Паскуале" (1843) и др.
Донице́тти Гаэтано (Donizetti) (1797-1848), композитор; представитель итальянской романтической оперной школы. С его творчеством связан расцвет искусства бельканто. Писал для театров Италии, Парижа, Вены. Оперы «Любовный напиток» (1832), «Лючия ди Ламмермур» (1835), «Дочь полка», «Фаворитка» (обе 1840), «Дон Паскуале» (1843) и др.
* * *
ДОНИЦЕТТИ Гаэтано - ДОНИЦЕ́ТТИ Гаэтано (полн. Доменико Гаэтано Мария Доницетти, Donizetti) (29 ноября 1797, Бергамо - 8 апреля 1848, там же), итальянский композитор, представитель итальянской романтической оперной школы. С его творчеством связан расцвет искусства бельканто (см. БЕЛЬКАНТО). Писал для театров Италии, Парижа, Вены. Оперы «Любовный напиток» (1832), «Лючия ди Ламмермур» (1835), «Дочь полка», «Фаворитка» (обе 1840), «Дон Паскуале» (1843).
Доницетти происходил из бедной семьи, однако благодаря поддержке работавшего в Бергамо немецкого композитора Симона Майра (1763-1845) смог получить солидное музыкальное образование (1806-1814). В 1815-1817 годах Доницетти занимался в Болонском музыкальном лицее у Станислао Маттеи (1750-1825). К началу 1820-х годов был автором ряда опер, многочисленных камерно-инструментальных, оркестровых и духовных вокальных произведений. Первый большой успех пришел к Доницетти в 1822 году, когда в Неаполе состоялась премьера его оперы «Цыганка». В течение последующих нескольких лет Доницетти был связан с Неаполем: здесь он регулярно дирижировал и писал до пяти опер в год. Опера «Анна Болейн», поставленная в Милане в 1830 году, принесла Доницетти международную известность, которая укрепилась благодаря успеху лирико-комической оперы «Любовный напиток» (1832) и опер на исторические сюжеты («Лукреция Борджиа», 1833; обе поставлены в Милане) и «Марино Фальеро» (1835, Париж). Величайшим триумфом Доницетти стала «Лючия ди Ламмермур» по В. Скотту (1835, Неаполь) - эталон итальянской романтической оперы с роковыми страстями, трагической развязкой и доминирующей фигурой центральной героини, для которой предназначены наиболее эффектные вокальные номера. Большинство серьезных (не комических) опер Доницетти отражает эстетику «века примадонн»; их успех был во многом обусловлен мастерством исполнительниц главных ролей - Джудитты Пасты (см. ПАСТА Джудитта), Джулии Гризи (см. ГРИЗИ), других выдающихся сопрано.
За «Лючией» последовало несколько менее удачных премьер (в том числе оперы «Мария де Руденц» в Венеции, 1838), к которым добавились смерть жены, осложнения с цензурой, запретившей оперу «Полиевкт» (на сюжет о христианском великомученике) и безуспешная попытка возглавить консерваторию в Неаполе (вместо Доницетти должность директора консерватории занял Саверио Меркаданте, 1795-1870). Все это побудило Доницетти перебраться в Париж, где публика с восторгом приняла французские редакции его ранних опер, а затем и две новые оперы - комическую «Дочь полка» и трагическую «Фаворитку» (обе 1840). В 1842 в Вене прошла триумфальная премьера оперы «Линда ди Шамуни», после которой Доницетти был назначен австрийским придворным капельмейстером. С начала 1840-х здоровье Доницетти постоянно ухудшалось (он болел сифилисом), что привело к спаду его творческой деятельности. Тем не менее в поздний период Доницетти создал такой бесспорный шедевр, как опера-буффа (см. ОПЕРА-БУФФА) «Дон Паскуале» (1843, Париж); много великолепной музыки содержат и его серьезные оперы того же времени - «Мария ди Роган» (1843, Вена), «Дон Себастьян, король Португалии» (1943, Париж), «Катерина Корнаро» (1844, Неаполь).
Подобно своему коллеге и сопернику Винченцо Беллини (см. БЕЛЛИНИ Винченцо), Доницетти остался в истории музыки прежде всего своими операми, воплотившими эстетическую суть искусства бельканто (см. БЕЛЬКАНТО). Доницетти часто критиковался за недостаточно дифференцированную обрисовку характеров, небрежность в разработке музыкального материала, злоупотребление оперными штампами, однако начавшийся в 1950-х подъем общественного интереса к бельканто привел к переоценке его творчества. Ныне достоинства его комических опер «Любовный напиток» и «Дон Паскуале» кажутся неоспоримыми; ни одна итальянская опера-буффа, кроме «Севильского цирюльника» Россини, не может соперничать с ними по богатству контрастов, блеску оркестровки, качеству и разнообразию тематизма. Оперные примадонны второй половины 20 в., прежде всего Мария Каллас (см. КАЛЛАС Мария), а вслед за ней Джоан Сазерленд (р. 1926) и Монтсеррат Кабалье (см. КАБАЛЬЕ Монтсеррат), вдохнули новую жизнь и в серьезные оперы Доницетти. Лучшие произведения Доницетти не устаревают прежде всего благодаря романтическому темпераменту, одухотворяющему искусство их автора. До конца 1820-х Доницетти оставался эпигоном Россини, подражая условному стилю его серьезных опер с их богато украшенными ариями. С течением времени в мелодике Доницетти (особенно в мужских партиях) возобладало лирическое начало, а структура ансамблевых сцен стала определяться развитием драматического действия. Нельзя сказать, чтобы музыка Доницетти обладала той «неземной» прелестью, которая отличает лучшие страницы опер Беллини, однако Доницетти, по сравнению с Беллини, обладал более уверенной техникой, позволявшей ему непринужденно варьировать эмоциональные состояния. В отличие от Беллини Доницетти был наделен незаурядным чувством юмора и интересно проявил себя в различных жанрах инструментальной и церковной музыки.
ДОНИЦЕТТИ Гаэтано (Donizetti, Gaetano) (1797-1848), итальянский оперный композитор. Родился 29 ноября 1797 в Бергамо. В молодости Доницетти пришлось противостоять родительскому запрету на выбор профессии, и, преследуя свою цель, он завербовался в австрийскую армию. Здесь у него оказалось достаточно свободного времени, чтобы заниматься композицией и даже написать первую оперу (1818). Успешная постановка четвертой по счету оперы позволила композитору оставить военную службу, и затем он многие годы зарабатывал на жизнь сочинением опер для разных итальянских театров. В 1835 Доницетти начал преподавать полифонию в Королевском музыкальном колледже Милана, а через два года стал директором этого заведения. Впоследствии жил в Париже; в 1845 его разбил паралич. Композитора перевезли в Италию на лечение, но училия врачей оказались безуспешными. Умер Доницетти в Бергамо 8 апреля 1848. Из 65 опер и оперетт Доницетти наиболее известны - Любовный напиток (L'Elisir d'amore, 1832), Лючия ди Ламмермур (Lucia di Lammermoor, 1835); Дочь полка (La Fille du rgiment, 1840); Линда ди Шамуни (Linda di Chamounix, 1842) и Дон Паскуале (Don Pascuale, 1843). Трагическая Лючия - вершина творчества композитора, а Дон Паскуале и Любовный напиток - отличные комические оперы. В наследии Доницетти также две мессы и еще ряд церковных произведений, 12 опусов для струнного квартета, несколько кантат, песни, оркестровые и фортепианные произведения.
ЛИТЕРАТУРА
Донати-Петтени Дж. Г. Доницетти. Л., 1980
ДОНИЦЕТТИ (Donizetti) Гаэтано (1797 - 1848), итальянский композитор. Автор свыше 70 опер, представляющих все жанровые разновидности итальянской романтической оперы и обозначивших расцвет бельканто. Лирические музыкальные драмы и комедии: "Анна Болейн" (1830), "Любовный напиток" (1832), "Лукреция Борджа" (1833), "Лючия ди Ламмермур" (1835), "Дон Паскуале" (1843, опера-буффа) и др.
Уменьшительными Дона и Доня называли мужчин по имени Авдон, Донат, Даниил, Демьяни женщин по имени Домна, Домника, Евдокия и т. п. (Ф) Донов не имеет отношение к реке Дон. Дон, Доня, Дона могут быть уменьшительными формами имем Домидонт (начальник копьеносцев, греч.), Дорофей и других. (Э)
Дони́ш Ахмад Махдум ибн Носир (1827-1897), таджикский писатель, философ-просветитель. В книге «Редчайшие происшествия» (1875-82) обосновывал необходимость просвещения и изменения социального устройства Бухары. Сатирическая «Краткая история мангытских эмиров благородной Бухары» (1860-65).
* * *
ДОНИШ Ахмад Махдум ибн Носир - ДОНИ́Ш Ахмад Махдум ибн Носир (1827-97), таджикский писатель, философ-просветитель. В книге «Редчайшие происшествия» (1875-82) обосновывал необходимость просвещения и изменения социального устройства Бухары. Сатирическая «Краткая история мангытских эмиров благородной Бухары» (1860-65).
ДОНИШ Ахмад Махдум ибн Носир (1827-97) - таджикский писатель, философ-просветитель. В книге "Редчайшие происшествия" (1875-82) обосновывал необходимость просвещения и изменения социального устройства Бухары. Сатирическая "Краткая история мангытских эмиров благородной Бухары" (1860-65).