Дя́гилев Сергей Павлович (1872-1929), театральный и художественный деятель. Вместе с А. Н. Бенуа создал художественное объединение «Мир искусства», соредактор одноименного журнала. Организатор выставок русского искусства, исторических русских концертов, «Русских сезонов» (с 1907) за границей. Идеи Дягилева вдохновили на создание балетных произведений И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, К. Дебюсси, М. Равеля. Создал труппу «Русские балеты Дягилева» (1911-29).
* * *
ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович - ДЯ́ГИЛЕВ Сергей Павлович (1872-1929), русский театральный и художественный деятель. Вместе с А. Н. Бенуа (см. БЕНУА Александр Николаевич) создал художественное объединение «Мир искусства» (см. МИР ИСКУССТВА), соредактор одноименного журнала. Организатор выставок русского искусства, исторических русских концертов, «Русских сезонов» (см. РУССКИЕ СЕЗОНЫ) (с 1907) за границей. Создал труппу «Русские балеты Дягилева» (1911-1929).
* * *
ДЯ́ГИЛЕВ Сергей Павлович [19 (31) марта 1872, Новгородская губерния - 19 августа 1929, Венеция], русский театральный и художественный деятель, первый балетный импресарио 20 в., который прославил русское искусство за рубежом.
Детство. Петербург
Родился Дягилев в дворянской семье, которая увлекалась музыкой, театром, искусством. Мать умерла при его рождении - Сережу воспитала мачеха, образованная и интеллигентная женщина. Сам Дягилев хорошо пел, играл на фортепиано, рисовал, хотя был просто любителем в разных областях искусства. В 1896 окончил юридический факультет ПетՑёÑӑPڐސӐޠуниверситета, параллельно занимаясь в консерватории. Был одним из создателей художественного объединения «Мир искусства (см. МИР ИСКУССТВА)», которое оказало огромное влияние на культурную жизнь России на рубеже веков. Некоторое время Дягилев был редактором журнала «Ежегодник императорских театров», состоял чиновником по особым поручениям при канцелярии императорских театров. После увольнения со службы Дягилев занялся организацией выставки старинного русского портрета сначала в России, потом за рубежом, а также ежегодными концертами русских артистов за границей.
Знаменитая антреприза Дягилева
В 1908 он вывез в Париж русские оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргкого (см. МУСОРГСКИЙ Модест Петрович), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (см. ГЛИНКА Михаил Иванович) и др. В 1909 состоялись и первые совместные оперно-балетные «Русские сезоны (см. РУССКИЕ СЕЗОНЫ)» в Париже. В последующие годы он стал вывозить только балет, который пользовался огромным успехом. С началом Первой мировой войны он навсегда покинул Россию, создал за границей постоянно действующую труппу «Русский балет» Сергея Дягилева, которая просуществовала до 1929. В течение 20 лет в его антрепризе работали самые выдающиеся балетмейстеры своего времени - М. М. Фокин (см. ФОКИН Михаил Михайлович) (для дягилевской антрепризы он создал свои лучшие балеты), В. Ф. Нижинский (см. НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич), Л. Ф. Мясин (см. МЯСИН Леонид Федорович), Б. Ф. Нижинская, Дж. Баланчин (см. БАЛАНЧИН Джордж), С. Лифарь (см. ЛИФАРЬ Серж). Многих воспитал сам Дягилев. Он всегда был чуток ко всему новому. К тому же, у него был «нюх» на таланты. «Удиви меня», - говорил он постановщикам, когда затевал новые проекты. Именно Дягилев привел в балет лучших художников эпохи. Его спектакли оформляли А. Н. Бенуа, (см. БЕНУА Александр Николаевич) Л. С. Бакст (см. БАКСТ Лев Самойлович), Н. Н. Рерих (см. РЕРИХ Николай Константинович), А. Я. Головин (см. ГОЛОВИН Александр Яковлевич), Н. С. Гончарова (см. ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна), М. Ф. Ларионов (см. ЛАРИОНОВ Михаил Федорович), А. Матисс (см. МАТИСС Анри), П. Пикассо (см. ПИКАССО Пабло) и др. Иногда они выступали и авторами либретто. Для сотрудничества Дягилев привлек также крупнейших музыкантов и начинающую талантливую молодежь. У него работали М. Равель (см. РАВЕЛЬ Морис), К. Дебюсси (см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль), Э. Сати (см. САТИ Эрик). Дягилев привлек начинающих русских композиторов: И. Ф. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович), создавшего для дягилевской труппы партитуры «Жар-птицы», «Петрушки», «Весны священной», «Свадебки», «Аполлона Мусагета» и др., и молодого С. С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич) («Шут», «Стальной скок»). У Дягилева танцевали лучшие балерины и танцовщики Мариинского (см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР) и Большого театров (см. БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Москве), поначалу совмещая выступления на казенной сцене и зарубежные гастроли. Впоследствии многие из них перешли к Дягилеву, спасаясь от рутины императорской сцены. У Дягилева блистал весь цвет русского балета - А. П. Павлова (см. ПАВЛОВА Анна Павловна), Т. П. Карсавина (см. КАРСАВИНА Тамара Платоновна), О. А. Спесивцева (см. СПЕСИВЦЕВА Ольга Александровна), Нижинские, Фокин, А. Д. Данилова. Хотя отношения Дягилева с работающими вместе с ним людьми складывались по-разному (многих отпугивала его нетрадиционная сексуальная ориентация), духовный облик Дягилева всегда притягивал к себе творческую личность.
Вклад Дягилева в балетное искусство
Именно благодаря гастролям труппы Дягилева балетное искусство пережило ренессанс. Дягилев оказал огромное влияние на формирование всего балетного искусства 20 в., на отношение к нему серьезных художников. Созданные в его антрепризе балеты до сих пор являются украшением крупнейших балетных сцен мира. Они идут в Москве, Петербурге, Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Многие из них сняты на кино- и видеопленку (серия балетов «Париж танцует Дягилева»). О Дягилеве пишутся романы, создаются кинофильмы, театральные представления. Он доказал, что быть импресарио - великое искусство.
Несмотря на огромный успех «Русского балета», Дягилев часто испытывал материальные затруднения и всегда прибегал к помощи состоятельных меценатов. Свои личные средства он также тратил на новые постановки. В 1920-е гг. Дягилев увлекся собирательством редких книг - его коллекцию составили уникальные издания на русском языке, автографы Пушкина. Будучи человеком крайне суеверным, он боялся морских путешествий. Умер Дягилев в Венеции - на воде, как ему в юности предсказала цыганка. После его смерти труппа распалась, а ее репертуар сохранился лишь благодаря усилиям танцовщиков и хореографов его труппы. Хотя сам Дягилев не был художником, его смело можно назвать одним из «отцов» балета 20 в.