прил., кол-во синонимов: 1
выжидавший (18)
ДЯГА - жен., зап. кожаный пояс, ремень. Дяглить, дягнуть сев. расти, плотнеть, здороветь, крепчать. Дяглый, здоровый, ражий, работящий. Дяглица жен. растение дедильница. Дяге(и)ль муж. растение Angelica archangelica и sylvestris; первый, см. дудошник; второй: дикая зоря, коровник, коровки, дидель? дягильник, штотун? стотон? купырь красный, снить; блекот (Conium?). Дягиль собачий, ядовитое растение Cicuta virosa, омег, вех, бешеница.
дя́га
"ремень", русск.-цслав. дС©гъ ἱμάς, укр. дя́га "большое, тяжесть", словен. dé̯ga "круглый ремень".
Ступень чередования *dęg- к *dǫg-; см. -дуг, ст.-слав. недС«гъ и т. д. (Бернекер 1, 190). Ср. особенно др.-исл. tengja "связывать", tengsl им. мн. "канаты, веревки", англ. tangle "запутывать", нем. Zange "щипцы"; ср. Гюнтерт, Wus 9, 131; Хольтхаузен, Awn. Wb. 302. Ср. -дуг, дя́глый, дя́гнуть.
ДЯГИЛЕВ
Дягиль - высокое травянистое растение. Возможно, прозвище высокого, сухощавого человека. (Ф) Фамилия русская, в ее основе - наименование растения дягель или диалектное (псковское и северное) прилагательной дяглый - "сильный, здоровый, крепкий", "работящий". (Н)
ДЯ́ГИЛЕВ Сер. Пав. (1872-1929) - художеств. и театральный деятель. Родился в Новгородской губернии. В 1896 закончил юридич. ф-тет Санкт-Петербургского ун-та, одноврем. занимаясь в консерватории по классу Н. А. Римского-Корсакова. С 1899 по 1901 состоял на службе в Дирекции Имп. т-ров и подготовил выпуск "Ежегодника имп. т-ров". Ред. (вместе с А. Н. Бенуа) ж. "Мир иск-ва" и один из создателей одноим. художеств. объединения. Организатор "Историко-художеств. выставки рус. портретов" в 1905, выставки худ. рус. школы в Осеннем Салоне в Париже в 1906 и др. Антрепренер ежегодных выступлений рус. артистов, т. н. "Рус. сезонов" в Париже (с 1907). Организатор симфонич. концертов в Париже в 1907, в к-рых участвовали Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, А. Глазунов, Ф. Шаляпин. С оперной и балетной труппами Д. выезжал в Париж, Лондон, Сев. и Ю. Америку. Среди артистов: А. Павлова, Т. Карсавина, Е. Гельцер, М. Фокин; В. Нижинский был ведущим танцовщиком в 1909-13. Оперные и балетные спектакли оформляли такие выдающиеся худ., как А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головин, Н. Рерих, Н. Гончарова и др. Спектакли, получившие авангардную постановку, сценографию, музыкальное и изобразит. оформление, относятся к выдающимся образцам мирового театрального иск-ва нач. 20 в., они оказали большое влияние на театральную жизнь Европы и способствовали воссозданию балетного иск-ва. На основе антрепризной труппы "Рус. сезонов" Д. в 1911 организует "Рус. балет", начавший свои выступления в 1913 и существовавший до 1929. Д. скончался 19 авг. 1929 в Венеции.
С. П. Дягилев

Дя́гилев Сергей Павлович (1872-1929), театральный и художественный деятель. Вместе с А. Н. Бенуа создал художественное объединение «Мир искусства», соредактор одноименного журнала. Организатор выставок русского искусства, исторических русских концертов, «Русских сезонов» (с 1907) за границей. Идеи Дягилева вдохновили на создание балетных произведений И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, К. Дебюсси, М. Равеля. Создал труппу «Русские балеты Дягилева» (1911-29).
* * *
ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович - ДЯ́ГИЛЕВ Сергей Павлович (1872-1929), русский театральный и художественный деятель. Вместе с А. Н. Бенуа (см. БЕНУА Александр Николаевич) создал художественное объединение «Мир искусства» (см. МИР ИСКУССТВА), соредактор одноименного журнала. Организатор выставок русского искусства, исторических русских концертов, «Русских сезонов» (см. РУССКИЕ СЕЗОНЫ) (с 1907) за границей. Создал труппу «Русские балеты Дягилева» (1911-1929).
* * *
ДЯ́ГИЛЕВ Сергей Павлович [19 (31) марта 1872, Новгородская губерния - 19 августа 1929, Венеция], русский театральный и художественный деятель, первый балетный импресарио 20 в., который прославил русское искусство за рубежом.
Детство. Петербург
Родился Дягилев в дворянской семье, которая увлекалась музыкой, театром, искусством. Мать умерла при его рождении - Сережу воспитала мачеха, образованная и интеллигентная женщина. Сам Дягилев хорошо пел, играл на фортепиано, рисовал, хотя был просто любителем в разных областях искусства. В 1896 окончил юридический факультет ПетՑёÑӑPڐސӐޠуниверситета, параллельно занимаясь в консерватории. Был одним из создателей художественного объединения «Мир искусства (см. МИР ИСКУССТВА)», которое оказало огромное влияние на культурную жизнь России на рубеже веков. Некоторое время Дягилев был редактором журнала «Ежегодник императорских театров», состоял чиновником по особым поручениям при канцелярии императорских театров. После увольнения со службы Дягилев занялся организацией выставки старинного русского портрета сначала в России, потом за рубежом, а также ежегодными концертами русских артистов за границей.
Знаменитая антреприза Дягилева
В 1908 он вывез в Париж русские оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргкого (см. МУСОРГСКИЙ Модест Петрович), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (см. ГЛИНКА Михаил Иванович) и др. В 1909 состоялись и первые совместные оперно-балетные «Русские сезоны (см. РУССКИЕ СЕЗОНЫ)» в Париже. В последующие годы он стал вывозить только балет, который пользовался огромным успехом. С началом Первой мировой войны он навсегда покинул Россию, создал за границей постоянно действующую труппу «Русский балет» Сергея Дягилева, которая просуществовала до 1929. В течение 20 лет в его антрепризе работали самые выдающиеся балетмейстеры своего времени - М. М. Фокин (см. ФОКИН Михаил Михайлович) (для дягилевской антрепризы он создал свои лучшие балеты), В. Ф. Нижинский (см. НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич), Л. Ф. Мясин (см. МЯСИН Леонид Федорович), Б. Ф. Нижинская, Дж. Баланчин (см. БАЛАНЧИН Джордж), С. Лифарь (см. ЛИФАРЬ Серж). Многих воспитал сам Дягилев. Он всегда был чуток ко всему новому. К тому же, у него был «нюх» на таланты. «Удиви меня», - говорил он постановщикам, когда затевал новые проекты. Именно Дягилев привел в балет лучших художников эпохи. Его спектакли оформляли А. Н. Бенуа, (см. БЕНУА Александр Николаевич) Л. С. Бакст (см. БАКСТ Лев Самойлович), Н. Н. Рерих (см. РЕРИХ Николай Константинович), А. Я. Головин (см. ГОЛОВИН Александр Яковлевич), Н. С. Гончарова (см. ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна), М. Ф. Ларионов (см. ЛАРИОНОВ Михаил Федорович), А. Матисс (см. МАТИСС Анри), П. Пикассо (см. ПИКАССО Пабло) и др. Иногда они выступали и авторами либретто. Для сотрудничества Дягилев привлек также крупнейших музыкантов и начинающую талантливую молодежь. У него работали М. Равель (см. РАВЕЛЬ Морис), К. Дебюсси (см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль), Э. Сати (см. САТИ Эрик). Дягилев привлек начинающих русских композиторов: И. Ф. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович), создавшего для дягилевской труппы партитуры «Жар-птицы», «Петрушки», «Весны священной», «Свадебки», «Аполлона Мусагета» и др., и молодого С. С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич) («Шут», «Стальной скок»). У Дягилева танцевали лучшие балерины и танцовщики Мариинского (см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР) и Большого театров (см. БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Москве), поначалу совмещая выступления на казенной сцене и зарубежные гастроли. Впоследствии многие из них перешли к Дягилеву, спасаясь от рутины императорской сцены. У Дягилева блистал весь цвет русского балета - А. П. Павлова (см. ПАВЛОВА Анна Павловна), Т. П. Карсавина (см. КАРСАВИНА Тамара Платоновна), О. А. Спесивцева (см. СПЕСИВЦЕВА Ольга Александровна), Нижинские, Фокин, А. Д. Данилова. Хотя отношения Дягилева с работающими вместе с ним людьми складывались по-разному (многих отпугивала его нетрадиционная сексуальная ориентация), духовный облик Дягилева всегда притягивал к себе творческую личность.
Вклад Дягилева в балетное искусство
Именно благодаря гастролям труппы Дягилева балетное искусство пережило ренессанс. Дягилев оказал огромное влияние на формирование всего балетного искусства 20 в., на отношение к нему серьезных художников. Созданные в его антрепризе балеты до сих пор являются украшением крупнейших балетных сцен мира. Они идут в Москве, Петербурге, Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Многие из них сняты на кино- и видеопленку (серия балетов «Париж танцует Дягилева»). О Дягилеве пишутся романы, создаются кинофильмы, театральные представления. Он доказал, что быть импресарио - великое искусство.
Несмотря на огромный успех «Русского балета», Дягилев часто испытывал материальные затруднения и всегда прибегал к помощи состоятельных меценатов. Свои личные средства он также тратил на новые постановки. В 1920-е гг. Дягилев увлекся собирательством редких книг - его коллекцию составили уникальные издания на русском языке, автографы Пушкина. Будучи человеком крайне суеверным, он боялся морских путешествий. Умер Дягилев в Венеции - на воде, как ему в юности предсказала цыганка. После его смерти труппа распалась, а ее репертуар сохранился лишь благодаря усилиям танцовщиков и хореографов его труппы. Хотя сам Дягилев не был художником, его смело можно назвать одним из «отцов» балета 20 в.
ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович (1872-1929) - российский театральный и художественный деятель. Вместе с А. Н. Бенуа создал художественное объединение "Мир искусства", соредактор одноименного журнала. Организатор выставок русского искусства, исторических русских концертов, "Русских сезонов" (с 1907) за границей. Создал труппу "Русские балеты Дягилева" (1911-29).
ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович (1872-1929), русский деятель театра, балетный импресарио, руководитель знаменитого "Русского балета".

СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ ДЯГИЛЕВ, портрет работы В.Серова.
Родился в Новгородской губернии 19 марта 1872, в дворянской семье. Учился в местной школе и в гимназии Мая в Петербурге, затем изучал право в университете и занимался живописью и музыкой, в частности пением. Рисовал и импровизировал за фортепиано. Группа университетских друзей во главе с Дягилевым образовала кружок, а затем создала художественный журнал "Мир искусства". Стремясь познакомить с русским искусством Западную Европу, Дягилев организовал в Париже в 1907 выставку русской живописи и серию концертов, а в следующем сезоне - постановку ряда русских опер. В 1899 Дягилев стал редактором "Ежегодника Императорских театров" и руководил постановкой Сильвии Л.Делиба на сцене Мариинского театра. Попытка Дягилева использовать современную сценографию привела к отстранению его от постановки. Однако он продолжал вынашивать мечту о современном балете и в 1909 собрал труппу, состоявшую из танцоров Императорских театров. Во время летнего отпуска Дягилев вывез ее в Париж, где провел первый "Русский сезон". В "Сезоне" участвовали такие танцовщики, как А.П.Павлова, Т.П.Карсавина, М.М.Фокин, В.Ф.Нижинский и А.Р.Больм. "Сезон" прошел с огромным успехом. Сценография Леона Бакста и Александра Бенуа ошеломила публику своей новизной. М.М.Фокин выступил в качестве постановщика Жар-Птицы и Петрушки И.Ф.Стравинского, а также "Половецких плясок" из Князя Игоря А.П.Бородина, Шахерезады на музыку Н.А.Римского-Корсакова, Сильфид (Шопениана) и Карнавала на музыку Р.Шумана. Впоследствии Дягилев привлек в труппу танцовщика и балетмейстера Леонида Мясина; в период 1915-1920 для "Русского балета" работали такие композиторы, как О.Респиги, Э.Сати, Г.Форе, М.де Фалья и другие; спектакли оформляли П.Пикассо, А.Матисс, А.Дерен. Ставились балеты на современные сюжеты, например, Лани (Les Biches) Ф.Пуленка в хореографии Брониславы Нижинской и Стальной скок С.С.Прокофьева в хореографии Л.Ф.Мясина. Между 1926 и 1929 появилось восемь постановок Джорджа Баланчина, в их числе Блудный сын С.С.Прокофьева. Преклонение перед традицией классического балета побудило Дягилева осуществить постановку Спящей красавицы Чайковского в Лондоне в 1921, однако, несмотря на успех у публики, труппу едва не постиг финансовый крах. Последние постановки "Русского балета" были чересчур "интеллектуальными", чересчур "стильными" и редко пользовались тем безоговорочным успехом, который сопровождал первые сезоны. В этот период для труппы работали композиторы Ф.Пуленк, Д.Мийо, С.С.Прокофьев, декорации писали Мари Лорансен, Ж.Брак, Х.Гри, Ж.Руо и Дж.ди Кирико. Умер Дягилев в Венеции 19 августа 1929. См. также БАЛЕТ.
ЛИТЕРАТУРА
Сергей Дягилев и русское искусство, тт. 1-2. М., 1982 Григорьев С.Л. Балет Дягилева, 1909-1929. М., 1993 Лифарь С. Дягилев и с Дягилевым. М., 1994 Нестьев И.В. Дягилев и музыкальный театр XX века. М., 1994 Дягилева Е.В. Семейная запись о Дягилевых. СПб - Пермь, 1998

Сергей Павлович Дягилев.
ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович (1872 - 1929), российский театральный и художественный деятель. Вместе с А.Н. Бенуа создал художественное объединение "Мир искусства", соредактор одноименного журнала. Организатор выставок русского искусства, исторических русских концертов, "Русских сезонов" (с 1907) за границей; создатель труппы "Русский балет Дягилева" (1911 - 29). Театральные антрепризы Дягилева оказали влияние на развитие мировой хореографии.
м.
Травянистое медоносное растение семейства зонтичных с крупными зеленовато-белыми цветками, используемое в фармакологии.
ДЯ́ГИЛЬ, -я, муж. Высокое травянистое медоносное растение сем. зонтичных с зеленовато-белыми цветками.
| прил. дягильный, -ая, -ое.
ДЯ́ГИЛЬ, -я, м
Травянистое высокое медоносное растение семейства зонтичных с зеленовато-белыми цветками, собранными в соцветие, напоминающее по виду зонтик, используемое в медицине.
Берег реки густо порос дягилем.
ДЯ́ГИЛЬ -я; м. Травянистое медоносное растение сем. зонтичных с крупными зеленовато-белыми цветками, используемое в медицине. Белые зонтики дягиля. Д. аптечный. Корень дягиля утоляет зубную боль.
* * *
дя́гиль - род травянистых растений семейства зонтичных. Около 12 видов, в умеренном поясе Северного полушария. В корнях и корневищах содержится кумарин. Дягиль лекарственный используется в кондитерском и ликёроводочном производствах; хороший медонос.
* * *
ДЯГИЛЬ - ДЯ́ГИЛЬ, род травянистых растений семейства зонтичных. Ок. 12 видов, в умеренном поясе Северного полушария. В корнях и корневищах содержится кумарин. Дягиль лекарственный используется в кондитерском и ликероводочном производствах; хороший медонос.
ДЯГИЛЬ - род травянистых растений семейства зонтичных. Ок. 12 видов, в умеренном поясе Северного полушария. В корнях и корневищах содержится кумарин. Дягиль лекарственный используется в кондитерском и ликероводочном производствах; хороший медонос.
ДЯГИЛЬ, род травянистых растений (семейство зонтичные). Около 12 видов, в умеренном поясе Северного полушария. В корнях и корневищах содержится душистое вещество кумарин. Дягиль лекарственный используется в кондитерском и ликеро-водочном производствах; хороший медонос.
сущ., кол-во синонимов: 9
ангелика (3)
дидедь (3)
дикая зоря (4)
дудник (6)
дягильник (4)
коровник (7)
купырь красный (6)
растение (4422)
снить (5)
дя́гиль
дя́гель м. - растение "Angelica archangelica", укр. дя́гиль, блр. дзя́гíль, польск. dzięgiel, в.-луж. dźehel. Из *dęgylь или *dęglь. Поскольку это растение применяется как лекарство, название, по-видимому, связано с дя́глый, дя́гнуть и предыдущими словами; ср. Брюкнер, PF 7, 159 и сл.; KZ 42, 342; Mi. EW 40. Думать о заимствовании из польск. (Преобр. 1, 210) как будто нет оснований. Сомнительно в фонетическом отношении объяснение из лат. angelica (Карлович 144). [Пизани ("Paideia", 8, No 2, 1953, стр. 111) допускает заимствование из нж.-нем. *de engil, ср. нов.-в.-н. Engelwürz - название того же растения. - Т.]
прил.
1. соотн. с сущ. дягиль, связанный с ним
2. Свойственный дягилю, характерный для него.
3. Приготовленный, полученный из дягиля.
ДЯ́ГИЛЬ, -я, м. Высокое травянистое медоносное растение сем. зонтичных с зеленовато-белыми цветками.
I м. разг.
Брат отца или матери по отношению к племянникам; муж тётки, дядя I.
II м. разг.
1. Любой мужчина (обычно в речи детей или в разговоре взрослых с детьми); дядя II 2..
2. Посторонний, незнакомый мужчина; дядя II 3..
III м.
Употребляется как ласково-фамильярное обращение к пожилому или старшему по возрасту мужчине.
ДЯ́ДЕНЬКА, дяденьки, муж.
1. ласк. к дядя (разг. фам.). Дорогой мой дяденька!
2. Обращение к незнакомому (не старому) мужчине (прост.). «Я поснимал с них шапки, а они идут за мной да просят: дяденька, отдай шапку.» Чехов.
ДЯ́ДЕНЬКА -и; мн. род. -нек, дат. -нькам; м. Разг.
1. = Дя́дя (1 зн.).
2. Употр. как обращение ребёнка к незнакомому мужчине. Незнакомый д. сказал. Спроси у этого дяденьки!
◁ Дя́денькин, -а, -о. Разг. Д. шапка.
-и, род. мн. -нек, дат. -нькам, м. разг.
1. ласк. к
дядя (в 1 знач.).
Аннинька, выполняя родственный обряд, подошла поблагодарить дяденьку [за обед] поцелуем в щеку. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы.
2. То же, что дядя (во 2 знач.).
Ваня обеими руками стащил с головы шапку и сказал: - Здравствуйте, дяденька! Катаев, Сын полка.
дя́денька, дя́деньки, дя́денек, дя́деньке, дя́денькам, дя́деньку, дя́денькой, дя́денькою, дя́деньками, дя́деньках
I м. разг.
ласк. к сущ. дядя I
II м. разг.
ласк. к сущ. дядя II 1., 2., 3.
III м.
Употребляется как ласково-фамильярное обращение к пожилому или старшему по возрасту мужчине.
ДЯ́ДЕЧКА, дядечки, муж. (разг. фам.). То же, что дяденька в 1 знач.
дя́дечка, дя́дечки, дя́дечек, дя́дечке, дя́дечкам, дя́дечку, дя́дечкой, дя́дечкою, дя́дечками, дя́дечках
I прил.
1. соотн. с сущ. дядя I, связанный с ним
2. Принадлежащий дяде [дядя I].
II прил.
1. соотн. с сущ. дядя II 1., 2., 3., связанный с ним
2. Принадлежащий дяде [дядя II 1., 2., 3.].
дя́дин, дя́дина, дя́дино, дя́дины, дядиного, дя́диной, дя́диных, дя́дину, дядиному, дя́диным, дя́диною, дя́диными, дя́дином
ЕВГЕЕВ ЕВГЕНОВ ЕВГЕНЬЕВ ЕНИН ЕНЬКО ЕНЬКОВ ЕНЮТИН ЕНЮШИН ДЯДИН ДЯДИН
Сейчас Евгениев родные иблизкие чаще всего именуют Женями, в старину же их уменьшительно-ласкательно называли Енями, Енютами, Енюшами. Обратите внимание: родители Евгения Базарова (Отцы и дети" Тургенева) называют приехавшего к ним сына только Енюшей. (Ф). Имя Евгений из греч. - благородный. Имя было в православных святцах. (СЛИ) Енько - украинская фамилия. вероятно от имени Еня. Еньков - русифицированный вариант этой фамилии.
XIX в. Часть Литовской тюрьмы с круглой башней в центре фасада, выходящего на Офицерскую улицу. Эта часть была полностью изолирована от остальной тюрьмы, в ней размещалось женское отделение.
См.: ДЯДЯ МИТЯЙ (дядя), ЛИТОВСКИЙ ЗАМОК.