От названия города в Липецкой обл., сел Елец и Ельцы, реки Елец. Само название от слова елец - лесная поросль. (Ф). Елецкие - один ихз пяти дворянских родов, потомков Рюрика, сохранивших именование по удельным владениям. (С)
ЕЛЬЧАНИ́НОВ Ал-др Викт. (1881-1934) - священник, деятель Рус. Правосл. Церкви за рубежом; педагог. Род. в г. Николаеве, в семье офицера из старинного дворянского рода. Учился в г-зии в Тифлисе вместе с П. А. Флоренским и В. Ф. Эрном, с к-рыми его и в дальнейшем связывала тесная дружба. Окончил (1904) ист. отделение Петерб. ун-та, затем поступил одноврем. в Моск. ун-т и Моск. дух. академию. Сблизился с деятелями рус. религиозного возрождения: Вяч. Ивановым, Тернавцевым, Цветковым, Свенцицким и др. В 1904-05 участвовал в Братстве христ. борьбы, читал Евангелие на заводах рабочим. В 1906-07 состоял секр. Моск. рел.-филос. об-ва. Написал ст. в ж. "Новый путь" (февр. 1903) о мистицизме М. М. Сперанского, а также совместно с П. А. Флоренским главу о православии в сб. "История религии", к-рый вышел под ред. Е. (М., 1909). Разочарованный системой обучения в Моск. дух. академии, Е. вернулся в Тифлис и там преподавал в г-зии В. А. Левандовского, где применялись самые совр. методы педагогики. В 1916 женился на дочери Левандовского Тамаре Владимировне (1897-1934), впоследствии ставшей известным мастером иконописи. В 1921 эмигрировал, с 1922 жил на юге Франции. Один из рук. Рус. студенч. христ. движения (РСХД), к-рое он понимал как "собрание и собирание всего живого и честного в Ц., всех тех, кто принимает христ-во не как традицию, не как слова, не как быт, а как жизнь". В 1926 Е. по настоянию своего старшего друга и наставника о. Сергия Булгакова становится священником. Е. проявил себя выдающимся дух. наставником, чья проповедь находила особый отклик в среде молодежи. Скончался в Париже вскоре после своего перевода из Ниццы в Парижский кафедральный собор.
Образ исключит. пастыря, "воплощавшего в себе органич. слиянность смиренной преданности Православию, простоты детской веры со всей утонченностью рус. культурного предания" (о. С. Булгаков), гармоничного, созидающего, требовательного прежде всего к себе, - сохранился бы только в благодарной памяти друзей и дух. детей, если бы в первый же год после его смерти вдовой не была составлена по письмам и дневниковым заметкам кн. "Записи свящ. Е.", по издании имевшая необычайный успех и остающаяся до сих пор "одним из лучших руководств по нравственному богословию и христ. жизни" (Н. М. Зернов).
Соч.: Записи свящ. А. Ельчанинова. Париж, 1935; М., 1992 (нем. пер. - 1964, англ. пер. - 1967).
ЕЛЬЧАНИ́НОВ Богдан Евг. (1744-70) - писатель, переводчик. Происходил из старинной дворянской семьи. Учился в Киево-Могилянской акад., затем служил в Сухопутном шляхетном корпусе. Участвовал в русско-турецкой войне 1768-74, на к-рой и погиб. В 1764-65 входил в "елагинский кружок", с идеями к-рого связано его творчество. Перевел драмы Д. Дидро "Отец семейства" и "Побочный сын". В 1764 перелагает на "рус. нравы" комедию Вольтера "Шотландка, или Вольный дом" (под заглавием "Награжденная добродетель"). Большой успех имела оригин. комедия Е. "Наказанная вертопрашка" (1767), в к-рой он попытался создать образ положит. героя.
В ОГДР (IV, с. 44) сообщается, что "Предок рода Ельчаниновых Алендрок выехал к Великому князю Василию Васильевичу из Польши. Потомки сего Алендрока Ельчаниновы. .. жалованы были от государей по-местиями в 1476 году". По-видимому, Алендрок Ельчанинов был из поволжских тюрок, вначале выехавших не позже рубежа XIV - XV вв. в Польшу, но вскоре, даже не утеряв свою тюркскую фамилию, перешедших на русскую службу. По мнению Н.А.Баскакова, имя Алендрок от тюркского прозвища алындырк "налобник, маска", а фамилия также от тюркского прозвища елчы "вестник, глашатай".